Политическая платформа революционного народничества 60––70-х годов XIX века.




 

1) Народничество – движение демократической русской интеллигенции, возникшее в 60-х годах XIXвека. Стимулом к нему явилась неудовлетворённость реформой 1861 года давшей крестьянам свободу, но не землю. Если либералы из помещиков и буржуазной среды приветствовало реформу, крестьянство её не поняло и не приняло, больше того, откликом на реформу явились стихийные бунты. Народничество продолжило борьбу за интересы крестьянства, когда либералы были убеждены, что всё необходимое сделано. Для него характерно скептическое и даже враждебное отношение к либеральному реформизму. Никчёмность рез-тов реформы, исчерпавшей потенциал русских либералов, по мнению народников, д.б. привести к тому, что народ сам возьмётся за осуществление своих прав. Единственное средство осущ-я – это революция. Крестьянская революция, призванная дать народу землю, подлинную свободу и посредством укрепления общинных традиций не допустить развития в России капиталистических отношений, стала целью народников.

 

2)У истоков движения стояли А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, Н.Г. Чернышевский. Они же были его идейными вдохновителями. Герцен в 1861 году обратился к русскому студенчеству с призывом идти в народ, чтобы воспитывать его и готовить к сознательной борьбе за свои интересы. В 1861-1864 гг. действовала подпольная организация, т.н. первая «Земля и воля», созданная Огарёвым и его единомышленниками. Однако она была раскрыта и обезврежена.

 

3)Расцвет рев. народничества приходится на 70-е годы. Весной и летом 1874 г. началось массовое «хождение в народ» демократической интеллигенции. Однако в конце 1875 года «хождение…» было разгромлено полицией, его участники были арестованы. «Хождение в народ» выявило организационную слабость народнического движения и определило необходимость единой, централизованной орг-ции. В 1876 году была создана такая организация «Земля и воля». Землевольцы стали создавать среди крестьян осёдлые деревенские поселения. Однако их надежды поднять крестьянство на революцию не оправдались. Обострились разногласия внутри организации. Большинство революционеров убеждалось в необходимости перехода к непосредственной политической борьбе с самодержавием. Одним из основных средств революц. тактики постепенно становится террор.

 

4)В августе 1879 года в результате конфликта «политиков» с «деревенщиками» произошёл раскол «Земли и воли»на две самостоятельные организации – «Народная воля» и «Чёрный передел».

«Народная воля» ещё более усилила принципы централизации и конспирации, начала прямое наступление, штурм царизма. 1 марта 1881 года убили Александра II. Но крестьянской революции, которую они ждали после этого, не последовало.
Оказавшись не в состоянии осуществить переворот, лишённые поддержки масс, народовольцы в письме к Александру III выдвинули своего рода программу-минимум. В случае провозглашения в стране политических свобод они обещали прекратить террористическую деятельность при условии «общей амнистии» и созыва «представителей от всего русского народа» для пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни. Но правительство игнорировало обращение революционеров и продолжало полицейские облавы.

 

5)Теоретическое обоснование революционного народничества 70-х гг. было дано в трудах его главных идеологов: Бакунина, Лаврова, Ткачёва. Общими чертами их платформы были непримиримая враждебность к абсолютистскому гос-ву, самодержавно-бюрократическому строю, помещичьему землевладению, убеждение в необходимости революционной борьбы против существующих порядков, преданность интересам крестьян. Они были носителями идей русского крестьянского социализма. Народники отрицали какой-либо положительный смысл за за капитализмом в нашей стране. Идеализация крестьянина и сельской общины, хотя некоторые теоретики народничества, в частности Бакунин, и видели симптомы разложения общинных «устоев». Именно с общиной связывалась вера в возможность «особого», некапиталистического пути развитияв России.

Общей чертой рев. народ-ва было некоторое пренебрежение проблемой конституционных преобразований, свойственное в законченной форме анархическому типу политического сознания.

