Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Социология права»относится к обязательным дисциплинам вариативной части общенаучного цикла (М1.В.01) подготовки магистрантов по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», квалификация (степень) выпускника – магистр.
Дисциплина «Социология права» связана с рядом учебных дисциплин - таких, как «философия права», «история и методология юридической науки» и «история политических и правовых учений» и другими. Содержание предмета «Социология права» до настоящего времени является дискуссионным. Социология права в контексте общей социологии значительно отличается от социологии права в системе юридических наук. В своем втором значении социология права является составной частью общей теории права, которая в настоящее время имеет все основаниярассматриваться уже в качестве самостоятельной юридической дисциплины. Право является общим объектом для трех юридических дисциплин – теории государства и права, социологии права и философии права.
Преподавание дисциплины «Социология права» ведется на 1курсе (1 семестр) и предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия(семинары), самостоятельную работу магистранта. В процессе обучения предусматривается использование компьютерной техники и мультимедийной аппаратуры; активных и интерактивных форм обучения; организация самостоятельной внеаудиторной работы магистрантов и др.
Программой дисциплины предусмотрены форма контроля: зачет.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы. На изучение дисциплины отводится 72 часа.
Требования к входным знаниям обучающегося: магистрант должен владеть знаниями, умениями и навыками, полученными по программе предыдущего образования (бакалавриат или специалитет).
|
При изучении дисциплины «Социология права» требуется тесная координация с дисциплинами «философия права», «История и методология юридической науки» и «История политических и правовых учений».
Раздел 2. Структура и содержание дисциплины
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов по семестрам для заочной формы обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции (Л) | ||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||
Семинары (С) | ||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||
Самостоятельная работа (СРС) | ||||
в том числе: | ||||
курсовая работа (проект) | ||||
контрольные работы (по учебному плану) | ||||
зачет | ||||
экзамен |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с
указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Тематический план для магистрантов заочной формы обучения
№ п/п | Раздел (тема) учебной дисциплины | Всего | Виды учебной деятельности (в часах) | Образователь-ные технологии | Использование ТСО | ||
Лекции | Семинары (практические занятия) | СРС | |||||
1 семестр | |||||||
Тема 1. Предмет и метод социологии права | - | презентация лекционного материала | Интерактивные электронные средства для поддержки проведения лекционных занятий и организации самостоятельной работы. | ||||
Тема 2. Становление и развитие социологии права | - | презентации рефератов, работа в MOODLE | Интерактивные электронные средства для поддержки проведения семинарских занятий и организации самостоятельной работы. | ||||
Тема3. Социологический подход к пониманию права | - | - | презентации рефератов, работа в MOODLE | Интерактивные электронные средства для организации самостоятельной работы | |||
Тема 4. Социальный механизм действия права | - | презентация лекционного материала | Интерактивные электронные средства для поддержки проведения лекционных занятий и организации самостоятельной работы | ||||
Тема 5. Социальная эффективность правотворчества и правореализации. Государство как политико-правовой институт | - | - | Изучение материала | Интерактивные электронные средства для организации самостоятельной работы | |||
Тема 6. Правовая социализация личности | - | презентации рефератов, работа в MOODLE | Интерактивные электронные средства для поддержки проведения семинарских занятий и организации самостоятельной работы | ||||
Тема 7. Правовое поведение и социальная девиация | - | презентации рефератов, работа в MOODLE | Интерактивные электронные средства для поддержки проведения семинарских занятий и организации самостоятельной работы. | ||||
Тема 8. Юридическая конфликтология | - | презентации рефератов, работа в MOODLE | Интерактивные электронные средства для поддержки проведения семинарских занятий и организации самостоятельной работы. | ||||
Тема 9. Социологическое исследование правовой действительности | - | презентации рефератов, работа в MOODLE | Интерактивные электронные средства для поддержки проведения семинарских занятий и организации самостоятельной работы. | ||||
зачет | |||||||
Итого за семестр | |||||||
Итого по дисциплине |
|
|
Содержание дисциплины
Лекционные занятия, их содержание
п/п | Наименование разделов и тем | Содержание |
Тема 1. Предмет и метод социологии права | Социология права в системе юридических дисциплин. Объект и предмет социологии права. Взаимосвязь социологии права, философии права и общей теории права. Социология права и общая социология. Социология права и юридическая социология. Методы социологии права (общенаучные, частные, специальные). Структура социологии права. Уровни социологического знания правовой действительности. Структура социологии права по отраслям права. Место социологии права в системе общественных наук. Взаимосвязь социологии права с другими социальными науками. Функции социологии права. | |
Тема 2. Становление и развитие социологии права | Зарождение социологического подхода к правовым явлениям в Древнем Китае, Египте, Индии. Античная правовая мысль. Правовые идеи Средневековья. Особенности правовых концепций эпохи Возрождения и Нового времени. Роль О. Конта, А. Кетле, Г. Спенсера в процессе становления социо-логии права. Развитие социологии права в трудах Р. Иеринга, Г. Еллинека, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Л. Дюги, Е. Эрлиха и других авторов. Социология права в Западной Европе во второй половине ХХ в. Тео-рия коммуникативного действия, теория общественной эволюции Ю. Хабермаса. Особенности понимания им права как социального института. Н. Луман и его понимание права. Правовой солидаризм А. Леви-Брюля. Теория социального права Г. Д. Гурвича. Особенности развития социологии права в США. Концепция американской социологии права: Р. Мертон, Р. Паунд, Т. Парсонс и др. Правовые теории социологов и правоведов русского зарубежья: П. А. Сорокин и Н. С. Тимашев. Реалистическая теория права в США: Дж. Фрэнк, Т. Арнольд, К. Ллевеллин, О. Холмс. Развитие российской социологии права. Содержание и особенно-сти воззрений в области социологии права в дореволюционной России: С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев, Б. А. Кис-тяковский, Л. И. Петражицкий, Б. Н. Чичерин, И. А. Ильин. Особенности развития социологии права в советский период в работах П. И. Стучки, Е. Б. Пашуканиса, А. Я. Вышинского, М. С. Строговича и др. авторов. Со-временное состояние социологии права в России. | |
Тема3. Социологический подход к пониманию права | Особенности социологического подхода. Социология права и социо-логическая теория права. Соотношение социологического похода с иными правовыми школами (нормативистской, естественно-правовой, психо-логической, реалистической, либертарно-юридической и др.). Развитие правопонимания в отечественной науке. «Узкий» и «широкий» подход к по-ниманию права. Понятие, виды и функции социальных институтов. Характеристика основных социальных институтов. Право как социальный институт. Соотношение права и морали: сходство, различие, взаимодействие. Соотношение государства и права. Источники права в юридическом и материальном смысле. Процесс правообразования. Право в условиях глоба-лизации. Социальные функции права: интегративная, регулятивная, охрани-тельная, коммуникативная, воспитательная. | |
Тема 4. Социальный механизм действия права | Социальный механизм действия права. Механизм правового регули-рования. Основные элементы социального механизма действия права: че-ловек, социальная группа, общественное мнение, корпус профессиональ-ных юристов. Стадии действия права. Общественное мнение как элемент социального механизма действия права. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения. Соотношение юридического, социального, психологического, кибернетического (управленческого) механизма действия права. Комплексный механизм действия права. | |
Тема 5. Социальная эффективность правотворчества и правореализации. Государство как политико-правовой институт | Социальная обусловленность права. Факторы, определяющие фор-мирование права. Социологические аспекты правотворческого процесса. Социологические исследования в правотворческой сфере. Социологические аспекты законотворческого процесса. Стадии законотворческого процесса. Проблемы эффективности права. Эффективность правовых норм и эффективность правового регулирования. Юридические критерии эффек-тивности права. Социальные критерии эффективности права. Их соотно-шение.Основные направление повышения эффективности правотворчества и правореализации. Государство как важнейший политико-правовой институт. Государство как совокупность институтов и структур. Законодательная, исполнительная и судебная власть, правовая система, государственная администрация, местные органы власти и т.п. Взаимоотношения государства и человека. Институт гражданства. Взаимная ответственность гражданина и государства как способ ограничения политической власти государства. Особенности отношений государства и личности в недемократическом государстве. Ответственность государства перед гражданином в правовом государстве (процедура импичмента, ответственность правительства перед представительными органами власти и т.п.). Соотношение права и власти. Право на принуждение, виды принуждения. Власть как правомерное и справедливое принуждение. Легитимность и легитимация. Виды легитимации (традиционная, харизматическая, рационально-правовая). Принципы легитимации: принцип прав человека и принцип суверенитета народа. Правовое государство, проблема его определения. Признаки правового государства: наличие гражданского общества, принцип разделения властей, принцип верховенства права, реальность свобод гражданина, наличие политического и идеологического плюрализма. Правовое общество, проблемы его формирования в России. Институциональные и внеинституциональные условия формирования правового общества: повышение уровня правосознания, гуманизация отношений, расширение сферы прямой демократии, ограничение роли государства в экономике и т.п. Философские проблемы правотворчества и правоприменения в посттоталитарном обществе. Особенности правотворчества в посттоталитарном обществе: дезорганизация правовой системы, амбивалентность правосознания, политизация и идеологизация права и т.п. Проблема правовой реформы в посттоталитарном обществе. Правовая реформа в России. | |
Тема 6. Правовая социализация личности | Понятие социализации личности. Объект и субъект социализации. Различные формы социализации личности. Ресоциализация и десоциали-зация. Особенности правовой социализации, ее пути и методы. Роль юри-стов в процессе социализации личности. Правовая культура как фактор социализации. Правовое образование и правовое воспитание. Особенности российской правовой культуры. Проблема определения правосознания. Социальный уровень правосознания (правовая социализация, власть и право). Личностный уровень правосознания (потребности, ценностные ориентиры, мотивы, установки, цели). Формы бытия правосознания. Институциональная и неинституциональная форма бытия правосознания. Виды правосознания: обыденное теоретическое правосознание, их отличия и значение. Разделение теоретического правосознания на естественное и позитивное. Разделение правосознания по субъекту: индивидуальное, массовое, групповое, общественное правосознание. Функции правосознания: познавательная, оценочная, регулятивная. Социальные и личностные причины деформации правосознания. Понятие правового менталитета. Формирование правосознания в российской культуре. Значение категорий «право», «справедливость», «правда», «воля» для российского правового менталитета. Этический максимализм. Отождествление закона с принуждением, государственной властью. Проблема формирования правосознания на современном этапе развития общества. Правовое сознание: понятие и содержание. Особенности правового сознания как социального явления. Уровни правового сознания. Формирование правового сознания. Влияние правосознания на формирование права. Правовой нигилизм и правовой идеализм. Виды правового нигилизма. Истоки правового нигилизма и пути его преодоления. | |
Тема 7. Правовое поведение и социальная девиация | Сущность и функции социального контроля. Элементы социального контроля. Социальные нормы и санкции. Право как средство социального контроля. Соотношения права с другими средствами социального контроля (обычаи, религии, мораль). Понятие правового поведения и его признаки. Правомерное и непра-вомерное поведение. Взаимосвязь между правовой информированностью и правовым поведением человека. Презумпция знания права. Девиантное поведение. Основные концепции девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Р. Мертон). Основные виды девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания и др.). Социальная природа правонарушения. Преступная субкультура. Социальные корни, сущность и особенности девиантного поведения. Теория Ч. Ломброзо о «криминальной предрасположенности». Современные методы исследования «криминальной предрасположенности»: генеалогический метод, близнецовый метод, семейный метод. Объяснительные модели преступного поведения. Представления о механизме преступного поведения. Взаимодействие ситуации и личностных особенностей преступников. Психологическая классификация преступников по особенностям потребностно-мотивационной сферы. Типологии преступников в зарубежной психологии. Психологические особенности преступников, совершающих преступления с особой жестокостью. Психоаналитические концепции личности преступника, совершающего преступления с особой жестокостью. Психология преступников-убийц. Понятие о некрофилии в работах Э. Фромма. Криминологические и психологические подходы к «сексуальным преступлениям». Психологические особенности серийных «сексуальных» убийц. Феномен Чикатило. Психология терроризма. Типология преступных организаций. Психологические особенности различных типов террористов. Феномен «Стокгольмского синдрома». Переговорный процесс как специфический вид деятельности юридического психолога. Эффективность коммуникации в экстремальных условиях. Понятие о криминальной субкультуре. Феноменология криминальной субкультуры: генезис, структура, основные традиции, механизмы влияния и устойчивости. Основные исследования криминальной субкультуры в работах криминологов и психологов. | |
Тема 8. Юридическая конфликтология | Конфликтология как наука. Понятие социального конфликта. Предмет конфликтологии. Юридизация конфликта. Причины социальных кон-фликтов. Координация интересов и перевод их на общегосударственный и общеправовой уровень. Общая характеристика социально-правовых конфликтов. Социально- политические конфликты. Профилактирование социальных конфликтов. Роль права и государ-ства в минимизации социальных конфликтов. | |
Тема 9. Социологическое исследование правовой действительности | Способы обоснования права: правовой объективизм, правовой субъективизм, интерсубъективность. Методология социологии права как отражение комплексного характера дисциплины. Применение в социологии права общих и специализированных методов науки. Особенности использования рациональных общенаучных методов: анализа, синтеза, дедукции, индукции, абстрагирования, моделирования, идеализации, синергетического подхода и т.п. Применение методов отраслевых наук: статистических, психологических, сравнительно-исторических, специально-юридических, лингвистических и т.п. Специфика философских методов в познании права: рационализм, рефлективность, обобщенный характер познания. Законы диалектики как основа философского познания права: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания. Роль социологических исследований социально-правовых проблем. Этапы социолого-правового исследования. Программы исследования: понятие, структура, функции. Формулировка проблемы исследования. По-становка целей и задач. Организация и проведение социологического исследования. Оформление результатов социологического исследования.Конкретные методы сбора эмпирической информации и его основные виды. Понятие документа в социологии. Метод наблюдения и его виды. Методы опроса и его основные виды. Эксперимент, интервью и другие виды сбора социологической информации. |
Практические занятия, их содержание
№ раздела и темы | Содержание и формы проведения | |
1. 2 | Тема 2. Становление и развитие социологии права | Проводится в форме семинара с презентациями докладов магистрантов. Развитие социологии права до XIX в. Развитие социологии права в XIX — первой половине ХХ вв. Социология права во второй половине ХХ в. Развитие российской социологии права. |
2. 6 | Тема 6. Правовая социализация личности | Проводится в форме семинара. Понятие и формы правовой социализации личности. Правовая культура как фактор социализации. Правовое сознание как социальное явление. Формирование пра-вового сознания. Правовой нигилизм и правовой идеализм. |
3. 7 | Тема 7. Правовое поведение и социальная девиация | Проводится в форме семинара с презентациями докладов магистрантов.Право как средство социального контроля. Социальные свойства правомерного поведения. Основные концепции девиантного поведения. Социальная природа правонарушения. |
4. 8 | Тема 8. Юридическая конфликтология | Проводится в форме семинара с презентациями докладов магистрантов. Понятие и предмет юридической конфликтологии. Согласование интересов в юридической сфере. Общая характеристика социально-правовых конфликтов. Роль права и государства в минимизации социальных конфликтов. |
5. 9 | Тема 9. Социологическое исследование правовой действительности | Проводится в форме семинара с презентациями докладов магистрантов. Социологические исследования социально-правовых проблем: основные этапы. Организация и проведение социологического исследования. Характеристика отдельных методов социологического исследования. |