Введение
Слово «этика» (греческое ethika, от ethos- нрав, обычай, характер) обычно употребляем в нескольких смыслах. Во-первых, этика - «это сфера знания, научная дисциплина, которая изучает нравственность, мораль, их происхождение, развитие, факторы и изменения» [2; С. 56].
Во-вторых, под этикой понимают саму совокупность правил нравственности в той или иной области поведения организации или человека. Для обозначения особой сферы знания данный термин первый раз употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные образцы и правила житейского поведения, стиль жизни, уклад какого-либо людского сообщества (профессиональной группы, социального слоя, сословия, поколения и т.п.), а также направленность какой-либо культуры, принятую в ней ценностную систему.
Прямая связь этики с жизненным опытом хорошо можно проследить в области так называемой профессиональной этики, представляющей собой совокупность нравственных требований к профессиональной деятельности человека. Один из типов профессиональной этики являет собой этика деловых отношений.
Деловые отношения - это сложный многоуровневый процесс динамики отношений между людьми в сфере служебных отношений. Его участники представлены в официальных статусах и направлены на достижение цели, определенных задач.
Специфической особенностью вышеуказанного процесса является регламентация, т. е. подчиненность поставленным ограничениям, определяющимся культурными и национальными традициями, этическими профессиональными принципами. Обязательным фактором в процессе деловых отношений является общение между людьми, развитие делового общения, т. к. при умелом общении, умении заинтересовать собеседника разговором может зависеть и конечный результат.
|
Деловые отношения тесно связаны с общением, взаимодействием производственной деятельности - это самый массовый вид социального общения. Оно являет собой область административно-правовых и коммерческих, дипломатических и экономико-правовых отношений.
Цель данного реферата - проанализировать этику делового общения и обозначить основные ее характеристики.
Цель обусловила постановку следующих задач:
рассмотреть различные виды этики;
рассмотреть роль делового общения в профессиональной этике.
Структура реферата. Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Различные виды деловой этики
Экономическая этика - это совокупность поведенческих норм предпринимателя, требования, которые предъявляются культурным представителям общества к его стилю деятельности, общению участников бизнеса, их общественному облику. Это - приспособленные к действительным нуждам бизнесмена данные об понятиях этики, о нравственных требованиях к стилю работы и поведению делового человека.
Это - правила проведения партнерских переговоров, порядок составления документов, пользование этическими методами конкуренции.
Экономическая этика также способна включать в себя деловой этикет, формирующийся под воздействиями традиций и конкретных сложившихся исторических факторов определенной страны.
Деловой этикет - это нормы, «которые регламентируют рабочий стиль, стиль общения между предприятиями, облик бизнесмена» [5; С. 52] и т.д. Предпринимательская этика не может появиться по желанию субъективной стороны. Ее формирование - длительный и сложный процесс. Факторами ее формирования являются: экономическая и политическая свобода, мощная исполнительная власть, устойчивость законодательства, право, пропаганда.
|
В 1924 г. Комитет по деловой этике при Торговой палате США первый раз в истории занялся разработкой национального этического кодекса.
«Принципы ведения бизнеса». В нем утверждено, что в основании бизнеса лежит доверие, которое проистекает из справедливых отношений, действенного оказания услуг и взаимовыгодных условий. Здесь все же еще преобладают мнения «примитивной этики» ХХ века, по которым нравственное оправдание может получить всякий бизнес, в котором партнеры по сделке готовы признать данный контракт тождественным.
Следующий переломный момент наступил во время кризис в 1929-1931 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта явился начальной точкой при поиске новых принципов структурирования хозяйственной деятельности. К 50-м годам в США был сформирован перечень общественно-философских доктрин, которым можно придать общее наименование «теории человеческих отношений». В практике корпораций стали осуществляться лозунги «социального партнерства», «участия в доходах» и т.п. Концепция «человеческих отношений» обрела определенность в комплексе «определенных профессиональных правил морали» [1; С. 101] (этика бизнеса, этика управления, этика делового общения и др.)
Главными постулатами кодекса предпринимательской этики являются такие принципы:
он имеет убеждение в необходимости своего труда не только для собственности, но и для других, для людского общества в целом;
исходит из того, что люди, которые его окружают, умеют и хотят работать;
верит в бизнес, видит его как занимательный вид творчества;
признает необходимость конкурировать, но осознает и необходимость сотрудничать;
уважает всякую собственность, движения общественного;
уважает компетентность, профессионализм и законы;
ценит науку и технику, образование.
Эти главные принципы деловой этики могут быть применимы к разным областям его профессиональной деятельности.