33.Учения Конта об общественной солидарности. Прав теория основ-ля позитивизма Огюста Конта в «Курсе позитив фил-фии» и «Системе позитив политики». Он решает несколько важных задач: 1) обоснов-т новые методы познания соц реальности. Это эмпирич методы исслед-я соц институтов. Они должны позволить выработать конкрет рекомендации по усовершен-ю всех сфер жизни общества;2) формул-ет задачу новой науки – социологии. Он говорит о потребности систем-ать жизнь общ-ва. Он теорет-ки обоснов-т «новый», «позитив» соц-полит-й порядок. Развитие общ-ва, его полит институтов он связ с эволюцией чел-го сознания. Это смена 3-х историч-ки господ-х состояний чел-х умов:1) теологич-го (для этого состояния харак-ы одушев-е чел-м предметов и вера в сверхъестест-х существ – богов и др.);2) метафизич-го (человек пыт-ся объяснить факты через различные отвлеченные понятия);3) позитивного (научного). Вершина историч-го прогресса - эпоха науки. Ее характер черты:1) мирное общежитие людей;2) расцвет пром-го произв-ва;3) приход на смену власти монарха и аристократии новой системы власти – социократии - власти наиболее конструкт-х, творческих социальных групп (фабрикантов, купцов, финансистов, землевлад-в). Он пытался доказать возм-ть достиж-я соц солидарности. Необход-ть гос-ва – объедин-е индивид-х интересов ради достижения общих целей. Солид-сть в общ-ве поддерж-тся не только материальными факторами, но и моралью. На позитивной стадии к власти должны прийти представ-ли буржуазии и позитивная церковь. Дух-ю власть осу-ют люди умств-го труда, т. е. мыслители, писатели, поэты, ученые и т. д.Конт выступает как активный сторонник усиления роли государства в жизни общества.Конт видит потребность в двух типах власти – светской и дух-й. На всех трех стадиях развития общ-ва присутствует подобное разделение. На теолог-й стадии светскую власть осущ вожди, а дух-ую – жрецы. На метафиз-й светской властью - люди, пишущие законы, а философы, публицисты и художники – духовной. На позитивной стадии к власти – представ-ли буржуазии и позитивная церковь соответственно. Необходимо учреждение новой религии – культа высшего существа (под ним факт-ки поним-ся все человечество). Конт выступает как активный сторонник усиления роли гос-ва в жизни общества.
|
34. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского. Михаил Михайлович Сперанский по заданию Александра I подготовил ряд проектов усовершен-я гос строя империи, проектов рос-й конституции. Осн работы: «Введение к уложению гос законов», «Проект уложения гос законов Рос империи». Представитель рус-го либерализм. Понятия личн (возм-ть обладать личн и имущ правами: собствен-ть, закл-ть договор, на упоату налогов, устан только по закону) и полит свободы (участие всех гос сословий в деят-ти всех ветвей власти). Полит совобода дб огнан имущ (полит свобода только те, у кого есть имущ-во) и культурн цензами. Предлагал провести прав оформление сословности с закреп-ем прав и свобод. Дворянство он наделял всеми полит и граждан правами и доп-ым правом владения землями, населен-ми крестьянами, с обязан-ью уплаты налога за владение землей. Сред сословию (владельцам любой недвижимости) - все граждан права, а полит-ие - в зависимости от имущ-го ценза. Рабочий народ (поместные, крестьяне, мастеровые, домслуги) - только граждан-ие права. Программа гос преобразования вкл след реформы: крепост права, гос правления, законодат-ва. Реформа креп права в 2 этапа: законодат-но огран-ть власть помещиков над креп-ми, опред-в размер крест-х повин-й и разрешив крестьянам приобретать недвиж-ть в собст-ть; затем вернуть им право перехода. Гос-ом, по Сперанскому, движут и управ-т три силы: законодат-ая, исполн-ая и суд-ая. Начало их и источник – народ. Образ прав-я у каждого народа обуслов-ся степенью его гражд-го развития. В основе прогресса общ-ва - стремление к полит свободе. Был сторонником конституц-ой монархии, кр основана на законе и должна опираться на квалифицир-ый чиновничий аппарат. Закон-ть форм сущ-ия власти С. связывал с разделением властей. Законодат-ая власть - 2палатная ГосДума, кр на сессиях обсуждает и принимает законы; исп власть – правительствующий сенат, её глава - монарх. У него право вето на законы, право роспуска ГосДумы, право отсрочки её созыва. Суд власть - суд система, вкл-ая суд присяжных и заверш-ся высшим суд органом - Сенатом. При Императоре – Госсовет для предварит рассмотр-я законопроектов, кр потом бы шли к Императору, а после на обсуждение в ГосДум. Реформа законодат-ва при непосред участии С. Был в комиссии по состав-ю «Полного собрания законов Росс Империи», был подготов-н 15томный «Свод законов», в кр было всё действ-ее законодат-во.
|
35. Охранительная идеология Карамзина. Николай Михайлович Карамзин, литератор и придворный историограф, почетный член Петербургской академии наук. Его полит концепция изложена в «Истории гос-ва Рос-го» и «Записке о древней и новой России в ее полит и граждан отношении», адрес-ой Александру I и направ-ой против М.М. Сперанского.Был консерватором, не принимал идей классич-ой школы естест-го права, теории общ-го договора и ценности представительной демократии. Право, гос-во сословный строй России связ с идеей самобытного нород-го духа. Порицал Петра I за искоренение древн навыков и введение иностр обычаев. Консерватизм признает огранич-ть чел-го разума в деле преобразования общества. Консерватив мировоззрение исходит из того, что все преобраз-я должны опираться на историч опыт общества. Под воздействием Франц буржуаз революции конца XVIII в. Карамзин отвергает необход-ь революц-х преобразований в общ-ве, он подчеркивает, что попытка осущ-ть мечту о всеобщем равенстве сделала французов несчастными. Обоснов-я незыблемость монарх-й формы правления, Карамзин обращается к рус истории: Россия всеми своими победами обязана самодержавию. Для Карамзина характерно патриарх-ое восприятие личности монарха (как отца всех подданных), следовательно царская самодерж-я власть (как отцовская власть в семье) не мб ничем ограничена, она должна передаваться по наследству, между монархом и народом должны склад-ся отношения взаимного нравст-го доверия, что чрезвычайно необходимо для сохран-я и развития монархии. Резко осуждал попытки учрежд-я конституции, в чем-то огран-й власть царя. Он определяет границы вмешательства монарха в жизнь общ-ва: монарх не должен ломать исторически обуслов-ые народные привычки, пытаться изменить народный дух. В этом смысле Петр I восприним-ся Карамзиным как тиран. Протест-л против преобраз-я гос учреждений – создание новых гос учреждений. Счит, что надо найти для управ-я 50 губернаторов. Счит, что монарх должен контролировать судей. Надо возвысить духовенство. Выступ-л в защиту привилегий дворянства, порицал петовскую Табель о рангах. Настойчиво подчеркивал особое место России в мир истории, обуслов-е особым евразийским положением страны.
|
36. Политические взгляды декабристов (Павел Иванович Пестель, Никита Михайлович Муравьев. 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади - вооруже выступление декабристов. С этого момента – освободит-ое движение в России. Декаб-ты дейст-ли на основе разработ-ых программ переуст-ва России. 1-ое тайн общ-во — «Союз спасения» создано в 1816г., в 1818г. Преобраз-но в «Союз благоденствия». После самороспуска в 1821 г. - 2 общ-ва: «Северное общество» (рук-ль Н.М. Муравьев) и «Южное общество» (рук-ль П.И. Пестель). Общие программные положения Сев и Юж общ-в. Цели: ликвид-я самодержавия; отмена креп-го права, без к-л предварит-х условий; отмена сословий и равенство всех перед законом;введение суда присяжных;предоставление свободы Польше. Пестель. Юж общ-во. «Русская правда». Самодержавие в России уничтожалось, весь царствующий дом физ истреблялся в самом начале революции, и провозг-сь респ, базир-ся на принципе народ суверенитета. Респ - унитарное гос-во (в многонац России федерация могла привести к попыткам отделения) и состояла из губерний или областей, уездов, волостей. Столица – Н. Новгород. Исп-ая власть - Державная дума (5 членов, изб-ых Народным вечем на пять лет). Блюстит-ая власть – Верх собор. Суд - Сословный суд отмен-ся и вводился гласный суд присяжных заседат-й, равный для всех граждан. В конституции - принцип неприкос-ти права собст-ти, полная свобода занятий для нас-я, свобода книгопечатания и вероисповед-я. Крестьянский вопрос - освобождение крестьян с землей. Для наделения крестьян землей предполаг-сь изъять половину помещичьих владений. Все сословия и сословные привилегии отменялись, россияне объявлялись одинаково «благородными». Равенство всех перед законом и «неоспоримое право» каждого гражданина участ-ть в гос делах. Все граждане мужского пола, достигшие 20 лет, получали избир-ые права. Пестель – сторон-к диктатуры Времен-го верх-го правления, которая продлится 10-16 лет после победы революции. Муравьев (Северное общество): Конституция - переработка заруб-го полит опыта и примен-е его к рус действит-ти. Цель: Россия – парламент монархия, ф едеративное государство, состоящее из 13 держав и 2 областей – Московской и Донской. Столица федерации – Н. Новгород. Законодат-ая, исп-ая и суд власти разделены. Верх орган законод власти - 2палатное Народное вече. Верхняя палата - Верховная дума, нижняя - Палата народных представ-ей (состояла из 450 членов, выбранных на 2 года гражданами держав). Исп-ая власть - император (приносит присягу Народному вечу). Император назначает глав «приказов» «с совета и согласия Верховной думы», ведает дипломатией, командует воен силами. Палаты Народного веча заседают раздельно. В державах также сущ 2палатная система. Законод власть - законодат собрание (2 палаты - Палаты выборных и Державной думы). Державы делились на уезды. Все должн лица в державах и уездах были выборными. Все должн липа за наруш-е законов привлек-сь к ответс-ти народными представ-ми. В этом случае Верх дума становилась судом. Объявлял об освобож-и крестьян от крепост завис-ти, но на основе принципа: «Земли помещиков остаются за ними ». В послед варианте своей Констит-и после критики др декабр-ми Муравьев сформул-л полож-е о незначит надел-и крестьян землей: они получали приусадеб-е участки и сверх того по 2 десятины на двор в порядке общин-го владения.
37.Политическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксизм возник в 40-х годах 19 века. Основопол-ки Маркс и Энгельс пытались выяснить условия и указать пути реального освобожд-я труд-ся от любых форм эксплуатации, соц.угнетения, неравенства, бесправия. Специфика марк-ой концепции в анализе полит и прав-й жизни как состав-х частей классовой общ-но-эконом-ой формации, отказе от усмотр-я в политико-юр. институтах феноменов религиозного, психолог-го, этнического порядка. Этот подход зиждется на идее зависимости гос и права от уровня общ-го разделения труда, класс-ой структуры и соотнош-я классовых сил в обществе. Рабочий класс в грядущей революции должен уничтожить част собств-ть и разрушить все те институты, кр ее охраняли. Ближ-я практич-ая цель пролетариев – завоев-е полит власти. В марксизме классовая борьба выступает 1 из важнейших закономерн-ей бытия общ-ва, расколотого на антагонистич-е классы. Ничто в соц жизни такого общ-ва не мб объяснено вне контекста классовой борьбы. В значит-ой степени из-за нее аппарат гос-ва оказ-ся учрежд-ем, легитимно осущ-щим целенаправ-ое насилие в общ-ве. Для марксизма харак-но акцентир-ие в природе гос-ва его принужд-го начала. Карл Маркс – нем философ, социолог, экономист. Его основные произведения «К критике гегелевской фил-фии права», «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Манифест ком партии» и др. В изучении общ-ва Маркс видел необход-ть выработки об-ой и науч картины соц развития. Этот путь должен лежать через анализ эконом-ой сферы общ-ва. Основная идея - учение о соотнош-и базиса и надстройки. В роли 1-го выступает эконом система общ-ва. Это совокуп-ть не зависящих от воли людей производ-х отношений. В ее основе лежит опред-ая форма собствен-ти на ср-ва произв-ва. Произв-ые отношения опред-ся уровнем развития производительных сил. Надстройка вкл-ет правовые и полит институты и соответ-щие формы общ-го сознания. Госу-ые и прав-ые институты призваны выражать волю и интересы эконом-ки господ-го класса. Буржуазные производ-ные отношения – последняя антагонистическая форма общ-ого произв-ва. Одна общ-но-эконом-ая формация сменяется др-ой в рез-те борьбы классов. Постоянно развив-еся производит-ые силы приходят в противоречие с устаревшей системой производст-ых отношений (базисом общества). После соц революции происходит переворот во всей громадной надстройке. Маркс представ-т историю общ-ва как историю борьбы одних соц-х групп с др-ми. Гос-во и полит власть представ-т собой организ-ую систему господства 1 класса над др путем насилия и принуждения. Разрешить историч-ую несправед-сть должен сам ход развития общ-ва. Соц конфликты индустриал-го общ-ва невозможно устранить без ликвид-и частной собств-ти, кр ликвид-ся при помощи класс-ой борьбы. Ее резом должно стать ком общ-во. Он считал, что капитализм уже находится в глубоком кризисе. Пролетариат непременно превратится путем революции из подчиненного класса в господ-ий. Он уничтожит старые производств-ые отношения. Коммунизм основ-ся на уничтожении частной собств-ти и на обществ-ом управ-ии ср-ами произв-ва и капитала. Это автомат-ки влечет за собой ликвид-ию наемного труда – основы капитал-го общ-ва. В рез-те пролетарской революции, считает Маркс, класс труд-ся насильс-но ниспровергает буржуазию: весь капитал, ср-ва произв-ва оказыв-ся в его руках, и тогда производит-ым силам уже не препят-ют устаревшие капитал-ие производ-ые отношения, выраж-ые в институтах гос-ва и права.
38.Политическая теория и программа социальной демократии. Ф.Лассаль (основательно социал.демократии). Фердинанд Лассаль (1825—1864) — нем публицист и политик, адвокат. Лассаль поддерживал политику объединения Германии «сверху» — под гегемонией Пруссии. Энгельс называл Лассаля правоверным гегельянцем. Сам же Лассаль называл себя учеником Маркса: знал наизусть «Манифест коммунистической партии».Основные работы: «Программа работников», «Наука и работники», «О сущности конституции», «Гласный ответ», «Система приобретенных прав». Лассаль считал государство воплощением общественного интереса, только в государстве он видел путь спасения от всех социальных зол. Государство будущего должно ставить перед собой еще и социальные задачи. Он предлагал осуществить социализм на основе существующего государства. Если ввести всеобщее избирательное право, отменив имущественный ценз, то государство станет «народным» и будет служить всем и каждому. Тем самым будет реализована «государственная идея рабочего сословия». Когда 98% неимущих пойдут голосовать, они будут способны изменить политику государства. Был тайный договор Лассаля с Бисмарком: за поддержку рабочими политики Бисмарка канцлер обещал ввести всеобщее избирательное право в Германии. Обе стороны выполнили свои обещания. Л. Выступал за мирн путь перехода к соц-му (через легальную полит борьбу за всеобщее избират право). Под влиянием идей Лассаля одна из рабочих партий, созданных в Германии, взяла наименование «социал-демократическая», включила в свою программу пункт о государственной помощи производственным товариществам и назвала свою газету «Народное государство». Лассаля волновала не только конкретная проблема решения рабочего вопроса, но и сугубо научные, теоретические проблемы конституционализма. Лассаль говорит о двух конституциях: действительной и правовой. Конституция действительная представляет собой фактическое соотношение сил в обществе: король — войско — дворянство — промышленники — банкиры — мелкая буржуазия — рабочие. Именно эта действительная конституция определяет все законы и все правовые учреждения данного общества. Конституция правовая – писанная конституция. Её стабильность завис от ее соответствия действит-й конституции. Действит-ая конституция пробивается через писанную конституцию с такой же необходимостью, какая заключается в законе тяготения.
39.Политико-правовые идеи западноевропейского анархизма. (П.Ж.Прудон). Наиболее значительные теоретики анархизма XIX в. – Пьер Жозеф Прудон, Макс Штирнер, Михаил Александрович Бакунин. Макс Штирнер обрушивает критику на все ценности, связанные с государством, обществом, религией. Он полагает, что человек единствен, потому что неповторим. У людей есть лишь одна общая черта – каждый из них своеобразен. Вся чел-ая история представляется стремлением идеализировать действительность. Это посягательство на осн принцип Я, на его единственность. Поэтому абстракции (Бог, гос-во, общ-во, чел-во) возводятся в культ. Они подчиняют себе конкретного чел-ка, становятся объектом его поклонения. Освобож-е чел-ка мыслится как очищение его сознания от представлений, противоречащих его воле. Гос-во ставит перед собой лишь 1 цель – подчинить чел-ка. Гос-во – враг чел-ка. Индивидуалист-ий анархизм Штирнера опирается на чуждое человеку давление социальной среды. Общ-во дб союзом единственных, автономных индивидов. Пьер Прудон призывает: 1) ликвидировать все существующие формы эксплуатации человека; 2) заменить фиктивные конституции законами, соответст-ми соц-ому пониманию справедливости (договоры). Общественный идеал – общество, где люди равны и объединены в союзы трудящихся. Производство должно основываться на разделении труда. Экономика должна базир-ся на товарообмене. К такому общ-ву можно прийти путем революции, коренного переворота жизни общества. Способ избежать соц несправед-ти – упразднение гос и прав институтов. Для защиты своих интересов власти предержащие создают законы. Гос-во подавляет трудящиеся слои с пом-ю прямого насилия и законов. Главный порок капитал-го общ-ва – несправед-ый обмен результатов труда. Михаил Бакунин видел свободу человека в следовании естественным законам. Задача общ-ва -эмансипация и гуманизация. Только на основе коллект-ой труд деят-ти и солидарности возможно справедливое общ-во. Свобода оказ-ся возможной для 1 чел-ка лишь с его признанием свободы др. В этом заключается цель истории. Ее рез-ом должны стать свобода, равенство и братство людей. Марксистскую идею о диктатуре пролетариата Бакунин отвергает неслучайно. Диктатура пролетариата выльется в бюрократическое общ-во. В нем меньшая часть пролетариата будет навязывать с помощью диктата свою волю большинству. Сосредоточение собств-ти в руках гос-ва дает огромное преимущество. Им не преминут воспользоваться. Пролетариат должен не осущ-ть диктатуру, а разрушить гос-во как таковое. Прудон предлагал сохранить мелкое произв-во. Вся система взглядов П.проникнута реформизмом, враждебным раб классу. Прудон – противник борьбы пролетариата за свои полит и эконом-ие интересы. Стачки раб-их объявлены им противозакон-ми. Разделение труд имеет 2стороны: хорошую, ибо оно способствует росту богатства, и дурную- ведет к росту бедности, нищеты, безработицы. Задача в том, чтобы устранить дурную и «улучшить» капитал-кое товарное хоз-во.