|
Образование — сложный и длительныйпроцесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя.Он, бесспорно, включает процессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравственное, художественное развитие. Образованным можно назвать не просто человека «обученного», закончившего школу или вуз, а человека, готового к самостоятельному и ответственному действию на основе своего выбора в профессиональной деятельности, способного компетентно принимать решение в новых для себя условиях, преодолевать жизненные трудности и противоречия в интересах людей, добра, справедливости.
Образование, во-первых, предполагает социализациюличности.Это процесс адаптации личности к социуму, процесс усвоения человеком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой и одновременно выработка собственного социального опыта, своего стиля жизни.
В результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни, способность действовать, принимать решения, различать добро и зло и выбирать свое место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, современный образованный человек должен быть хорошо социализирован.
|
Образование должно строиться с учетом этапов созревания и проявления сущностных сил человека, то есть с учетом его развития.«Развитие» — традиционная категория психологической науки, но без ее использования в характеристике целостного процесса образования возникает представление, что результат образования напрямую связан только с компетентностью и мастерством педагога, с эффективностью тех социально-педагогических условий, которые созданы в образовательной практике.
Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания.Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многозначных понятий в педагогике. Русский фольклор, древние религиозные и философско-педагогические тексты свидетельствуют о том, чтопонятие «воспитание» обозначает один из древнейших архетипов русской культуры.
В современной педагогике принято различать несколько смыслов понятия «воспитание»:
□ широкий социальный смысл — своеобразное воспроизводство обществом самого себя, целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта от старших поколений к младшим;
□ широкий педагогический смысл — управление развитием личности в условиях педагогически организованной игровой, познавательной, трудовой и художественной деятельности и общения воспитанников;
□ узкий педагогический смысл — процесс специально организованного педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, обеспечивающий формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта поведения.
|
Нетрудно заметить, что эти определения характеризуют «внешнюю» сторону процесса воспитания, с позиции собственно педагогической деятельности. Но воспитание предполагает и глубокий «внутренний» план преобразований на личностном уровне. В таком смысле «воспитание» — это процесс изменениямотивационно-ценностной системы личности воспитанника: освоение им ценностных отношений, обретение ценностного социального опыта. Поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации. Воспитание обеспечивает не только «выход в социум» (условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной социализации), но и «обретение себя» (процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.
Воспитание происходит во всех видах деятельности, в которые включен ребенок, реализуется в его деловых и межличностных отношениях. Жизненные ценности не логически понимаются и запоминаются, а переживаются воспитанником, «выходят» на уровень его потребностей, которые и будут определять поведение.
Образование предполагает формирование у личности достаточно широкого кругозора по самым разным вопросам жизни природы, общества, человека. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучение— процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предметно-практической деятельности. Обучение связано, прежде всего, со специально организованной познавательной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственными знаковыми системами.
|
Обучается ребенок с самого раннего возраста и самыми разными способами: путем подражания в игре, в продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, лепке и др.). Но важнейшее значение для образования имеет обучение в систематической познавательной деятельности, которая организуется в школе. Эта учебная деятельность принципиально отличается от других форм обучения вне школы: она обязательная, социально значимая и общественно оцениваемая.
Не может не обращать на себя внимание многозначность основных категорий, характеризующих предмет педагогики, их порой трудно «разводимые» взаимосвязи. Чем это определяется?
Во-первых, педагогика — наука из области человековедения, а в мире мало найдется явлений сложнее человека.
Во-вторых, педагогика, как одна из древних областей знания, «выросла» из весьма разнообразного духовного и практического материала. У ее истоков — тысячелетняя практика воспитания, этические и сословные традиции, достижения всех наук, изучающих человека, природу и общество.
В-третьих, пространство педагогической реальности меняется с изменением бытия самого человека. Социокультурная ситуация начала XXI века ставит педагогику перед необходимостью проникать в такие области своего предмета, которые требуют новых научных категорий и переосмысления уже существующих. Поэтому в научной периодике и на конференциях ученых-педагогов
не умолкают споры о самой главной научной проблеме педагогики — о сущности ее предмета. Он фантастически сложен и в экспериментальном фиксировании, и в теоретическом обосновании.
Любопытен пример того, как предмет педагогики воспринимается учеными из других областей науки. В одной из своих работ Ж. Пиаже рассказал о незабываемом случае, который произошел с ним: о встрече с А. Эйнштейном. Великий физик очень заинтересовался сообщением Ж. Пиаже о психолого-педагогических экспериментах с детьми, расспрашивал о деталях того, что делали его коллеги, педагоги-экспериментаторы. Прощаясь, А. Эйнштейн убежденно заявил, что исследования в педагогике неизмеримо сложнее того, чем занимается физика.
Семинар 2.