В социалист движении всегда существ 2 течения:
Реформистское(постепенные преобразования, осуществление социальной революции мирным путем с использованием демокр институтов, отрицание классовой борьбы) и революционное(радикальный характер, неизбежность классовой борьбы, высшим проявлением которой является революция). К эту течению относятся:
· В Англии данного периода(80-90ые гг XIX века) реформ. течение(РТ) представлено Фабианским обществом (рим. полководец – Фабий Кунктатор, т.е. «медлительный»). Его представители: Сидней и Беатриса Вебб, Бернард Шоу, Герберт Уэллс(временно). ОП: «Фабианские очерки социализма»(под ред. Б.Шоу)- коллективный манифест, во введении Шоу указывал, что идеи «боевой организации трудящихся классов и всеобщего восстания оказались непрактичными и были отвергнуты английскими социалистами».
Движение фабианцев стало своеобразным откликом на обострение проблем и недовольство рабочего класса. В фабианстве воплотилась идея соединения рабочего движения с либерализмом. Реформистским призывам фабианцы противопоставили умеренно-реформистскую платформу.
Частн собственность: хотя они и отрицали революц путь развития, тем не менее они критиковали общество, основанное на частной собственности и принципах экономич либерализма, т.к. изначально доля собственника при распределении богатств была ничтожно мола по сравнению с вкладываемым им трудом.
Программа: 1) демократизация; 2) социализация. Гл принцип- неторопливость, т.е стратегия основывалась только на классовом согласии, доброй воле всех соц слоев. Вместо экспроприации(отбирания) выдвигается план социализации ренты, что предполагало обобществление значительной части собственности. Равный раздел собственности им не предполагался возможным. Обобществление д.б. не всеобщим, но таким. Чтобы народ чувствовал независимость от предпринимательства. Сюда входили монополии, важные для народа службы. Обобществление д.б. проводится путем национализации(государству отходили тресты) и муниципализации(мелкая собственность муниципалитетам) при компенсации собственникам, путем создания новых предприятий, гос регулирование соц-экон сектора(с помощью законодательства, финансовых мер). Т.о. предполагалось создать такое общество, где все работают и каждый получает вознаграждение за свой труд.
|
Государство: выступает в качестве главного механизма общественного преобразования, т.к. только оно выражает интересы всего общества, поэтому демократизация предполагалась только в политической сфере(имеется ввиду отмена существовавших в то время в Англии ограничений политической демократии; введение всеобщего избират права; оплата труда парламентариев, что открыло бы дорогу к управлению нищим слоям населения; децентрализация и расширение местного самоуправления). Однако, они выступали только за представительную демократию, в кот. не входили такие явления как референдум, выборы чиновников, народная инициатива,… Управление д. осуществляться экспертами, обладающими спец навыками и знаниями.
· Рубеж XIX-XX веков- Эдуард Бернштейн (1850-1932). Германия. Родоначальник ревизионизма, т.е школы, считающей необходимым пересмотреть основные положения марксизма. ОП: «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», в кот. говорилось о невозможности реализации «пророчества» Маркса(о том, что по мере роста капитала исчезнет средний класс, будет все больше поляризоваться общество на буржуа и пролетариев), т.к. капиталистич общество развивается не так, как он предсказывал. Следовательно, нужно отказаться от революции и начать изучать реальную действительность.
|
Бернштейн предлагает рабочему классу посвятить себя практической и легальной борьбе за улучшение своей жизни, на основании уже наметившихся тенденций. Он не отрицает несправедливости при распределении богатства, но настаивает на постепенном улучшении ситуации(реформах).
· Карл Каутский (1854-1938). ОП: «Диктатура пролетариата», «Терроризм и коммунизм», От демократии к государственному рабству», Большевизм в тупике». Он в отличие от Бернштейна сохранял верность учению Маркса. Но ему революция в отличие от Маркса, революция казалась весьма отдаленной. Составленная им Эрфуртская программа на подготовку революции не ориентировалась. Он верил, что пролетарская революция возможна только в развитых капиталистических странах(т.о. октябрьская революция у него не вязалась с его представлениями, что привело к сближению с Бернштейном). В «ДП» он утверждает, что социализм немыслим без демократии, т.к. предполагает не только обществ орг-ю производства, но и демократическую организацию общества. Демократия- парламентский путь к власти, т.е. выборный. Применение силы приемлемо только, когда социал-демократы придут к власти, они могут столкнуться с вооружен сопротивлением правящих классов. Это рассматривается как борьба за свободу и демократию. Также подтверждается условие политической воли рабочего класса к социализму, которая возникает лишь со становлением крупной промышленности(т.е. постепенно). Но класс не может осущ диктатуру, т.е. власть, установленную на осн всеобщего голосования. Поэтому приходится признать диктатуру одного человека.
|
· После Второй мировой войны платформа социал-демократов изменилась, вследствие НТР, которая позволила решить многие экон и соц проблемы, что привело к улучшению положения рабочих и снижению их недовольства, а следовательно уход от революционных тенденций. Демократический социализм все больше уходил от марксизма, что нашло отражение в «Новых фабианских очерках»(под ред Кросммэна), Франкфуртской декларации. Центральными фигурами здесь стали: Р.Кроссмэн, А. Крослэнд («Будущее социализма»), Дж. Стрэчи( «Современный капитализм»). Ценят труды своих предшественников, но и не разделяют безграничной веры в неизбежность автоматического движения к благополучию, в прогресс. Т.к. наращивание силы м. привести к концентрации власти(отклик на фашизм). Торжество свободы гарантируется лишь высоким уровнем общественного сознания, а не действием законов. Центр их новой идеи - принципиальные идеи, которые претерпело капиталистическое общество: возросла роль государства, возрос уровень соц обеспечения, произошло рассеивание экон власти, следствием чего ни один класс не м. утв-ть себя господствующим, снимаются многие социальные конфликты. Здесь вводится понятие «этатизм», видя его основную черту в переходе от либерализма к гос контролю. Ставилась задача дальнейшего преобразования общества в социалистическое. Причем осн внимание в социализме теперь уделяется не экон основе, а нравственности, частично политич аспектам. Отвергается, не только национализация, но и плановая экономика, а утв-ся новая цель социализма- предотвратить концентрацию власти в руках промышленников и бюрократии, увеличить свободу выбора. Постепенность и демократизм сохранились.
· В Годесбергской программе СДПГ(соц-демокр партия германии) в качестве сути социализма выдвигаются 3 ценности: свобода, справедливость и солидарность. Все они равновелики. Т.е по мнению авторов программы полная социализация могла бы способствовать полному распределению, но не свободе и росту благосостояния. Средства реализации не абсолютизируются, их следует варьировать в зависимости от обстоятельств(если обобществление не оправдает себя, то можно более гибко подойти к вопросу- частная собственность, рыночная экономика, но с элементами гос планирования). В 60ых создается модель сильного вмешательства государства в экономику(«Социал-демократичекая перспектива на 70-е годы»), но к концу 70ых утрачивает популярность в связи с экон трудностями, возникшими в результате политики социалистов. Берлинская программа сокращает гос вмешательство. К концу 20 века социалисты стали меньшими государственниками, чем их предшественники, т.к. видят опасность концентрации в руках государства слишком большой экон власти, т.е. власть остается, но в меньших объемах, что связано с тем, что государство по-прежнему должно обеспечивать всем равные свободы. В 80ые годы страны Запада захлестнула волна неоконсерватизма, к котором в качестве способа решения общественных противоречий предлагается социальное партнерство, а не классовая борьба, что подтвердило жизнеспособность капитализма. Это была лишь попытка оживить умирающего, хотя они и сумели придать экономике больший динамизм, но социализм к тому времени себя полностью дискредетировал.
В Годесбергской программе выдвигается положение: нельзя бороться за парламентское большинство, опираясь только на рабочий класс, что говорит о том, что соцпартии стремятся получить поддержку в широких слоях. Это свидетельствует о том, что СДП вполне терпимы к плюрализму мнений, там нет единой идеологии. Там остались и приверженники марксизма. Сейчас же позиция такова, что марксизм- это один из источников социал-демократии наряду с идеями христианства, гуманизма. Подход к марксизму остается выборочный. Государство прежде всего рассматривается как форма управления обществом, способная выражать его интересы в целом.
Билет №47.