В соответствии с учебным планом Академии промежуточная аттестация по данной дисциплине проводится в форме экзамена.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие и предмет философии.
2. Предмет и структура философии права.
3. Правовая гносеология.
4. Философское понятие ценности. Право как ценность.
5. Правовая аксиология: свобода как ценность права.
6. Правовая аксиология: справедливость как ценность права.
7. Правовая антропология: проблема прав человека.
8. Правовая антропология: личность и право.
9. Правовая антропология: проблема философского определения человека.
10. Правовая онтология: природа, возможности существования права.
11. Правовая онтология: антиномия позитивно-правового и естественно-правового подходов.
12. Понятие и сущность правосознания.
13. Правовой нигилизм: причины формирования и пути преодоления.
14. Формирование идеи правового государства.
15. Понятие и характерные черты правового государства.
16. Естественно- правовые концепции Древнего Китая: конфуцианство, моизм.
17. Позитивно-правовая идеология Древнего Китая: легизм.
18. Философско-правовые взгляды софистов и Сократа.
19. Метафизическое обоснование естественного права в философии Платона.
20. Философско-правовые идеи Аристотеля.
21. Полибий. Учение о круговороте политических форм.
22. Учение Цицерона о государстве и праве.
23. Римские юристы о сущности и классификации права.
24. Теологическое обоснование естественного права в период Средневековья: философско-правовая концепция Августина.
25. Учение о типологии законов в системе Фомы Аквинского.
26. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского.
27. Специфика философско-правовой мысли в эпоху Возрождения
|
28. Философско-правовые идеи в эпоху Реформации.
29. Учение Ж. Бодена о государстве и естественном праве.
30. Философско-правовые взгляды Гроция.
31. Политический реализм Н. Макиавелли: развитие идей позитивного права.
32. Теория естественных прав и общественного договора в трудах английских просветителей (Т. Гоббс, Д. Локк).
33. Философско-правовое учение Т.Гоббса.
34. Политическое и правовое учение Б.Спинозы.
35. Учение Дж. Локка о государстве и праве.
36. Политико-правовое учение Ш. Монтескье.
37. Философско-правовое учение Ж.-Ж.Руссо.
38. И. Кант о естественных правах и автономии личности.
39. Право, закон, государство в концепции Г. Гегеля.
40. Историческая школа права: основные идеи и представители.
41. Понимание права и государства в политико-правовой доктрине марксизма.
42. Идея правового государства в философии права 19 в.
43. Неопозитивистская философия права.
44. Концепции возрожденного естественного права.
45. Философия права в экзистенциализме.
46. Неокантиантская философия права.
47. Специфика понимания права в постмодерне.
48. Русская философия права: основные черты, идеи, представители.
49. Западники и славянофилы о сущности государства и права.
50. Философско-правовые взгляды В.С. Соловьева.
51. Политико-правовая концепция русского либерализма. Б.Чичерин.
52. Психологическая школа права. Л. И. Петражицкий.
Описание показателей и критериев оценивания компетенций
Фонд оценочных средств позволяет выявить следующие уровни формирования знаний, умений, навыков, предусмотренных компетенциями:
|
- минимальный уровень сформированности компетенции (оценка «удовлетворительно»);
- базовый уровень сформированности компетенции (оценка «хорошо»);
- продвинутый уровень сформированности компетенции (оценка «отлично»).
Оценка уровня сформированности компетенции осуществляется с учетом результатов выполнения заданий (п. 4.1- 4.5), а также результатов выполнения студентами научно-исследовательской работы.
Раздел 5. Методические указания для обучающихся
По освоению дисциплины
Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Философия права» являются лекции и семинары. На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции магистранты должны внимательно слушать и конспектировать лекционный материал, быть готовы ответить на вопросы преподавателя по ранее изученным вопросам.
Организация учебной работы по философии права осуществляется в рамках MOODLE.
Семинарские занятия служат для закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии. Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и в литературе, рекомендованной преподавателем. По заданию преподавателя магистрант готовит презентацию по отдельным темам дисциплины. В ходе подготовки к семинару магистрант может воспользоваться консультациями преподавателя.
Ответы на вопросы семинара также могут быть подготовлены в виде презентационных выступлений. Специфической формой учебной и научной работы является подготовка докладов для выступления на научных конференциях.