 

6)По многим политическим и в особенности тактическим проблемам теоретики народничества спорили друг с другом. В революционном народничестве выделяются 3 течения: пропагандистское (Лавров), заговорщическое (Ткачёв) и бунтарское (Бакунин).

 

7) Пропагандистское течение. Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900). ОП: «Исторические письма», «Государственный элемент в будущем обществе».

Политические взгляды Лаврова основываются на субъективной социологии. Он исходит из решающей роли критически мыслящих личностей в историческом процессе. Массы НЕ оказывают существенного влияния на ход событий. По воле эгоистического меньшинства (эксплуататоров) они были отстранены от сколько-нибудь существенного влияния на прогресс в обществе. Считал, что надо вернуть долг народу, который до этого был придавлен и забит. Интеллигенция д. разъяснить народу его права и возглавить его борьбу за землю и волю. Интеллигенция д. вызвать в народе стремление к сознательной борьбе, т.о. интеллигенция является главным двигателем исторического прогресса. Для свержения самодержавия Лавров призывал русскую молодёжь идти в народ. Главное – принести народу «выработанную мысль, накопленное знание», придать «его порывам цельность и организацию», вызвать «из его среды представителей интеллигентного революционного крестьянства», а затем сойти со сцены, «отдав народное дело в руки народа». Важное условие подготовки революции – создание партии революционной интеллигенции. А в общинных и артельных центрах России д.б. образованы группы, ясно понимающие задачи рабочего социализма. Они и составят костяк личностей, которые станут ядром революционной организации. Партийные группы после победы революции станут основой социалистического гос-ва в виде «народной федерации русских революционных общин и артелей». Гос-во сохранится и на втором этапе социальной революции – переходном периоде для построения рабочего социализма. В споре с бакунистами обосновывает тезис о необходимости государства для решения внутренних и внешних задач переходного периода. Но это гос-во будет постепенно отмирать при социализме. Зрелый социализм не знает государственности, управления человека человеком. Образец социалистического гос-ва видел в Парижской коммуне.

 

8)Заговорщическое течение (бланкистское направление. Примечание от Лии: это по имени Луи Огюста Бланки, фр. Революционера, коммуниста, участника революций в 1830 и 1848гг. Бланки – сторонник тактики насильственного переворотав форме заговора, приводящего к захвату власти революционной партией). Пётр Никитич Ткачёв (1844 – 1885). ОП: «Программа революционого действия» (вместе с Нечаевым), «Открытое письмо господину Фридриху Энгельсу». Утверждал, что пропагандистская работа д.б. начата не до революции, а после переворота. Пропаганда станет действенной только тогда, когда власть будет сосредоточена в руках революционной партии, не останавливающейся перед диктаторскими средствами. Считал, что в тот момент, в России сравнительно небольшая группа заговорщиков может, устранив самодержца и его окружение, захватить политическую власть и осуществить революцию. Так как крестьянская революция, которую так долго ожидают русские революционеры не наступает, а самодержавие в стране не имеет прочной социальной базы. Писал, что необходимо нашим революционерам направить свои основные усилия на заговорщическую деятельность, т.к революц. движение, по его мнению, сводится во многих странах главным образом к деятельности различных тайных обществ, организации заговоров. Абсолютистское гос-во только издали кажется силой, оно, в сущности, не имеет прочных корней в эк.жизни народа, не воплощает в себе интересов сословий. Но это только в тот момент в России, в других странах всё абсолютно по другому. Завершённая форма политической теории Ткачёва выглядит так: главная цель революции – захват политической власти путём государственного заговора и создание рев. гос-ва. Эу цель осущ. рев. меньшинство. Но это толко прелюдия революции. Соц. революция осуществится со временем революционным государством, путём создания органов народного представительства и рев. пропаганды. Орудие захвата власти – подпольная организация революционеров, главное средство – революционное гос-во.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: