Политическая теория и программа социальной демократии Ф. Лассаль.




«Система приобретённых прав» — самое оригинальное и цельное произведение Лассаля. Первая часть его посвящена вопросу об обратном действии законов, вторая — характеристике римского и германского наследственногоправа в их историческом развитии. Согласно Лассалю, развитие права есть развитие идей, «диалектика понятий». Наше время стремится выработать себе новое социально-политическое мировоззрение; задача «Системы приобретенных прав» — раскрыть основную его идею. Только плоский буржуазный либерализм отделяет в гражданском праве социальный элемент от политического, тогда как оба эти элемента составляют одно неразрывное целое (основная мысль Лассаля: «в соединении политики и экономии — моя главная сила», писал он Родбертусу (en)).

Приобретенное право есть право, в создании которого участвовала индивидуальная воля. Отсюда вытекает:

  • 1) что закон не должен иметь обратного действия, если личность подпадает под этот закон при посредстве актов своей воли (Ф. А. Ланге указал, что этот принцип выражен довольно ясно уже у Фихте), и
  • 2) что обратное действие закона возможно, если личность подпадает под него без посредства такого добровольного акта.

Своими действиями личность может обеспечивать себе права лишь тогда и постольку, когда и поскольку это дозволяется существующими законами, то есть согласуется с общенародным правосознанием. Это — высший принцип права: всякое отдельное право (право в субъективном смысле, по общепринятой терминологии) изменяется вместе с изменением той правовой субстанции (права в объективном смысле), из которой оно возникло и с которой связано. Не признавать этого принципа, значило бы требовать самодержавия личности.

В полемике с философом-юристом Ф. И. Шталем Лассаль развивает из своего основного принципа учение об экспроприации, которое Адольф Вагнер положил в основу своей «экономической теории» экспроприации. Допускать вознаграждение за отмененное право, значит признавать за отдельными личностями и классами «право облагать народный дух податью за его дальнейшее развитие». Однако, если новый закон отменяет не самое право, а лишь определенную форму его удовлетворения, превращая, например, вещное право в обязательственное, то это изменение может принять на практике форму вознаграждения или выкупа.

Уже Ф. А. Ланге в свое время (при жизни Лассаля) заметил, что «теория приобретенных прав Лассаля заключает в себе все моменты, из которых может развиться практика отнятых прав». Сам Лассаль в письме к своему издателю и другу либералу Дункеру прямо говорит, что он в «Системе» «стремился соорудить твердыню научной юридической системы социализма». «Это сооружение», прибавляет он с обычной своей самоуверенностью, «мне великолепно удалось, и вылито оно из чистой стали». В своей исторической характеристике римского и германского наследственного права, на которой, именно в силу исторического содержания темы, особенно резко отразились слабые стороны идеалистической «диалектики понятия», Лассаль стремится показать, что римское наследственное право, со своим основным элементом — наследованием по завещанию — покоится на бессмертии индивидуальной воли, и наоборот, в германском праве основной элемент — наследование без завещания, имеющее сперва семейный, позже — государственный характер.

Конечный вывод Л. — отрицание для современности завещательного права и сведение современного германского наследования по закону к «общественному регулированию наследства». Уверенность Л., что его «Система приобретенных прав» завоюет себе широкую популярность и окажет влияние на юридическую практику и законодательство, не оправдалась.

[править] Политические взгляды

По своим политическим взглядам Лассаль был сторонником республиканской формы, пангерманизма и противником федеративного начала. (см. письма к Родбертусу: «Grossdeutschland moins les dynasties»). Считал, что все немецкие земли должны объединиться (не исключая и австрийских) в одну единую республику — «Grossdeutschland moins les dynasties». Однако в 1859 г., в брошюре: «Der italienische Krieg u. die Aufgabe Preussens» Лассаль предвидит печальные последствия франко-германского столкновения для европейского прогресса и высказывается против присоединения Эльзаса и Лотарингии к Германии.

Социальная философия и экономические взгляды Л. менее оригинальны, чем его юридическое обоснование социальной реформы. В своём «Arbeiterprogramm» (1862) Л. намечает, согласно с Марксом, процесс смены средневекового феодального строя буржуазно-капиталистическим — процесс, в основе которого лежат коренные преобразования в сфере производства и обмена. В то же время верный гегелевскому учению о государстве, Лассаль выставляет рабочий класс носителем чистой идеи государства, как нравственного единства индивидуумов, воспитывающего человечество для свободы. История, для Л. — не что иное, как «совершающийся с внутренней необходимостью непрерывный процесс развития разума и свободы» («Die Wissenschaft u. die Arbeiter», 1862).

Социальная философия Л. имеет большое сходство с социальной философией Лоренца Штейна, автора концепции социального государства, бесспорно оказавшей влияние на развитие Лассалевских идей. Как экономист, Лассаль популяризовал, главным образом, взгляды Рикардо, Маркса и Родбертуса (с обоими последними он находился в переписке); но он и сам обладал широкой эрудицией, блестящий образчик которой — речь: «Косвенные налоги и положение рабочего класса» (1863). Самый замечательный экономический труд Л. — полемическое его произведение против Шульце-Делича («Herr Bastiat-Schultze von Delitzsch oder Kapital u. Arbeit», 1864). Здесь дана, между прочим, яркая и весьма ценная характеристика исторического развития хозяйственного быта и превосходно выяснен исторический характер основных экономических категорий. Главное значение Л. в области социально — экономической заключается в его практической деятельности. Он сильно подвинул вперед немецкое рабочее движение, положив начало организации рабочих как самостоятельной политической партии и дав им ясную программу. Таким образом он явился основателем новейшей немецкой социал-демократии.

 

41.Психологическая теория права Л.. Петражицкого.
Психологическая теория права Л. Петражицкого

Возникновение психологической теории права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний.

Лев Петражицкий (1867–1931). «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907). Право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен «где-то в пространстве над или между людьми, в «социальной среде» и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там».

Источник права – эмоции человека. Свою теорию Петражицкий называл «эмоциональная теория» и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля, коллективные переживания в сознании индивидов. Эмоции – главный побудительный элемент психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Эмоции бывают: моральные (односторонние; связаны с осознанием человеком своей обязанности или долга; нормы морали – это внутренние императивы) и правовые (двусторонние; чувство долга сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот; возникающие из них нормы носят предоставительно – обязывающий характер).

Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Правовые нормы – это и правила различных игр, и прави ла вежливости, этикета и т.п. Они создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности. Ученый допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и др.

Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов, появляются суд, органы исполнения наказания и т.д.

Наряду с официально признанным правом существуют системы интуитивного права (право зажиточных слоев, крестьянское, пролетарское право и др.). Интуитивных прав столько, сколько индивидов. Соотношение интуитивного и официального права зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики.

Россия является «царством интуитивного права по преимуществу». В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. Недопустимо интуитивное право ставить в ранг оценки действующих законов. Реформа законодательства должна проводиться на основе научных знаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: