МОЛОДЕЖЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ




Сеййид Муджтаба

Мусави Лари

 

 

МОЛОДЕЖЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ


 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5

НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВО.. 7

Ценность дружбы.. 7

Недоброжелательные люди обделены.. 8

Пророк Ислама: СОВЕРШЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ.. 9

ОПТИМИЗМ... 11

Доверие и покой разума. 11

Действие оптимизма. 12

Ислам призывает к оптимизму и доверию.. 13

ПЕССИМИЗМ... 16

Светлые и темные стороны жизни. 16

Отрицательное влияние пессимизма. 17

Ислам против пессимизма. 18

ЛОЖЬ. 21

Место нравов в обществе. 21

Вред лжи. 22

Ложь запрещена религией. 23

ЛИЦЕМЕРИЕ.. 26

Стремитесь к совершенствованию своей личности. 26

Лицемерие: отвратительнейшая черта. 26

Сжигайте дотла убежища лицемерия. 28

ЗЛОСЛОВИЕ.. 31

Общество запятнано грехами. 31

Вред злословия. 31

Что вызывает распространение злословия. 32

Религия о дурном поведении. 33

ПРИДИРЧИВОСТЬ. 35

Незнание своих недостатков. 35

Религиозные учения о язвительности. 36

ЗАВИСТЬ. 39

Загадочная и порочная страсть. 39

Завистник сгорает в пламени неудач и страданий. 39

Религия о зависти. 40

ТЩЕСЛАВИЕ.. 43

Свет любви на небосклоне жизни. 43

Тщеславие ведет к людскому негодованию.. 43

Наши руководители и скромность. 45

УГНЕТЕНИЕ.. 47

Роль справедливости в обществе. 47

Пагубная страсть к угнетению.. 48

Роль религии в борьбе против угнетения и угнетателей. 48

ВРАЖДА И НЕНАВИСТЬ. 50

Почему мы должны не прощать?. 50

Препятствия, порождаемые враждой. 51

Отношение имама Саджада к тем, кто дурно поступал с ним.. 52

ГНЕВ.. 55

Преимущества самоконтроля. 55

Многообразные последствия проявления гнева. 55

Необходимо следовать учению великих наставников. 56

НАРУШЕНИЕ ОБЕЩАНИЯ.. 59

Многообразные виды ответственности. 59

Значение соблюдения клятв и проблемы, возникающие при их нарушении. 60

Ислам запрещает нарушение обещания. 61

ПРЕДАТЕЛЬСТВО.. 63

Взаимное доверие и исполнение долга. 63

Предательство и его последствия. 63

Религия осуждает измену. 64

СКУПОСТЬ. 67

Сотрудничество и содействие. 67

Скупость и любовь несовместимы.. 67

Отношение наставников религии к скупости. 68

ЖАДНОСТЬ. 70

О потребностях. 70

Жадный человек никогда не удовлетворяется тем, что имеет. 70

Справедливое распределение благ согласно исламу. 72

СПОР. 74

Радикальная любовь к самому себе. 74

Чего мы добиваемся, пользуясь аргументами. 74

Беглый взгляд на наставления авторитетов. 75

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Мы видели немало наций и людей, которые, По-видимости, живут согласно определенным ус­ловиям, но мы наблюдали и то, как избранные индивидуумы или группы выделяются среди них, беря на себя лидерство в жизни цивилизации.

Среди этих групп есть те, которые игнорируют мышление и выбрали обычай относить любое со­бытие в своей жизни на счет "судьбы". Когда эти группы людей сталкиваются с какой-нибудь ситу­ацией, требующей от них реакции, они просто говорят: "Это наша судьба", "Поразительно, ка­кое случайное совпадение обстоятельств", "Уди­вительна эта жизнь, никто не может повлиять на ее законы!".

Однако если мы уделим время этому вопросу, то обнаружим, что причиной неудач является не судьба и не случайный ход вещей, а самый важ­ный фактор, обусловливающий их - это "невос­питанность". Например, Германия после второй мировой войны была не более чем горстка праха и развалин. Сегодня Германия - одна из ведущих индустриальных наций. Эксперты относят этот беспрецедентный прогресс на счет чувства от­ветственности и самообладания, которыми не­мцы прониклись впоследствии, а не на счет того, что они более умны или более способны к твор­честву, чем другие народы. Таким образом, точ­нее будет говорить, что прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на ее хорошем поведении и нравственности. Этот факт подтверждается всей историей, не оставляя ни­какого сомнения в том, что социальное поведе­ние является фактором, определяющим будущее цивилизации.

С другой стороны, мы замечаем, что характер человека зависит от присущих ему черт и испове­дуемых им ценностей. Следовательно, человек заслуживает названия "гуманнного" потому, что обладает чертами, без которых он не отличается от животных.

Поиск высших человеческих ценностей дол­жен осуществляться в сфере индивидуального поведения. Следует отметить, что достигнуть вы­сших человеческих ценностей можно через вос­питание души и ее подготовки к принятию опре­деленных психологических и поведенческих норм.

Отсюда мы обнаруживаем, что социологи и психологи осуществили многочисленные деталь­ные научные исследования того, как противодей­ствовать или предупредить разложение и достичь высокой нравственности.

Учеными, обладающими наиболее широкими познаниями и являющимися лучшими воспитате­лями в жизни, выступают наши святые имамы. Имамы оставили для нас наставления в своих словах, а их жизни являются для нас образцами для подражания, чтобы мы могли достичь совер­шенства. Эти наставления и образцы предостав­ляют нам возможность жить как счастливым лю­дям, исповедующим высокую мораль.

Существует много людей, которые страдают от своего недоброжелательства и не могут найти никаких средств, чтобы избавить себя от этого качества.

Эта тема особенно касается молодежи, ибо она более чувствительна к этим проблемам жиз­ни. Тем не менее книги, написанные в этой об­ласти как идеологическое и практическое настав­ление для молодых людей, малочисленны и не имеют такого преимущества, как мастерское из­ложение на современном языке. По этой причине мы и предприняли поиск книги для представле­ния ее современной молодежи.

К счастью, такую книгу, хотя и с трудом, мы нашли и решили ее опубликовать; эта книга "Молодежь и нравственность: шаг к искоренению развращенности" - посвящена анализу различ­ных поведенческих проблем с новых позиций, основываясь на Божественных стихах, пророче­ских высказываниях и преданиях о святых имамах (да будет над ними мир).

Мы настоятельно рекомендуем внимательно прочесть эту книгу, чтобы противодействовать и предупреждать общественное разложение.

Организация по защите молодежи.

Кум, Иран.

Зима 1387 г. хиджр.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Каждый индивидуум в этом мире стремится достичь "счастья" и "покоя" и борется день и ночь, чтобы достичь этой цели в областях жизни, которые кажутся словно бы ареной войны. Он упорно борется за это, в большинстве случаев жертвуя всем, чтобы увидеть, как птица счастья парит над его головой и чтобы прожить оставшу­юся жизнь под сенью ее крыльев.

Прискорбно видеть многих индивидуумов, на­деленных различными талантами, позволяющими им жить в счастье и довольстве, но подвержен­ных влиянию различных факторе, которые делают этих людей игрушкой в руках чувства дискомфор­та и неуверенности. В результате эти индивидуу­мы становятся жертвой ложной фантазии, что счастливая жизнь - это не что иное, как просто фикция, и что неизбежный конец человека -стать соломинкой, беспорядочно гонимой вооб­ражаемыми волнами страдания, завершающего­ся на дне могилы, разочарованием и нищетой.

Эти страдания и муки являются ничем иным, как результатом выбора ложных образов дейст­вительных фактов и реалий. Несомненно, отра­жения образов, возникающих в умах людей в мо­ре тревог, их одиноких исканий и нереалистиче­ских надежд, являются фактором, повинным в уведении человечества от света в тьму и превра­щении его в объект тяжелейших испытаний.

Человек, являющийся высшим творением, со­здан как бы из двух сил - силы духовной и силы механической. Вдобавок к материальным чер­там, которые он разделяет с животными, человек имеет много духовных потребностей, которые, будучи осуществленными, дают ему большой шанс достичь совершенства. Когда одна из этих

сторон природы человека становится более силь­ной, чем другая, то последняя слабеет и тем са­мым становится побежденной.

В свете только что отмеченного факта следует отметить, что промышленность действительно изменила черты жизни. Промышленное разви­тие, вопреки сбивающим с толку изменениям в самых разных областях жизни, объясняет многие неопределенности и разрешает бесчисленное ко­личество трудных вопросов. Так, многие уголки мироздания - от морских глубин до космической тьмы - стали сферой путешествий человека и по­лем для его открытий. С другой стороны, духов­ные потребности человека ослабли, повсеместно появилось разложение как следствие преступле­ний, совершаемых человеком в различных обла­стях жизни. Число катастроф и бесчеловечных поступков достигло невероятного уровня. Фактор спасения стал слаб перед феноменом разложе­ния и общественного разлада. Остатки духовно­сти сгорают в пламени вожделения, одиночества и грязи.

Сегодня мы ясно наблюдаем, что материаль­ные выгоды одерживают верх над добродетелью. Человек оснастил себя орудиями производства и экспериментальных наук, но отказался от досто­инств, которые необходимы, чтобы вывести его душу из состояния раздавленности под пятой зла - разврата и неконтролируемых желаний. Даже человеческие чувства находятся в состоянии борьбы между жизнью и смертью.

Лживость, скаредность, лицемерие, подав­ленность, эгоизм и другие низкие черты, напо­добие непреодолимой плотины блокирующие по­ток человеческого счастья и совершенствования, сковали руки человека и бросили его в безжало­стные волны океана неумолимой грязи. Торжест­во одиночества, индивидуальных страданий, со­циальных бедствий и вообще различных несча­стий есть результат падения человеческих добро­детелей. И социологи, и психологи свидетельст­вуют, что без высоких добродетелей и духовного водительства человек неизбежно уклонится с пути справедливости, который ведет его к вершине величия и совершенства.

Индивидуумы, которые выделяются в обще­стве и имена которых записаны на скрижалях ис­тории, отличаются определенным типом чистых и высоких добродетелей. Общества, которые не вооружены оружием добронравия, не управляют­ся по достойным правилам и фактически не до­стойны жить как человеческий организм. По этой причине уничтожение великих цивилизаций про­шлого происходило не в силу политического или экономического кризиса, а из-за банкротства поведенческих норм.

Созданные людьми законы и системы не спо­собны проникнуть в человеческую душу, не спо­собны они и обеспечить конструктивные отноше­ния между различными обществами и нациями, как это могут сделать духовные нормы.

Таким образом, они не могут выразить все феномены окружающей человека жизни. Более того, даже если человек сознает глубину фено­мена, с которым он столкнулся, он всегда под­вержен внешним влияниям, препятствующим ему принять истину. В свете вышесказанного мы ви­дим, что человеческие законы ограничены изме­нениями с течением времени условий, в которых они действуют. Действительно, появление раз­вращенности является ничем иным, как результа­том дефектности таких законов.

С другой стороны, мы имеем священное уче­ние пророков, питающееся из чудесных источни­ков света Откровения и основанное на безгра­ничном Божественном знании. Эти законы не подвластны течению времени, изменению или трансформации. Благодаря своему охвату реалий жизни и существования, пророческое учение предлагает человечеству наиболее точную систе­му достижения совершенства и нравственной вы­соты и призывает человека направить свой дух к величественным идеалам. Позитивное и ценное воздействие на человека веры неоспоримо, ибо очевидно, что если человек не обладает внутрен­ней мотивацией, удерживающей его от превра­щения себя в жертву собственных страстей и необузданных желаний, то любой шаг, предприни­маемый им в стремлении к праведности, опреде­ленно потерпит неудачу. Следовательно, невоз­можно установить безопасное и совершенное че­ловеческое общество, не вооружив его членов нравственностью и духовностью.

Основы, на которых вечное исламское вероу­чение было утверждено величайшей личностью всех времен Пророком Мухаммедом (да будет над ним и его потомками мир и благословение Аллаха) и которые с самого начала покоились на благочестии, являются тем средством для дости­жения счастья, которое способно принести покой в мире этом и потустороннем.

Действительно, исламский призыв строился на основаниях, которые требовали от человека оценки своей духовной значимости по высшей шкале, поднимая уровень его верований до ряда чистых, нетленных ценностей. Ислам строго за­прещает человеку жертвовать своей высокой нравственностью ради сиюминутных страстей и желаний. Ислам выступает против тех, кто позо­рит человечество, и сурово борется с ними. Поэ­тому общество, в котором личностные и социаль­ные связи основаны на исламских ценностях, пользуется миром, покоем и доверием во всех ас­пектах. Все его члены имеют равные права и со­блюдают нормы межличностных отношений, ус­тановленные верой, давая таким образом воз­можность другим обществам достичь того же, что является прекрасным шагом человечества вперед в направлении к великой революции, преобразу­ющей лицо цивилизации.

В этой книге мы вносим на рассмотрение не­которые важные проблемы, влияющие на соци­альную жизнь человека, и то, как ислам разре­шает их.

Здесь я должен отметить, что часть этой книги ранее была опубликована в журнале "Исламская идеология", выходившем на персидском языке в священном городе Кум. Я оставляю на суд чита­телей достоинства этой книги, которую высоко оценили многие ученые. Надеюсь, что мы все продвинемся вперед по пути исламских исследо­вателей и убережем наши души от грязи неуправ­ляемых страстей.

Сеййид Муджтаба

Мусави Лари

Раби' ал-аввал,

1387 (1967)


НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВО

Ценность дружбы

Любовь является естественным человеческим чувством. Именно по этой причине мы видим, что каждый человек влечется некой внутренней силой к другим представителям своего рода. Таким образом, эта инстинктивная потребность должна быть удовлетворена и каждый должен установить братские отношения с определенным числом индивидуумов или групп людей, чтобы выиграть в социальном плане от этих отношений.

Любовь является основой безопасности и комфорта. Это наиболее приятная духовная потребность, которая развивается со временем. В этом мире нет ничего более ценного, чем любовь.

Боль и страдание от потери любимого наиболее тяжелы для человека; души нуждаются в других душах как в прибежище, либо мы станем игрушкой в руках тревоги и беспокойства, становясь, таким образом, жертвами угнетенности нашего собственного мира. Один исследователь в этой связи говорит: "Секрет счастья состоит в том, чтобы поддерживать братские отношения с нашим миром вместо того, чтобы создавать хаос. Те, которые не могут любить себе подобных, не могут и жить бестревожной и безопасной жизнью".

Узы, которые связывают друг с другом различные элементы общества, основаны на истинных чувствах и действительной любви. Гармония, существующая между двумя душами,- вот что делает их единством в мире любви и согласия. Это отсюда проистекает основа вечного счастья. Но для достижения такого счастья человек должен оставить различия в стороне и стремиться к компромиссу с другими по тем вопросам, которые они по праву отвергают.

Самые ценные дружбы - это те, которые основываются не на личных интересах, а на чувстве братства и способны удовлетворить человеческую душу, нуждающуюся в любви и комфорте. Человек, представляющийся верным другом, не должен допускать ничего, могущего поколебать его чувства по отношению к другу, он должен стараться устранить беды и боли, беспокоящие сердце друга, и показать ему сады надежд и покоя. Те, кто требуют любви других, должны обладать способностью дать им эти надежды и покой, чтобы жить в их сени. Согласно одному ученому, "наши жизни подобны гористой местности: когда кто-нибудь издает звук, он слышит эхо, возвращающееся к нему; те, чьи сердца исполнены любовью к другим, получат от них же. Правда, что наша материальная жизнь устроена на обмене. Мы не хотим сказать, что духовная жизнь строится на той же основе, но как возможно ожидать преданности от других, не будучи верным им? И как может кто-нибудь требовать любви от других, не любя их первым?"

Взаимодействие с другими может быть очень опасным, если оно не основывается на любви и честности с обеих сторон.

Если кошмар лицемерия охватит сердца и жизни людей, если лесть подменит честность и дружбу, гармония и симпатия будут ослаблены и дух сотрудничества будет изгнан из общества.

Несомненно, многие из нас встречались в обществе с такими, в чьих сердцах нет действительной любви или чувств и кто скрывает свою реальную сущность под маской любви. Но обычно мы в состоянии проникнуть за этот покров в их сущность и истинные чувства, и в результате наши отношения с ними завершаются уничтожением их масок.

Действительно, одно из условий счастья и эффективный способ духовного развития состоит в истинной дружбе с праведными людьми. Это есть следствие того, что личные помыслы развиваются в сени подобных отношений, где их дух возвышается до уровня благочестия и превосходных качеств. Поэтому необходимо тщательно изучить людей, выбираемых в друзья. Непростительная ошибка заводить дружбу с любым, чья честность и чистота не проверены, поскольку человек был создан воспринимающим качества других через взаимодействие с ними. Отрицательные взаимоотношения являются угрозой счастью человечества.

Недоброжелательные люди обделены

Те, кто взаимодействуют с ними, забыли бы свои несчастья, обретя чувство покоя. Они также демонстрируют свою уверенность, несмотря на все волнения, которые у них могут быть, увеличивая тем самым свои шансы на успех и победу.

Хорошее поведение является важным элементом обеспечения успеха для многих индивидуумов. Необходимо сказать, что успех коммерческих учреждений прямо связан с добрым поведением их служащих. Менеджер компании, имеющий хорошие манеры, обычно активен и завязывает множество крайне необходимых ему связей. Люди не могут мириться с грубиянами вне зависимости от положения последних. Личное впечатление может раскрыть причины склонности одних людей к другим. Один западный ученый сообщает следующее о своем опыте в этой области: "Однажды я решил провести эксперимент, как мое предупредительное и жизнерадостное лицо влияет на мою жену. Накануне я был мрачен и подавлен; в то утро я покинул дом с намерением быть веселым. Я подумал про себя, что много раз замечал, как жизнерадостность и вежливость других придают мне силу. Я хотел проверить, смогу ли я сам влиять на других таким же образом. Я повторял себе по дороге на работу свое решение быть предупредительным и иметь вежливое лицо; я даже убедил себя, что я очень удачливый человек. В результате я почувствовал, как мое тело испытывает состояние какого-то комфорта. Я чувствовал себя так, словно я парю. Я смотрел на окружающих с широкой улыбкой на лице, но все еще видел на многих лицах вокруг меня очевидные черты печали. Мое сердце горело за этих людей и я хотел, чтобы я мог подарить им немного света из моего сердца.

В то утро я вошел в свое учреждение и поприветствовал бухгалтера в манере, к которой тот не привык. До этого я редко улыбался и никогда не приветствовал его таким образом даже в самых невероятных обстоятельствах. Бухгалтер не мог не поприветствовать меня в ответ с теплотой и большим волнением. В тот момент я почувствовал, что мое счастье действительно взволновало его.

Президент компании, где я работаю, относится к тому типу людей, которые никогда не поднимут головы, чтобы поговорить с другими, он очень неприятен. В тот день он грубо отчитал меня, более грубо, нежели в любой другой день. Я не мог мириться с этим, но в связи с моим решением не позволять никакому инциденту волновать меня, я ответил ему таким образом, что заставил разгладиться несколько морщин на его лице. Это было второе происшествие в тот день. Позже в тот день я старался сохранить свою жизнерадостность и вежливость и передать их всем сослуживцам.

Как таковой этот метод мог быть применен мною и в отношении моей семьи, и это принесло, положительные результаты. Как следствие, я открыл, что могу быть активным и делать других вокруг себя такими же.

Это возможно также и для вас. Встречайте людей с таким же отношением, имейте доброжелательное лицо, и цветы счастья распустятся в вашей жизни, как розы расцветают весной, и вы обретете множество друзей, которые всегда будут приносить вам мир и спокойствие".

Никто не отрицает огромного влияния этой черты на смягчение сердец врагов. Уважение и воспитанность также играют важную роль в том, чтобы убедить оппонентов, приверженных разным идеологиям, признать свои ошибки.

Другой западный автор говорил в этой связи: "Все двери открыты для того, чье лицо доброжелательно и чьи манеры хороши, в то время как злые люди вынуждены, словно гангстеры, ломиться в закрытые врата. Лучшие дела - это те, что связаны с добротой, хорошим поведением и вежливостью". Более того, я хотел бы добавить, что хорошее поведение делает необходимым счастье и ведет добродушных людей к совершенству, но только если также поведение и черты проистекают глубоко из сердца, а не порождены лицемерием и претенциозностью.

Другими словами, чувство любви должно быть проявлением того, что в сердце. Внешние признаки не обязательно являются отражением того, что сокрыто в сердцах людей. Возможно, что некоторые хорошие внешние черты человека противоречат его заблудшему, разрушенному сердцу. Многие дьяволы рядятся в ангельские одежды, скрывая свои ужасные лики под маской красоты.


Пророк Ислама: СОВЕРШЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ

Все мы знаем, что одним из важнейших факторов, обусловивших успех ислама, было совершенное поведение Пророка (да будет над ним и его потомками мир и благословение Аллаха). Этот факт приводится в Священном Коране, в котором Аллах Всемогущий говорит:

"А если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они бы рассеялись от тебя".

Коран 3:158.

Пророк Аллаха (да будет над ним и его потомками мир и благословение Аллаха) обращался со всеми людьми одинаково. Его глубокая и неописуемая любовь к человечеству прекрасно проявилась в его ангельской жизни. Он одинаково относился к нуждам всех мусульман.

"И Посланник Аллаха (да будет над ним и его потомками мир и благословение Аллаха) распределял свое время между сподвижниками; он был внимателен к этому и к тому одинаково".

Рауда Аль-Кафи, с. 268.

Он также осуждал грубость; он неоднократно говорил:

"Грубость есть зло, и худшие из вас те, кто грубы".

Нахдж ал-фасаха, с. 371.

"О сыны Абдул - Мутталиба, несомненно, вы (не в состоянии) удовлетворить людей своими деньгами, поэтому встречайте их с жизнерадостными лицами и радостным отношением".

Васаил шия, т. 2, с. 222.

Анас ибн Малик, слуга Пророка, обыкновенно говорил, вспоминая его (Пророка) прекрасные черты:

"Я служил Пророку (да будет над ним и его потомками мир и благословение Аллаха) десять лет; за это время он никогда не говорил "горе" тебе (как, бы жалуясь), вне зависимости от того, что я сделал или чего не сделал".

Фада'ил ал-хамса, т. 1, с. 119.

Более того, хорошее поведение и доброжелательность являются факторами, продлевающими жизнь. Имам Садик (да будет над ним мир) говорил в этой связи:

"Доброта и воспитанность делают землю цветущей и продляют жизни".

Васаил аш-ши'а, т. 2, с. 221.

Д-р Сандерсон по этому поводу пишет:

"Доброта является важным фактором в лечении и предупреждении болезней. Лечение медикаментозными средствами наряду с кратковременным врачебным эффектом имеет и нежелательные побочные эффекты, в то время как доброта оказывает постоянное врачующее воздействие на все части тела, затрагивает все силы организма. Кровообращение у хорошо воспитанных людей прекрасно, а их дыхание превосходно".

Пирози фикр.

Есть одно прекрасное место в высказываниях имама Садика. Он (да будет над ним мир) говорил, что существует прямая связь между добротой и воспитанностью и утверждал, что они являются одним из факторов, продлевающих жизнь. Причина этого состоит в том, что добрые люди испытывают чувство счастья и удовлетворения и, таким образом, доброта и воспитанность имеют один и тот же желаемый эффект. Имам Садик (да будет над ним мир) также рассматривал эти черты характера как элементы для достижения счастья, говоря:

"Часть счастья человека состоит в его воспитанности ".

Мустадрак ал-васа'ил, т. 2, с. 83.

Самуэль Смайлс по тому же вопросу добавляет:

"Воспитанность и эмоциональная уравновешенность оказывают воздействие на развитие и счастье человека подобно другим чертам и инстинктам. Как ни прозаично, но счастье в большой степени связано с их добросердечием и хорошим воспитанием".

Ахлак.

Вдобавок хорошие манеры делают жизнь легче, содержательнее и гармоничнее. Имам Али (да будет над ним мир) говорил:

"Воспитанность обрамляет богатую сущность и делает друзей (более) близкими".

Гурар ал-хикам, с. 279.

С. Марден писал в своей книге:

"Я знаю владельца ресторана, который стал очень состоятельным и популярным благодаря своим хорошим манерам. Я узнал, что путешественники и туристы проезжают большие расстояния, чтобы добраться до его ресторана, и делал и это они потому, что в этом ресторане они любили приятную и приватную атмосферу. Когда посетители появлялись в ресторане, хозяин приветствовал их столь доброжелательно, как это не делалось нигде. Действительно, в этом ресторане они не испытывали холодности, досады или неприятных ощущений, с которыми вы сталкиваетесь в других ресторанах. В этом ресторане служащие стараются продемонстрировать расположение к клиентам и завязать с ними дружеские отношения. Служащие много улыбаются, и особое внимание уделяют обслуживанию клиентов, и эта внимательность проистекает из любви и расположения к гостям. Гости же чувствовали, что они не только должны прийти сюда вновь, но и привести своих друзей. Ясно, насколько эффективен этот метод для привлечения новых гостей ".

Он добавляет:

"Хорошие манеры никогда в истории не играли столь важной роли, как в нынешнее время. Они превратились в капитал для тех, кто желает привнести в свою жизнь счастье и успех".

Хистан Сади.

Имам Садик (да будет над ним мир) включал воспитанность и жизнерадостность в число признаков способности человека к рассуждению. Он говорил:

"Самые рассудительные среди людей - те, кто имеет лучшее поведение".

Васаил аш-ши'а, т. 2, с. 201.

Самуэль Смайлс говорит:

"История показывает нам, что величайшие гении были счастливыми и оптимистичными людьми, ибо они сознавали действительное значение жизни и старались проявить свой разум в своей плоти. Когда кто-нибудь размышляет об их достижениях, он легко замечает здравость души и мышления этих людей, их доброту и энтузиазм. Обладатели великой души и наиболее интеллигентные люди все отличаются счастьем и жизнерадостными лицами. Их поведение было примером для тех, кто был с ними связан и следовал свету их доброты и естественного счастья ".

Ахлак.

Благородный Посланник (да будет над ним и его потомками мир и благословение Аллаха) говорил:

"Самые важные черты, которые приведут мой народ в рай, это страх перед Аллахом и хорошая обходительность".

Васаил аш-ши'а, т. 2, с. 22.

Следовательно, тому, кто руководствуется разумом, и кто стремится вести благородную жизнь, необходимо освоить этот бесценный духовный капитал - хорошее поведение. Для того, чтобы искоренить нежелательные черты, человек должен иметь искреннее желание достичь этой цели. Взгляд на вред, который оставляет дурное поведение, побуждает его вести борьбу за его искоренение.


 

ОПТИМИЗМ

Доверие и покой разума.

В своей неустойчивой жизни человек нуждается в стабильности более, чем в любой другой вещи. Те, кто борется за достижение каких-либо целей, не будучи вооружены оружием стабильности, обречены на неудачу и поражение. В самом деле, по мере того, как чьи-либо обязанности и ответственность возрастают, растет и потребность в надежности и уверенности. В свете этого каждому необходимо научиться, как избегать волнения и возвращаться к стабильности и уверенности.

Борьба за обретение богатства, власти, славы и других материальных выгод - не что иное, как обман. Усилия, прилагаемые на этом пути, уходят в пустоту, ибо счастье человека находится в его собственной душе, подобно тому, как источник страдания находится далеко в сердце. Лекарство, согласно Эмиру правоверных (да будет над ним мир), находится внутри собственной души человека, поэтому мы не можем получить от внешних воздействий того же эффекта, которым обладают богатейшие ресурсы человеческой души. Ибо внешние влияния преходящи и кратковременны и невозможно, чтобы они вели человека к полному удовлетворению.

Апиктат говорит:

"Мы должны, чтобы люди знали, что они не могут найти счастья и удачи там, где они ищут их наугад. Действительное счастье не в силе и не в способности. Мирад и Аглус были глубоко несчастными людьми, несмотря на огромную силу, которой они обладали. Счастье также не в богатстве и не в большом количестве денег. Крез, например, отнюдь не был счастлив, хотя имел колоссальное богатство и сокровища. Счастье не может быть достигнуто ни государственной властью, ни политическими преимуществами. Римские цезари были несчастливы, несмотря на свою огромную власть.

Даже при обретении всех названных выгод вместе счастье не может быть достигнуто. Нерон, Санднапал и Агамнин известны своей постоянной слезливостью, поскольку они были словно игрушками в руках неудач, хотя они и имели все, что дают богатство, власть и слава. Следовательно, человек должен искать средства к действительному счастью в своей душе и совести".

Мы должны признать, что решение многих нерешенных проблем природы и стремительное увеличение числа машин недостаточны для создания жизни, свободной от тревог и беспокойства. Эти новые машины не только не способны уменьшить число страданий в мире, но и принесли с собой множество новых проблем и сомнений.

Следовательно, чтобы освободить свою жизнь от непрерывной череды страданий и выйти за тучи, затемняющие наши души, мы крайне нуждаемся в разуме, просветленном правильным наставлением. Разум способен обеспечить человеческое счастье так же, как он смог привнести много передового в наше материальное бытие. Именно здесь сила мышления становится наиболее очевидной и демонстрирует удивительное влияние на жизнь человека.

Ясный разум, вводя человека в широкий новый мир, является тем плавным потоком, который возносит человека к гораздо большим высотам, нежели это могут сделать материальные приобретения. Здравое мышление предохраняет умных людей от превращения в игрушку в руках денег. Те, чьи мыслительные способности развились до того, что стали центром человеческого существования, могут с помощью выбора позитивного мировоззрения стойко встречать случающиеся трудности.

Чтобы обезопасить себя от превращения в жертву различных событий и защититься от возможной небрежности или преувеличения, мы должны установить для себя шкалу мышления, посредством которой мы могли бы судить о своем поведении и поступках, тем самым направляя нас к правильному мышлению, которое даст нам духовные силы победить страх.

Один ведущий западный ученый пишет:

"Возможно, мы не в состоянии выбрать нескольких людей, чье поведение и образ мышления в наибольшей степени близки нашему, но мы свободны в выборе своих мыслей. Мы - судьи своего ума. Мы можем выбирать то, что полагаем подходящим. Внешние причины и влияния, которые мы наблюдаем, не являются частью нас самих, но они могут побуждать нас думать определенным образом. Следовательно, мы должны выбирать и корректировать образ мышления, отвергая неправильный. Наши души направляются по пути наших мыслей. Другими словами, наши мысли направляют нас, как хотят, поэтому мы не должны позволять себе иметь никаких злых мыслей или занимать свой ум тем, что мы отвергаем. Такие мысли могут захватить нас и сделать жертвами разного рода несчастий. Мы должны постоянно бороться за достижение совершенства, за реализацию благородных надежд и целей, ибо секрет успеха и счастья кроется только в праведном мышлении".

Действие оптимизма.

Таким же образом, как человеческий организм разрушается различными болезнями, гармония мыслей, существующая в чьем-либо разуме, может быть нарушена различными факторами и недобрыми чертами. Несмотря на силы разума, он не может быть независим от поведения личности. Поэтому человек может испытывать счастье только если он обладает воспитанностью, согласующейся с его мышлением, поведением и душевным состоянием. Обязанность человека - устранить корни тех черт, которые омрачают его покой и счастье.

Два элемента, помогающих создать гармоничное мышление, это оптимизм и позитивное видение жизни и других людей. Оптимизм и позитивный взгляд на окружающих являются гарантиями спокойствия для тех, кто живет среди людей. Противоположностью оптимизма являются пессимизм и нездоровый образ мыслей, блокирующие праведное мышление и уменьшающие способность двигаться в направлении совершенствования. Лучше всего оптимизм может быть охарактеризован как свет во тьме, который усиливается с расширением горизонтов мышления. С ним в человеке растет любовь к добру, обусловливая тем самым новое развитие в его взгляде на мир и восприятии последнего, давая возможность увидеть еще более прекрасные краски жизни и, следовательно, достичь способности видеть всех людей в новом свете и возможности равно и справедливо судить о каждом. Страдания оптимистичного человека исчезают, а его надежды растут, сохраняя наилучшим образом его, видимые и духовные связи с различными элементами общества.

Не существует фактора, способного устранить множество проблем из жизни человека, как это может сделать оптимизм. Признаки счастья на лицах оптимистов более очевидны, и не только в случаях удовлетворенности, а на протяжении всей жизни, равно в положительных или в отрицательных ситуациях. Свет счастья исходит из спокойной души оптимиста во все времена.

Потребность снискать доверие других существенна. Для того, чтобы между индивидуумами существовало доверие, оптимизм должен стать частью их жизни. Это факт, который имеет непосредственное влияние на счастье индивида и общества. Доверие между членами любого общества является важным фактором в продвижении этого общества вперед. Истинно также и обратное, так как недоверие всегда может быть деструктивным элементом для будущего любой социальной общности. Чем глубже связи между различными элементами общества, тем быстрее развитие и продвижение вперед. Вдобавок среди главных общественных плодов оптимизма - гармония, сотрудничество и доверие. Более того. мир в любой общественной жизни может царить только если отношения между субъектами этой жизни строятся на любви, доверии и ожидании добра от других.

Один исследователь в этой области говорил:

" Добрые ожидания являются признаком доверия, а без доверия и надежды ничто не может быть достигнуто ".

Когда чья-то вера в других возрастает, растет и его вера в себя; это одно из естественных проявлений, происходящих во всех обществах без исключения. Здесь нам не следует игнорировать тот факт, что существует большое различие между оптимизмом и верой в других, с одно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: