Волкова И. Г.
ТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ
Программа факультативных занятий
по изобразительному искусству
для IV класса
общеобразовательных учреждений с русским
(белорусским) языком обучения
Минск-2009
Пояснительная записка
Традиционные художественные техники – это специальные приёмы, которые используют художники при создании произведения искусства; это художественно выразительное использование возможностей тех или иных художественных материалов.
Освоение традиционных художественных техник учащимися осуществляется в рамках учебного предмета «Изобразительное искусство», однако расширенное практико-ориентированное знакомство с техниками на уроке не всегда возможно по причине ограниченного времени
Цель – формирование художественной культуры учащихся посредством освоения традиционных художественных техник.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- расширение представлений о традиционных художественных техниках в изобразительном искусстве, творчестве художников, работающих в различных художественных техниках;
- формирование сознательного отношения учащихся к выбору техники выполнения творческой работы;
- совершенствование навыков работы традиционными художественными материалами;
- развитие художественно-творческих способностей, творческого мышления учащихся.
Освоение содержания осуществляется в ходе изучения трёх видов искусства и их основных (традиционных) художественных материалов (графика – графитный карандаш, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, гелевая ручка, шариковая ручка, уголь, сангина, соус, пастель; живопись – гуашь, акварель, темпера; скульптура – пластилин, глина). Содержание занятий предполагает постоянную опору на рабочую тетрадь, включающую систематизированные теоретические сведения по художественным техникам, задания репродуктивного и творческого характера, которые могут применяться учителем на этапах знакомства с техникой, совершенствования умений и навыков, контроля знаний, умений и навыков учащихся. Художественные произведения, представленные в рабочей тетради, можно заменять на другие равнозначные. Основной акцент при восприятии необходимо делать на эмоционально-образное содержание произведения. Количество часов, отведённое на изучение отдельных техник, может изменяться учителем в зависимости от особенностей коллектива учащихся.
Основной формой организации обучения является занятие, имеющее традиционную структуру. Возможно проведение занятий-путешествий, викторин, экскурсий и др. В конце изучения техник отдельных видов искусства программой предусмотрено проведение контрольных занятий («Проверь себя»). По окончании каждой четверти следует организовывать выставки работ учащихся с привлечением самих учащихся, родителей, администрации общеобразовательного учреждения.
Программа рассчитана на изучение традиционных художественных техник в объёме 1 часа в неделю, наполняемость групп должна соответствовать требованиям единого типового учебного плана.
Примерное тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Тема занятия | Кол-во ч. | Цель и задачи | Иллюстрация |
I четверть | ||||
Введение. Материалы графики, живописи, скульптуры. Вид деятельности: Живопись, графика, скульптура ОУП: Представления о скульптуре, живописи, графике Оборудование: учебник | Цель: Формирование представления о скульптуре Задачи: 1.Расширение представлений о традиционных художественных техниках в изобразительном искусстве; 2.Формирование представление о скульптуре | ![]() | ||
Традиционные техники графики. Техника работы графитным карандашом. Вид деятельности: Графика ОУП: · Техника графики, · Техника работы графическим карандашом Оборудование: Графитный карандаш | Цель: Учить заполнять всю поверхность листа Задачи: 1. Формирование элементарного представления об иллюстрациях. 2.Учить выполнять иллюстрации | ![]() | ||
3, 4 | Техника работы тушью Вид деятельности: Графика ОУП: Работа с тушью Оборудование: Тушь | Цель: Расширение представления об изобразительном искусстве. Задачи: 1.Расширение представлений о традиционных художественных техниках в изобразительном искусстве; 2.Формировать представление о графике. | ![]() | |
5, 6 | Техника работы углем, сангиной, соусом. Вид деятельности: Графика ОУП: Работа с углем, сангиной, соусом. Оборудование: Уголь, сангина, соус | Цель: Формирование представления о работе с углём, сангиной. Задачи: 1.Расширение представлений о традиционных художественных техниках в изобразительном искусстве; 2. развитие художественно-творческих способностей, творческого мышления учащихся | ![]() | |
7, 8 | Техника работы цветными карандашами Вид деятельности: Графика ОУП: Работа цветными карандашами Оборудование: Цветные карандаши | Цель: Учить узнавать и называть основные составляющие цвета Задачи: 1.Расширение представлений о цветах природы. 2. формирование сознательного отношения учащихся к выбору техники выполнения творческой работы | ![]() | |
Техника работы пастелью. Выставка работ Вид деятельности: Графика ОУП: Работа пастелью Оборудование: Пастель | Цель: Учить выполнять графические ихображения Задачи: 1.Расширение представлений о традиционных художественных техниках в изобразительном искусстве; 2 совершенство-вание навыков работы традиционными художественными материалами | ![]() | ||
II четверть | ||||
1, 2 | Смешанные графические техники. Моя любимая техника графики. Вид деятельности: Графика ОУП: Графические техники. Оборудование: Учебник | Цель: Формирование представления о работе с углём, сангиной. Задачи: 1.Расширение представлений о традиционных художественных техниках в изобразительном искусстве; 2. развитие художественно-творческих способностей, творческого мышления учащихся | ![]() | |
Техники графики: проверь себя. Вид деятельности: Графика ОУП: Графические техники. Оборудование: Учебник | Цель: Формирование представления о техниках графики. Задачи: 1.Расширение представлений о традиционных художественных техниках в изобразительном искусстве; 2. развитие художественно-творческих способностей, творческого мышления учащихся | ![]() | ||
Традиционные техники живописи Вид деятельности: Живопись ОУП: Техника живописи. Оборудование: Учебник | Цель: Формирование представления о технике живописи. Задачи: 1. совершенство-вание навыков работы традиционными художественными материалами 2. формирование сознательного отношения учащихся к выбору техники выполнения творческой работы | ![]() | ||
5–7 | Техника работы гуашью. Выставка работ. Вид деятельности: Живопись ОУП: Работа с гуашью. Оборудование: Гуашь | Цель: Формирование представления о работе с гуашью. Задачи: 1. формирование сознательного отношения учащихся к выбору техники выполнения творческой работы 2. развитие художественно-творческих способностей, творческого мышления учащихся | ![]() | |
III четверть | ||||
1–3 | Техника работы акварелью | |||
4, 5 | Сравнение техник гуаши и акварели | |||
Техника работы темперой | ||||
Моя любимая живописная техника | ||||
8, 9 | Смешанные графические и живописные техники | |||
Традиционные живописные техники: проверь себя. Выставка работ | ||||
IV четверть | ||||
Традиционные техники скульптуры | ||||
2, 3 | Лепка из пластилина (глины) | |||
4, 5 | Рельеф и отпечаток | |||
6, 7 | Чеканка | |||
Техники скульптуры: проверь себя. Моя любимая техника скульптуры | ||||
Система традиционных техник графики, живописи, скульптуры. Выставка работ | ||||
Всего |
Техника работы гуашью «портрет матери»
Характер и цели урока: Формирование представления о работе с гуашью.
Развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубиться в себя, осознание своих внутренних переживаний.
Задачи урока:
· Средствами художественной выразительности – формой, пропорциями, цветом, линией, фактурой материала, композицией освоить изображение на плоскости (по представлению) в технике рисования гуашью.
· Воспитание сознательного отношения к процессу изображения, к труду, воспитание аккуратности, стремления довести работу до конца.
· Развитие чувства восхищения матерью. Почитание материнства у всех народов.
· Высшее проявление красоты – материнство. Мать и дитя.
· Дальнейшее изучение пропорций головы, построение лица. Рисунок по памяти (характерный портрет мамы)
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Тип опроса: индивидуально-фронтальный.
Оборудование урока:
Для учителя: ноутбук, проектор, экран, слайд шоу портретов (Леонардо да Винчи "Мадонна Лита", Рафаэль "Сикстинская мадонна", Рубенс "Мать и дети", Б. Неменский "Тишина" и др.)
Для учеников: краски – гуашь; лист А4; на каждый стол – клеёнка; тряпочка; непроливайка; кисточки.
План урока:
Орг. момент – 1 минуты
Обсуждение Д./з. рассказа Ю. Яковлева – 5 минут.
Объяснение нового материала – 5 -7 минут
Выполнение практической работы учащимися – 25 -30минут
Выставка работ – 3 – 4 мин
Уборка рабочего места – 2 минуты.
Ход урока