1. Развитие политико-правовой мысли в Древней Индии.
2. Философско-правовая мысль Древнего Китая: конфуцианство.
3. Философско-правовая мысль Древнего Китая: моизм, легизм.
4. Философско-правовые взгляды софистов и Сократа.
5. Проблема справедливости в философии Платона.
6. Философско-правовые идеи Аристотеля.
7. Развитие философских представлений о праве в эллинистической Греции и Риме.
8. Философско-правовая концепция Августина.
9. Фома Аквинский и его типология законов.
10. Развитие философских представлений о праве в эпоху Возрождения и Реформации.
11. Политико-правовые идеи Н. Макиавелли.
12. Теория «естественных прав» и «общественного договора» в эпоху Просвещения.
13. Этико-правовая концепция И. Канта.
14. Философия права Г. Гегеля.
15. Идея права в творчестве Ф. Шеллинга.
16. Понятие права в философии марксизма.
17. Историческая школа права: основные идеи и представители.
18. Позитивистская философия права.
19. Современные концепции естественного права.
20. Философия права в неопозитивизме.
21. Зарождение философско-правовых идей в рамках русской общественно-исторической и политической мысли 11-18 вв.
22. Философия права российского либерализма 19 в. (Б. Чичерин, К. Неволин, Б. Кистяковский).
23. Связь морали и права в философии В. Соловьева.
24. Развитие философско-правовых идей в философии П. Новгородцева и Л. Петражицкого.
25. Философско-правовые идеи мыслителей русского зарубежья.
26. Право в философии постмодерна.
27. Философия права в экзистенциализме.
28. Идея естественного права: возникновение, сущность, историческое развитие.
29. Соотношение права и морали.
30. Формирование, сущность и особенности правосознания.
|
31. Права человека: история и современность.
32. Право и власть в постсоветском обществе.
33. Право и справедливость.
34. Свобода как одно из философских оснований права.
35. Понятие наказания в философии права.
36. Правовое государство: идея и ее реализация.
37. Соотношение власти и права.
Практические задания
Анализ философско-правовых первоисточников см. https://edu-tula.rpa.mu.ru
Работа с философскими первоисточниками включает задания, в соответствии с требованиями компетентностного подхода ФГОС ВПО, разделяемые по уровню сложности на три уровня.
Задания первого уровня представляют собой ответы на философские вопросы.
Ответ на поставленные философские вопросы осуществляется после внимательного прочтения всего представленного в пособии фрагмента текста. После этого текст следует проанализировать, то есть мысленно разделить на смысловые блоки и выделить главное в каждом из них. Письменно отвечая на вопрос, необходимо самостоятельно формулировать ответ, используя цитаты и разграничивая собственное мнение и позицию философа.
Задание второго уровня сложности – это постановка философских вопросов к тексту.
Постановка собственного философского вопроса к тексту предполагает наличие философской эрудиции, широкого кругозора и хорошей способности к логическому мышлению. При этом, алгоритм постановки философского вопроса схож с алгоритмом ответа на поставленный вопрос. Во-первых, это внимательное прочтение всего текста, определение его общей тематики. Во-вторых, это анализ текста – выделение смысловых блоков. В-третьих, это нахождение тезиса (основной мысли) в каждом из блоков. В четвертых, это формулировка тезиса в виде вопросительного предложения. Студентам при выполнении задания следует знать специфику философского вопроса, поскольку не любой вопрос, относящийся к тексту является философским. Философский вопрос, во-первых, имеет предельно общий характер. Во-вторых, затрагивает сущность, а не внешнюю сторону исследуемой проблемы. В-третьих, он стимулирует философскую рефлексию обучающегося.
|
И, наконец, третьим по уровню сложности заданием является написание на основе представленных фрагментов текстов самостоятельных творческих работ (эссе, сочинений). В отличие от заданий первого и второго уровней, имеющих, в основном, аналитический характер и имеющих целью понимание взглядов философа, задание третьего уровня имеет творческий, новаторский характер. При всей значимости философского текста, на первый план здесь выходит собственная философская рефлексия, мировоззренческая позиция читателя. Философские сочинения и эссе предполагают восприятие классического текста и его вечных, общезначимых проблем через культурный и политико-правовой контекст современности.
Тесты для проверки знаний по дисциплине