Платон (427-347 гг до н.э.). родился в Афинах в богатой семье. Был учеником Сократа. Основал философскую школу-Академию, которая просуществовала около 1000 лет.
Наибольшее влияние на политико-правовые взгляды Платона оказали Сократ и Пифагор.
Платон - основатель школы объективного идеализма. Он считал, что существует два мира: духовный мир (идеи) и материальный мир. Первичны идеи. Платон различал сущность и явления. Главной задачей философии является познание сущности. Платон верил, что люди могут познать истину, но носителями истины могут быть только избранные. Толпа не может познать истину.
Политико-правовые взгляды Платона:
1. Лучшая форма правления - аристократия.
2. Худшая - тирания (так же отрицательно Платон относился к демократии).
3. Стремление к сохранению полиса.
4. Отрицание завоевательных войн.
5. Верховенство интересов государства над интересами личности.
6. Отрицание частной собственности.
7. Оправдание рабства (люди не равны по природе).
Свои идеи и политико-правовые взгляды Платон выражает в своих произведениях (диалогах). Модель идеального государства, взгляд на проблему справедливости, оптимальную форму правления и др. Платон раскрывает в диалоге "Государство".
В "Государстве" Платон, конструируя идеальное, справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, существует между космосом, государством и отдельным человеком. "По самой идее справедливости, - говорит Платон, справедливый человек ни сколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним".
В человеке существуют три начала: разумное, яростное и вожделеющее (биологическое). Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумное начало преобладает.
|
В идеальном государстве, как и в человеке, существует три начала.
1. Совещательное - правители (философы).
2. Защитное - воины (стражи).
3. Деловое - производители (ремесленники, земледельцы).
Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. На это основывается наилучшее удовлетворение потребностей (т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно). Такое разделение труда вытекает из природного неравенства людей. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности всех начал во имя целого.
Платон считал, что превыше всего благо государства, а не отдельных личностей или социальных слоев (главное, чтобы было счастливо все государство в целом).
Оптимальной формой правления Платон считал аристократию (т.е. власть "лучших", управлять государством должны знающие).
Следующей, по предпочтительности, формой правления является тимократия (т.е. власть воинов-сословия стражей). Она наиболее близка к аристократии. Такой тип формы правления существовал в Спарте. Вместо разумного начала в таком государстве господствует яростный дух. Такое государство будет вечно воевать.
К позднему творчеству Платона относится диалог " Законы ". В нем отсутствует Сократ в качестве героя. В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству" государственный строй. Основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые жестко регламентируют все сферы жизни общества и государства в целом.
|
Основные отличия второго государства от первого, изображенного в "Государстве", состоят в следующем:
1. Во втором по достоинству государстве допускается, что "граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов". А в первом государстве рабов как таковых не было, люди третьего сословия были свободными.
2. Различия в системе органов государственного управления.
3. В проекте второго государства основная ставка делается на жесткие законы, регламентирующие публичную и частную жизнь людей.
В остальных вопросах первое и второе государства сходны.
Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Находиться у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они прежде всего "стражи законов".
На страже законов стоит правосудие. Всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.
Вопрос 5 Политико-правовые идеи Аристотеля
Политические вопросы рассматриваются Аристотелем (384-322 до н.э.) в книге ≪Политика и афинская полития≫. Одна из известнейших фраз Аристотеля, которая была сказана им после прочтения проектов идеального государства Платона: ≪Платон мне
друг - но истина дороже≫.Аристотель утверждал, что бытию человеческого
общества присуще неравенство. Институт рабства не нами придуман и не нами должен быть разрушен. Все люди различны от природы. Государственными делами должны заниматься свободные люди, которые имеют досуг.
|
Аристотель не признавал теологическую теорию государства, оно появилось само. Он выступал защитником частной собственности. Ему принадлежит тезис: ≪Частная собственность, и только она способна сплачивать народ≫. Аристотель приходит к выводу, что государство нужно разделить на три сословия: очень богатые люди, очень бедные люди, средние люди. Счастье в государстве может быть достигнуто только тогда, когда полное предпочтение будет отдано среднему классу. Выходцев из среднего класса нужно допустить до государственного правления. Средний
класс - это прежде всего рабовладельцы. Он называет их земледельческим демосом. Чем многочисленнее средний слой, тем стабильнее государство и правление.
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) изложил политико-правовые взгляды в трактатах «Политика», «Никомахова этика».
Цель государства, по Аристотелю, – «благая жизнь всех его членов». Для этого граждане
должны быть добродетельными. Само государство образуется из природного влечения людей к общению. При этом рабство этически оправдано, ведь раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу.
Аристотель придерживался принципа разделения справедливости на две формы:
1) всеобщую, установленную законом;
2) частную, которая касается раздела или обмена имуществом и почестями между членами общины.
Аристотель выделял шесть видов государственного устройства: правильные – это монархия, аристократия и полития, и неправильные – это тирания, олигархия и демократия.
Государственный идеал Аристотеля – полития (смешанная форма из положительного от олигархии и демократии).
Вопрос 7 Августин
В I в. н. э. в Римской империи возникло христианство. Влияние новой религии усиливалось, и уже в IV в. н. э. римским императорам пришлось считаться с христианской церковью. Император Константин объявил новую религию полноправной, а в 324 г. – господствующей.
Согласно христианской доктрине власть церкви – это наивысшая власть, так как перед нею преклоняют колени даже сильные мира сего, а Иоанн Златоуст (345–407) говорил, что многие цари в истории были наказаны за вмешательство в дела церкви.
Августин Блаженный Аврелий (354–430) – известный теолог и философ, представитель западной патристики того времени. Его наиболее значительные сочинения – «Исповедь» и «О граде Божьем».
Августин полагает, что в мире существуют два града «нечестивцев и праведников». Те, кто живут в согласии с христианским Богом, образуют «Град Божий»; другие – «Град земной». Граждане «Града земного» на земле – это повелители. Гражданин «Града Божьего» подобен страннику и пилигриму. Первый будет осужден к вечному проклятью, второй – к вечному спасению. Основателем «Града Земного» был братоубийца Каин. Земное государство – создание рук человеческих и его временная цель. Это государство создано и держится путем насилия
и принуждения. Источник рабства – это прегрешение сына Ноя Хама, а источник рабства отдельных людей – это военный плен. Государство оправдывает свое существование поддержанием социального порядка, и только Церковь осуществляет право, несет пользу, истинную справедливость, мир и покой. Августин считает, что назначение благого государства заключается в служении Церкви. Благое государство направляет мир земной к миру небесному и сохраняет единство образа человеческих мыслей и желаний с установлениями Церкви. Так происходит разделение земных государств на праведные и неправедные. Праведными государствами управляют христианские государи, анеправед-ными – язычники и безбожники. Августин считает, что христианское государство – это образец «Града земного», и такое государство является лучшим на земле.
Зло Августин видит в свободной воле людей, которая влечет людей от единства к множеству. Как таковое зло не существует, оно только лишь недостаток добра. Злу всегда предается только обладающий свободной волей человек.
Одной из проблем патристики того времени была проблема теодицеи (оправдания Бога), которая заключалась в ответе на вопрос, почему в мире, созданном Богом, возможно зло.
Вопрос 8 Фома Аквинский
Фома Аквинский (1226—1274) — итальянский католи ческий философ, доминиканский монах.
Основные работы: «Сумма теологии», «О правлении государей».
Логическое основание политико-правового учения. На Фому Аквинского большое влияние оказал Аристотель. Фома Аквинский в своем учении предложил синтез католической веры и философии Аристотеля.
Содержание политико - правового учения.
Правовое учение.
Понятие закона. Фома Аквинский сформулировал следующее характеристики закона:
закон есть не что иное, как некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе;
закон относится к тому, что составляет основу человеческих поступков, поскольку для них он является правилом и мерилом;
любой закон направлен к общему благу;
закон вызывает движение к цели.
Классификация законов. Следует различать четыре вида законов, три из которых представляют собой иерархию:
1. Вечный закон (lex aeterna) — естественный божественный закон, рациональный проект Бога, который зна ком только самому Богу и блаженным святым: «замысел управления вещами, существующий у Бога как государя Вселенной, имеет значение закона». Вечный закон нигде не записан, а обнародован Богом в устной форме божествен ного слова и адресован твари внимающей.
Естественный закон (lex naturalis) — участие вечного закона в разумной твари. Естественный закон — это отражение божьего закона человеческим разумом, «печать божественного света на нас». Человек как разумное создание частично может постигать lex aeterna. Это «свет естествен ного разума, с помощью которого мы различаем, что хорошо, а что плохо». Естественный закон представляет собой некие моральные предписания, провозглашенные разумом в результате размышления о природе человека, живущего в обществе. Этот закон предписывает все то, что соответ ствует существованию человеческого рода: союз мужчины и женщины, воспитание детей и др.
Человеческий позитивный закон (lex humana) — это феодальное право того времени. Этот закон представляет собой «частные распоряжения, выработанные человечес ким разумом»: исходит из факта несовершенства людей, поэтому является самым несовершенным в иерархии зако нов; служит человеку в достижении его земных целей; нужен потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможно сти творить зло; призван четко определить естественный закон (как должны заключаться браки, определить санк ции, если совершается правонарушение);
Фома Аквинский полагал, что «человеческие законы не могут обладать той непогрешимостью, которая отличает выводы наук, подкрепленные доказательствами».
Человеческий позитивный закон должен соответство вать естественному закону: «каждый закон, установленный людьми, постольку является законом, поскольку выведен из закона природы». Иначе — это не закон, а «порча зако на», и такому закону можно не подчиняться. Принудитель ное осуществление такого закона есть признак тирании. Однако Фома делает оговорку: такой закон может считать ся обязательным, если необходимо пресечь беспорядок.
Позитивный божественный закон (lex divina) — со-держится в Библии. Он адресован «твари читающей», и только этот закон может привести человека к достижению сверхъестественной цели, блаженству сверхприродному, что является актуальным для верующего христианина.