Творческий путь Ж. – Ж. Руссо. Руссоизм в западно-европейской литературе XVIII в.




Жан Жак Руссо (28.6.1712, Женева - 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа). Прожил сложную жизнь, полную испытаний. Бедняк, сын часовщика, он проучился два года в пасторской школе и в тринадцатилетнем возрасте начал трудовую жизнь: сначала служил клерком у нотариуса, потом учеником у гравера, а в 1728 году ушел пешком из Женевы и вел жизнь бездомного скитальца. Его приютила некая госпожа де Варанс (Варан). Изучал древних авторов и Вольтера, занимался историей и ботаникой. Сменил много занятий для того, чтобы себя обеспечить. Стал композитором и музыкальным теоретиком. В Париже знакомится с выдающимися людьми того времени – Дидро, Вольтером, Гриммом и др. Опера «Галантные музы» (1744) принесла ему некоторую известность. С 1747 года по предложению Дидро Руссо начал писать статьи для «Энциклопедии». Дидро был заточен в тюрьму за свои философские идеи, Руссо часто его навещал.

Способствовало ли развитие наук и искусств ухудшению или улучшению нравов? — спрашивала Дижонская академия. Полезны ли науки и искусства? Хорошему или дурному учат они людей?

Рассуждение об искусствах и науках, 1750 (или «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов»). На вопрос, поставленный в заглавии «Рассуждения», философ ответил страстной тирадой о разрушительном воздействии наук и искусств на общественную нравственность, о вреде и зле, порождаемом цивилизацией. Искусство враждебно добродетели, утверждал он, и, подтачивая общественную мораль, оно приводит к крушению государств и гибели целых народов. Это вызвало большое количество споров в обществе.

Но Руссо не выступал конкретно против наук. Он говорил, что цивилизация портит человека. Человек может сохранить свою нравственность лишь вдали от нее. «Чистая душа дикаря».

Главная причина всех человеческих бед для Руссо – неравенство.

Тема неравенства — одна из главнейших в творчестве Руссо, и не удивительно,— предреволюционная Франция являла его взору всевозможные примеры неравенства: народ голодал и нищал, а королевский двор расходовал огромные суммы, привилегированные сословия не платили налогов, все платило третье сословие.

О происхождении неравенства между людьми, 1754. Р. рассматривает общий материально-технический и даже культурный прогресс общества как закономерный источник «упадка рода человеческого» в моральном и физическом смысле. Одной из главных причин этого упадка Р. считает возникновение имущественного и политического неравенства, характеризующего всякое «цивилизованное» общество в отличие от «естественных отношений», характеризующих варварские народы.

Перу Руссо также принадлежат такие философские произведения, как «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762), роман «Эмиль», «Письмо к Даламберу», «Руссо — судья Жана Жака» (1772—1776) и «Мечтания одинокого путника» (1776—1778).

 

В 1761 Р. публикует известный роман: «Юлия, или Новая Элоиза». Самое яркое выражение мировоззрения Руссо представляет именно этот роман. Р. рационализму своего века противопоставил культ чувства. Главный герой романа Сен-Пре доводит свою чувствительность, принимающую часто форму политич. антиаристократич. демонстрации, до крайней степени.

Юлия – отражение склонности Руссо к моральным сентенциям и риторике.

Графство Йорк – прославление «естественного состояния» и первобытных нравов.

Сен-Пре – пессимистический элемент мировоззрения Р.

Вольмар – оптимистический элемент, превосходство разума над мракобесием. Заботится о Юлии, человек крайне широких взглядов. Он атеист, философ. Все говорит о его продвинутости. После прогулки на лодке Юлия просит мужа не подталкивать ее к обществу Сен-Пре. Вольмару не хватает чувствительности сердца, чтобы отличать добро от зла. Возраст этого человека, его принадлежность к философам наводят на мысль, что прообразом был Вольтер. Преимущество чистого сердца над разумом: каким бы умным человек не был, без искреннего сердца он будет невольно причинять боль своим ближним.

 

Отец – полюс максимального соответствия старым представлениям о морали. При этом не стесняется пускать в обращение с дочерью ругательства, кулаки. В этом он полная противоположность Сен-Пре. Отец в наименьшей степени склонен к тому, чтобы плакать, но плачет, когда не может уговорить Юлию. Слезы в сентиментальном универсуме – святое, признак искренности. Отец оказывается в зависимости от дочери: она решает его судьбу – жить ему или умереть. Юлия в итоге неизбежно обязана нанести удар: отцу или любимому человеку. Она спонтанно соглашается выйти замуж: решение не осложнено разумом. Почему ее решение нанести удар по Сен-Пре, а не по отцу в итоге оказалось правильным? Сен-Пре ведь все-таки не умер. При этом Юлия приносит себя в жертву.

Сам Р. считал преимуществом своего произведения то, что ему удалось избежать изображения отрицательных типов. Отсюда противоположность двух натур — Юлии и Сен-Пре, из к-рых одна выступает как носительница морали, другая — страсти, вовсе не представлена Р. как контраст нравственного и безнравственного. С точки зрения буржуазной морали поведение и влечения Сен-Пре нельзя считать «нравственными», однако же Р. не скрывает симпатии к своему герою, несмотря на его подверженность моральным «падениям». Даже Юлия, как только начинает говорить языком любви, забывает о моральных догмах и соглашается с тем, что не существует великих добродетелей «без недостатков». Р. доказывает в романе, что эгоизм, страсть, инстинкт могут и не оказаться абсолютной противоположностью гражданственности и добродетели, а моральные убеждения должны обнаружить свою силу в чувственной жизни, чтобы стать реальным стимулом.

лософа Давида Юма, у которого он спасся от травли парижан и жителей Женевы, требовавших его ареста из-за романа «Эмиль».

«Исповедь» вобрала в себя огромный жизненный маРуссо бросает вызов представлениям морали, создает новую мораль, новую добродетель – не ту, о которой рассуждают светские и духовные люди. Идеи о том, что нужно следовать велениям человеческого сердца, впервые сформулированы английским философом Шефтсбери (1711): «Мудрость скорее идет от сердца, чем от ума».

 

Сходство с рокальным романом:

- изображение частной жизни;

- обнародование писем – очень в духе времени;

- внимание к внутреннему миру человека;

- автор «прячется».

В предисловии Руссо показывает, что не стремится угодить чьим-то вкусам. Избирает уникальный, единичный случай. Рокальный роман во многом повлиял на поэтику романа Руссо хотя бы уже тем, что здесь сюжет такой, что просится на страницы рокального романа. Но Руссо пользуется этим совершенно иначе.

Автор старательно обговаривает круг читателей, которым он не стремится угодить: люди со взыскательным вкусом – литераторы; блюстители нравственности, которых отпугнет предмет; чувства покажутся неестественными тем, кто не верит в добродетель – то есть светским людям; набожные люди, что странно, ведь много рассуждений о религии; вольнодумцы и философы (выпад в сторону Вольтера и прочих).

Руссо искал возможность синтеза гражданского идеала равенства и воли отдельных людей с их стремлениями к индивидуальной свободе. Трагическая развязка показывает невозможность сочетания морали и страсти, единство идеала и жизни не реализовано. Сен-Пре вечно колеблется между влечениями и наслаждениями и моралью. В романе мораль все же побеждает страсть. Юлия все же идет путем добродетели и выходит замуж за престарелого Вольмара, тем самым избавив себя от «позора» любовной связи. Смерть Юлии уничтожает плоскую благополучность конца, вновь переводит проблематику романа в плоскость социального протеста против мертвящих устоев «старого порядка». Порядок, созданный людьми, несправедлив, он враждебен природе, губителен для естественных чувств — к этой мысли подводит нас роман. Но что же станет с человеческим обществом, если каждый захочет лишь следовать своим порывам? Как согласовать свободу каждого с равенством всех? Из этого противоречия Руссо видел один только выход — добровольное самоограничение. И долг перед другими людьми побуждает героев «Новой Элоизы» отречься от счастья.

Верные своей морали, Юлия и Сен-Пре не посягают на святость брака и супружеского долга, но оба они глубоко несчастны. Хоть автор и пытается нас уверить, что семья, хозяйство и религия заполнили жизнь Юлии и сделали ее счастливой,— щемящая печаль последних встреч с Сен-Пре и с их неумирающей любовью противоречит этому. Несмотря на всеобщую идиллию – 2 смерти описаны (Юлия, мать Юлии), 3 смерти рассматривались (д’Орб, барон д’Этанж «Я умру, если ты не выйдешь за Вольмара», Сен-Пре после замужества Юлии оберегали от самоубийства). Роман о добродетельной любви ставит своих героев на грань жизни и смерти.

После смерти Р. была опубликована его знаменитая «Исповедь», рисующая жизненный путь писателя, историю его морального развития. Книга преисполнена крайнего субъективизма, неумеренные сердечные излияния Р., любование собственными слабостями и мыслями делают «Исповедь» более интересной со стороны познания характера ее автора, чем изложенных в ней фактов.

Он начал писать «Исповедь» в 1766 году в Англии у фитериал, она повествует о Женеве и о Париже, о Венеции и французской провинции, касается общественных конфликтов и религиозных расхождений литературной жизни и музыкальной полемики. Но главный ее интерес сосредоточен на поступках героя.

«Исповедь» писалась с этой точки зрения: опыт уникального человеческого существования. Идея: моя жизнь уникальна и этим она ценна. Руссо говорит и о срывах, признается в coвeршенных ошибках и прегрешениях. Но в одном он непогрешим: вынужденный нередко пользоваться гостеприимством аристократических меценатов, он всегда ревниво оберегал свою независимость, свое достоинство человека из народа. И в своих гениальных прозрениях, и в свои заблуждениях, ошибках и даже чудачествах Жан Жак всегда оставался великим плебеем. Он любил подчеркивать это своим поведением. Нарочитая скромность его одежды говорила о том, что бедняк разночинец не желает следовать расточительной моде. Он не носил даже часов. Он упорно уклонялся от дружбы с бароном Гольбахом и на вопрос: «Почему вы меня избегаете?» — отвечал: «Вы слишком богаты».

Чувствующие и мыслящие герои «Новой Элоизы» — простые люди, чистые души — стали властителями дум целого поколения. Но литературные герои Руссо создавались, чтоб служить нормой и образцом. Герой «Исповеди» не образец. Он — человек во всей неповторимости своего внутреннего склада, во всей психологической сложности. «Я начинаю нелегкое дело, которому никогда не было примера и никогда не будет подражателей. Я хочу показать своим ближним человека во всей правде его природы, и человек этот — я»,— так начинает Жан Жак свою книгу.

Для Руссо общее не значит ничего, уникальное значит все. В начале говорит, что все умалчивают о недостатках, когда хотят написать исповедь, НО Я-ТО НЕ ТАКОЙ.

«Вот все, что я делал, что думал, каким я был. С одинаковой искренностью я рассказал о хорошем и о дурном. Я не утаил ничего плохого о себе и не присочинил ничего хорошего. Я показал себя таким, каким я был: отвратительным и достойным презрения в одних случаях; добрым, великодушным, возвышенным — в других».

«Исповедь» подготавливала почву для реализма. Повествуя о мучительных злоключениях человека из народа в светском обществе, его скитаниях и нищете, о жестоких преследованиях, которым он подвергался, и об унизительных милостях, которые ему предлагали, «Исповедь» имеет ценность человеческого документа, отразившего целую эпоху.

Писал «Исповедь» несколько лет. Покинув Англию, под вымышленным именем скитался по французским провинциям до 1770 года. Жил в Париже, переписывал ноты. Расстроилось здоровье, ипохондрия, разрыв отношений с друзьями. Последние произведения писал в скромной квартирке на улице Платриер (нынче улица Ж.Ж.Руссо). Умер внезапно, что породило множество слухов об убийстве или самоубийстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: