Политико-правовые идеи раннего христианства 12 глава




подчеркивается приоритет общественных отношений как содержания над правовой формой;

социологический подход полезен для законодателя и исследователей. Для познания права, решения вопроса об эффективности правовых норм, совершенствования законов следует изучать законодательство в действии, в жизни. Жизнь права — источник выявления пробелов, противоречий в нем.

Среди ученых, занимавшихся в XX в. развитием социологических концепций государства и права, следует назвать такие имена, как Роско Паунд (1870—1964 гг.), Евгений Эрлих (1862—1922 гг.), Леон Дюги (1859—1928 гг.).

Роско Паунд — родоначальник школы социологической юриспруденции, получившей наибольшее распространение в США, где она конкурировала с аналитической юриспруденцией и естественно-правовым направлением. Основными работами Паунда являются «Юриспруденция», «Современная правовая теория», «Социальное управление посредством права». Социология права была изложена Роско Паундом в пятитомной работе «Юриспруденция». Учение о праве Р. Паунда основывается на философии прагматизма, которая рассматривает жизнь исходя из интересов реального человека, действительной меры оценки всех вещей. Само право Паунд рассматривает преимущественно как «инструмент социального контроля», как право в действии, как урегулирование и координацию поведения и социального взаимодействия законопослушных граждан. Саму юриспруденцию Паунд стал называть «юридической социальной инженерией». Юриспруденция, считал Паунд, должна демонстрировать, как действует закон и как он определяет повседневное поведение людей. Он настаивал на том, что право следует рассматривать технологически, инструмен тально в контексте реализации им функции согласования и примирения противоречивых интересов. По мнению Паунда, право, позволяющее осуществить в жизни цель примирения и гармонизации сталкивающихся интересов, является со­циальным инструментом, средством обеспечения формы социального контроля над людьми.

В современной правовой системе он выделяет три стороны:

 

право как порядок и способ управления социальными процессами с помощью силы, которая осуществляется государством;

 

официальные правовые документы, которыми руководствуются при отправлении правосудия и принятии управленческих решений;

 

право как процесс администрирования и судопроизводства.

Цель права Паунд видел в примирении и гармонизации сталкивающихся и перекрещивающихся интересов и требований. Поиск сущности права по его мнению должен уступить место в социологии права раскрытию цели и социального назначения права. Принцип целесообразности права составляет основу его технократической, инструментальной интерпретации права. Паунд различал «право в книгах» (законодательство); «право в действии» (правопорядок, судебный и административный процессы).

Другим представителем социологической школы права был австрийский правовед Евгений Эрлих (1862—1922 гг.). Основными работами Эрлиха являются: «Основы социологии права», «Свободное правонахождение и свободная наука права», «О пробелах в праве», «Юридическая логика». Эрлих исходил из того, что право — это «общественное явление», а наука о праве должна быть частью науки об обществе, т. е. социологии: «Социология права — это научное учение о праве». В подтверждение социологических взглядов на право Эрлих писал: «Центр тяжести развития права в наше время, как и во все времена, — не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практике, а в самом обществе».Эрлих — автор концепции «живого права», т. е. права, которое фактически уже действует в обществе, возникая спонтанно и опережая право, исходящее от государства. Общество, по Эрлиху, — это источник развития права. Концепция Эрлиха получила название концепции «свободного права», поскольку для нее стал характерным «свободный подход к праву», который согласно Эрлиху можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место свобода судейского усмотрения. Эрлих предлагал судьям заменить логическую дедукцию, основанную на тексте нормы, индукцией, основанной на социальных данных и интуитивном чувстве справедливости. Разновидностью социологических учений о государстве и праве стало учение солидаризма.

Политико-правовая концепция солидаризма была сформулирована французским социологом Леоном Дюги (1859—1928 гг.), основными работами которого стали: «Государство, объективное право и позитивный закон», «Курс конституционного права». Солидаризм возник благодаря социологической концепции Огюста Конта, у которого его последователи заимствовали представление об обществе как системе. Доктрину солидаризма Леон Дюги основывал на социологическом подходе, в соответствии с которым право — это наблюдаемый социальный факт, обусловленный социальными отношениями, сложившимися в обществе. Основным пунктом учения Дюги стало понятие «солидарность». Данным термином ученый называет зависимость между классами, каждый из которых участвует в социальном производстве. Факт солидарности начинает осознаваться людьми и порождает социальную норму — норму солидарности. Норма солидарности у Дюги — это не норма морали, а правовая норма, поскольку она касается только внешних проявлений человеческой воли. Норма солидарности стоит выше государства и позитивного законодательства, которые лишь служат для ее осуществления.

 

  1. Школа «возрожденного естественного права» и ее основные направления.

В XX в. возникли новые концепции естественного права, развивающие положения традиционных положений естественного права. Наиболее последовательно и полно в XX в. теория естественного права разрабатывалась в рамках неотомизма — направления, обновившего учение Фомы Аквинского. Неотомизм выводит естественное право из универсального Божественного порядка.

Представителем неотомистской теории права был Жак Маритен (1882—1973 гг.) — французский религиозный философ. Его взгляды нашли отражение в следующих работах: «Право человека и естественный закон», «Человек и государство», «Моральная философия», «Интегральный гуманизм».

Ученый полагал, что естественное право изначально вложено в природу человека вечным законом, который он определил как «рациональный план управления миром в мысли Бога». Вечный закон является источником и первопричиной всех остальных законов. Одно из проявлений вечного закона — естественный закон. Естественный закон согласно Маритену — установленные Божественным разумом «универсальные нормы права и долга». Маритен рассматривал естественное право с онтологической точки зрения. С онтологической точки зрения естественное право — это правила человеческого поведения, которые обусловлены человеческой природой и совместимы с ней.

С гносеологической точки зрения естественное право неписано, но познаваемо. Неписаная форма естественного права создает существенную сложность в его познании. Однако понимание естественного права на уровне самоочевидного принципа — «это знание о том, что мы должны делать добро и избегать зла». Маритен считал, что естественное право познается через склонности человеческой природы, которые и направляют человеческий разум к осознанию предписаний естественного права.

Маритен трактовал права человека как естественно-правовое признание достоинства личности, памятуя о том, что наряду с этим каждый че­ловек есть индивидуальность, которую обусловливают материальные потребности и пороки.

По значимости прав для нормального человеческого существования Маритен классифицировал права человека на следующие группы:

фундаментальные права личности (право на жизнь, свободу, соб­ственность и счастье, право на заключение брака) — они присущи человеку от рождения и имеют статус абсолютной ценности;

политические права человека как гражданина (право участвовать в политической жизни государства, право на осуществление свободы слова, право на реализацию юридической защиты своих прав) — эти права присущи человеку в силу его принадлежности государству, они закреплены в позитивных законах;

социальные права человека, права трудящегося (право на справедли­вую заработную плату, право на объединение в профсоюзы, право на социальную поддержку).

Классификация прав человека, предложенная Ж. Маритеном, легла в основу многих международно-правовых актов, касающихся закрепления прав и свобод человека.

  1. Нормативистская концепция права Ганса Кельзена

Наиболее развернутое изложение и обоснование юридический позитивизм получил в нормативистской теории Г. Кельзена. Нормативизм можно считать юридическим неопозитивизмом. Однако нормативизм обогатил свое содержание достижениями социологии, психологии и философии.

Основные положения нормативизма нашли отражение в работах австрийского юриста Ганса Кельзена (1881—1973 гг.) «Проблема суверенитета и теория международного права», «Общая теория государства», «Общество и природа: социологическое исследование», «Право Объединенных Наций», «Коммунистическая теория права», «Чистое учение о праве».

Кельзен выступал за создание «чистой» правовой науки, очищенной от влияния смежных наук, предметы изучения которой тесно связаны с правом. Он подверг критике современных ему исследователей проблем права за излишнее внимание к проблемам социологии, психологии в ущерб собственно юриспруденции.

Он отделял специфическую науку права (юриспруденцию), во-первых, от философии справедливости, во-вторых, от социологии. Последнюю он относит к наукам, изучающим причинность. Теория права как нормативная наука должна выводить свои понятия исключительно из содержания позитивных законодательных норм.

Доктрина нормативизма Г. Кельзена отличается от позитивизма XIX в. тем, что право рассматривается в динамике, в развитии, как единая система норм и одновременно как процесс их реализации на практике.

Строя свою концепцию, Кельзен обращается к неокантианским разработкам, с которых разворачиваются науки о сущем (sein), к которым относятся социология, история, естественные науки и науки о должном (sollen), к которым относятся юриспруденция и этика, исследующие способы и формы регулирования поведения людей и общения между ними.

Право рассматривалось Кельзеном как совокупность правовых норм, которым присущи следующие функции:

регулирование человеческого поведения;

возможность применения принуждения к виновным лицам через причинение им зла.

При этом право, по Кельзену, стоит выше государства, так как оно возникло раньше него. Только при определенном минимуме права в обществе может возникнуть государство, когда появляются специализированные институты принуждения.

Позитивное право определялось Г. Кельзеном как иерархия норм права, где основанием действительности нижестоящей нормы служит действительность вышестоящей нормы. Все они образуют иерархический правопорядок, своеобразную лестницу норм, где наивысшей и по­следней нормой, констатирующей единство всех норм права, является гипотетическая основная норма (grundnorm).

Понятие основной нормы — ключевое понятие нормативистской ' теории права Кельзена. Эта норма никем не установлена и не зафиксирована в юридических текстах. Она представляет собой «мысленное до-лущение» — трансценденцию — логический постулат. Следующая ступень иерархии — «общие нормы», установленные в законодательном порядке или путем обычая. Нижняя ступень иерархии — решения судей, действительность которых определяется «общими нормами».

Право является специфическим порядком, или организацией власти. Государство, таким образом, выступает в двух измерениях — как государ­ство и как право. Государство как право — это «монополия правового сообщества на принуждение», «правовое государство». Государство — это «относительно централизованный правопорядок». Для знания о государстве достаточно знания официального законодательства. Таким образом, Кельзен отождествляет право и государство.

Однако он отрицает идею правового государства, поскольку каждое государство имеет правопорядок.

Г. Кельзен подразделял государства по политическому режиму на демократические и недемократические.

Демократия интерпретируется им в социальном смысле как форма достижения компромисса, при котором уважаются права меньшинства.

Разрабатывая проекты в области международного права, Кельзен говорит о будущем переподчинении суверенных государств международным организациям; первым этапом такого перехода должно стать приведение правовых норм всех стран под демократические стандарты права.

Распространенная в настоящее время концепция преимущества международного права над внутригосударственным, представленная в трудах Кельзена, является существенным вкладом в теорию международного права.

  1. Политические взгляды Сунь Ятсена

Эпоха.

Конец XIX — начало XX века (Китай оставался полуколониальным государством (неравноправный характер отношений с европейскими державами, Японией и Россией)).

Сунь Ятсен (1866 — 1925) (родился в провинции Гуандун; начальное образование получил в родной деревне; обучался в английской миссионерской школе на о. Гонолулу (Гавайи), где приобщился к европейской культуре; с отличием окончил королевский колледж в Гонконге; получив квалификацию хирурга, занялся врачебной практикой в Макао (Аомынь); становится профессиональным политиком; предпринимает несколько попыток поднять восстание на юге Китая, неоднократно создает политические организации; несколько раз эмигрировал из Китая).

В октябре 1911 года народное восстание увенчалось успехом (избран временным президентом Китая; создает Национальную партию (Гоминьдан); оттеснен от власти, организовал демократическое правительство на юге страны, оппозиционное Пекину; в союзе с компартией одержал победу в гражданской войне).

 

Политическая концепция Сунь Ятсена выражена в трех принципах:

 

1) Принцип нации (национализм) (до свержения династии имел внутреннюю направленность; после ее падения реалии контрреволюции и гражданской войны наполнили его новым содержанием (борьба китайского народа против колонизаторов; закрепление принципа равенства всех наций Китая вплоть до права на самоопределение).

 

2) Принцип народовластия (демократия) (понимался как установление в Китае республиканской формы правления и как утверждение демократического режима).

 

Обосновал причины необходимости учреждения республики (нет нужды сохранять монархию, ибо все люди должны быть равными; монархия — тормоз развития общества и государства; только республиканская форма поможет преодолеть смуты и междоусобицы).

Демократия — степень участия народных масс в управлении государством (рассматривал ее шире, как условие существования свободы и равенства).

Критика западной демократии (народные массы устранены от управления государством и не имеют никаких прав; бюрократизм и коррупция — недостатки современного ему западного парламентаризма).

Создание чисто китайской модели демократии (Конституция пяти властей — государственная власть подлежала разделению на пять ветвей (законодательную, исполнительную, судебную, контрольную и экзаменационную); каждая ветвь на национальном уровне была представлена высшим органом (юанем), на провинциальном они объединялись в одном органе (провинциальной управе); возглавляло все Национальное собрание, в состав которого избирался один представитель от каждого уезда).

Функции юаней (законодательный, исполнительный и судебный — такие же, как у их западных аналогов; контрольный и экзаменационный должны были осуществлять контроль за деятельностью первых трех юаней).

Народ необходимо наделить также прямой властью — четыре права (право избирать, право отзывать, право инициативы и право референдума).

В концепции конституции заметно влияние традиционных китайских политических воззрений и западных идей (традиционные воззрения — выделение в качестве самостоятельной ветви экзаменационной власти; западные идеи — принцип разделения властей).

МСУ (полагал необходимым начинать преобразования с уровня МСУ — оно и есть фундамент демократии).

Процесс политического переустройства разделял на три периода (период военной власти (уничтожение противника); период политической опеки (становление и развитие МСУ); период конституционного правления (создание органов государственной власти и провинциальных управ)).

 

3) Принцип народного благоденствия (вкладывал в него социалистическое содержание, скорее это был утопическая попытка перескочить через капитализм со всеми его издержками(.

Методы достижения принципа народного благоденствия (уравнивание прав на землю (фактически — национализация); ограничение капитала (национализация крупных монополий и индустриализация страны)).

Взгляды на классовую борьбу (считал ее присущей только буржуазному строю, горе Китая видел в бедности, а не в социальном неравенстве).

  1. Теория ненасильственной политики Махатмы Ганди.

Сатьягра́ха — в Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения.

Разработана Мохандасом Ганди в начале XX века. Основная идея — в стремлении воздействовать на благоразумие и совесть противника через: отказ от насилия (ахимса), готовность переносить боль и страдания.

Целью сатьяграхи является превращение соперника в союзника и друга — считается, что обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие.

В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.

По призыву Махатмы вся страна переходит на самообеспечение, отказываясь покупать английские товары, в том числе и дорогие ткани. Махатма сам садится за прялку и делает себе одежду и обувь. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Они покупают только индийские товары (пусть те хуже по качеству!), сжигают английские ткани, которые когда-то купили.

Для целой нации это стало духовным прорывом, внутренним открытием. Оказывается, их политическая и экономическая зависимость от Англии — результат их сотрудничества с колонизаторами! Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок — их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индийцы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти.

Согласно Ганди, сатьяграха — средство для практического и сознательного нарушения несправедливых законов: «Придерживаться истины, силы истины, силы любви, силы души» и далее: «Триумф истины, победа истины, победа правды силами души и любви».

Пассивное сопротивление

Сатьяграха ограничила понятие «пассивное сопротивление», которое Ганди считал оружием слабых. Пассивное сопротивление избегало насилия только из-за недостатка оружия, но в принципе не отказывалось от применения насилия.

Гражданское неповиновение подразумевает сознательное нарушение противоречащих морали законов, в особенности отказ платить налоги. Ненасильственным способом вызывается наказание (арест, заключение в тюрьму) за нарушение несправедливого закона и затем терпеливо переносится. При нарушении законов следует проявлять полнейшую вежливость и дружелюбие по отношению к защитникам правопорядка, пытаться ни в коей мере их не провоцировать.

Означает отказ от всяких соглашений и контактов с несправедливой правящей системой. Делает ненужным «Гражданское неповиновение» в описанном выше смысле, поэтому является более безопасным способом борьбы для простых людей. Несотрудничество осуществляется не с самими противниками, а с их недостойными действиями. Сторонники сатьяграхи могут сотрудничать с правительственными чиновниками там, где они видят возможность позитивного развития, так как они не испытывают ненависти к представителям власти. Напротив, они настроены дружелюбно к своим противникам. Через сотрудничество с ними в том, что не является недостойным, сторонники сатьяграхи стремятся убедить противника отказаться от плохих, недостойных поступков. Борец сатьяграхи обладает неограниченной способностью переносить страдания без желания отомстить за них.

Формы несотрудничества, которые Ганди, однако, советовал применять с осторожностью, так как они могли вызвать гнев и репрессии со стороны правительства:

 

отказ от титулов, званий и наград, присвоенных правительством;

выход с государственной службы;

выход из полиции и армии;

бойкот судов, школ и административных учреждений с одновременным созданием альтернативных структур для поддержания функционирования общественной жизни;

отказ от приобретения и использования английских товаров, в первую очередь — текстильной продукции.

 

В дальнейшем, после осуществления данных условий предполагался переход к отказу от уплаты налогов населением. Последнее по своей сути стоит за рамками движения несотрудничества. Невозможность осуществления неповиновения налоговому законодательству на ранних стадиях движения Ганди объяснял неготовностью масс. «Я утверждаю, — говорил Ганди в декабре 1920 г., — что народные массы не готовы к прекращению уплаты налогов. Они еще не достаточно владеют самоконтролем. Если бы я мог быть уверенным в ненасилии с их стороны, я сегодня же попросил бы их прекратить выплаты и не тратил бы свободные моменты народного времени».

По представлениям Ганди, «настоящий» приверженец сатьяграхи должен быть если не идеальным человеком, то по крайней мере, приближаться к нему.

Дать обет, согласно Ганди, признак силы, а не слабости. По его определению, обет это: Любой ценой делать то, что должно быть сделано. Говорящий, что он сделал бы что-либо «насколько возможно», показывает тем самым по убеждениям Ганди свою слабость. Делать «насколько возможно» означает поддаться первому искушению. Нельзя придерживаться истины «насколько возможно».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: