.Программированный контроль. В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля.
Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет. Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто. Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся. [12].
. Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.
|
Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся.
Поскольку рейтинг - это шкала достижений, то должен быть стандарт измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует предмету обучения.
Рейтинговая система - это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.[12].
3.Тестирование. По большому счету оценить знания человека количественно можно с таким же успехом, как и измерить его характер линейкой. Но современная школа не может обойтись без оценок. Поскольку беспристрастное отношение к человеку невозможно, то оценка его знаний неизбежно содержит "эмоциональную составляющую", величина которой сильно зависит как от опыта учителя, так и от актерского мастерства отвечающего. Вообще наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если подходить к проблеме оценки знаний как способу сравнения, то двум разным ученикам следует предлагать одинаковые тесты (вопросы) и ограничивать время размышления. Тесты должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента их даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, то есть вопросами, которые обладают недостаточно надежной "проверяющей способностью". Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. В серьезных случаях при оценке знаний взрослых используют набор из 100 - 200 вопросов, ограничивая время размышления над каждым. Это серьезнейшая проверка, требующая хорошей подготовленности. Облегченный вариант этой проверки уже давно используют в школах в виде экзаменационных или зачетных тестов. Если составители тестов хорошо знают реальную программу, а еще лучше - содержание базового учебника (что бывает нечасто), то оценка получается достаточно объективной.
|
Кроме зачетных или экзаменационных тестов существуют еще поурочные (рабочие) тесты для текущей оценки знаний учащихся на каждом уроке. По своей сути эти два вида тестов соотносятся, как географические карты крупного и мелкого масштаба, соответственно. Именно поурочные тесты требуют к себе особого внимания, так, при необходимости они могут заменить экзаменационные. А вот обратная замена невозможна в силу постепенности прохождения материала. Составлять поурочные тесты нетрудно, но долго, и стоит сказать об их главных особенностях.
. Тесты должны быть "закрытыми", то есть иметь варианты ответов.
. Краткость. Вопрос должен занимать одну строку. Вопрос должен быть абсолютно ясным.
. Варианты ответов. Оптимальное их число - 4 - 6, редко - 8. Каждый вариант - не более одной строки.
Основополагающая цель ГИА и ЕГЭ - это внедрение единых стандартов оценки знаний выпускников. [12].
ГИА и ЕГЭ
В нашей стране итоговым методом проверки знаний учащихся служит Государственная итоговая аттестация (ГИА) за курс основного общего образования и Единый государственный экзамен (ЕГЭ) за курс среднего полного образования.
|
Государственная итоговая аттестация (ГИА) - это основной вид экзамена в 9 классе средней школы. Форма государственной оценки - насколько выпускник освоил основные общеобразовательные учебные программы. Итоги сдачи ГИА также служат основанием для приёма в 10 класс или в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы).
ГИА можно сдать по следующим дисциплинам:
. русский язык;
. математика;
. обществознание;
. история;
. физика;
. биология;
. химия;
. литература;
. география;
. иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский);
. информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).
Обязательные экзамены - русский и математика, плюс два по выбору. В итоге экзаменов должно быть не менее четырех.
Выпускные задания по каждой дисциплине делятся на 3 блока: A, B и С.
Блок A - это тест, предусматривают выбор одного варианта ответа из четырех предложенных.
Задания блока В требуют предоставления короткого ответа. При этом ответы, которые выпускник отметил в блоках заданий А и В, заполняются на специальном бланке и подлежат проверке с помощью компьютера.
В блоке С размещено несколько заданий, на которые нужно предоставить достаточно развернутые ответы. [17].
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - государственный итоговый экзамен в средних учебных заведениях - школах и лицеях. Является одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы, колледжи, техникумы.
ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных государствах для выпускников образовательных учреждений при посольствах, военных частях Российской Федерации и др.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.
По поручению Рособрнадзора организационным и технологическим обеспечением проведения ЕГЭ на федеральном уровне занимается ФЦТ, разработкой и экспертизой КИМ - ФИПИ.
ü Особенности ЕГЭ:
ü единые правила проведения;
ü единое расписание;
ü использование заданий стандартизированной формы (КИМ);
ü использование специальных бланков для оформления ответов на задания;
ü проведение письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам).
ЕГЭ проводится по предметам:
. Русский язык;
. Математика;
. Физика;
. Химия;
. Информатика и информационно-коммуникационные технологии;
. Биология;
. География;
. История;
. Обществознание;
. Литература;
. Иностранный язык (английский, французский, немецкий, испанский).
Обязательные экзамены - русский язык и математика. Сдать можно любое количество предметов. Выбор сдаваемых предметов должен быть основан на том, по какой специальности или направлению выпускник 11 класса планирует получать высшее, или же среднее профессиональное, образование.
В перечне терминов ЕГЭ существуют такие понятия - «первичный балл» и «тестовый балл».
При проведении ЕГЭ используется стобалльная система оценки.
Выполненная экзаменационная работа оценивается в первичных баллах.
Количество первичных баллов за выполнение каждого задания можно узнать демонстрационном варианте КИМ ЕГЭ по предмету.
Для объективной оценки уровня подготовленности участника ЕГЭ применяется специальная методика шкалирования результатов ЕГЭ, с помощью которой первичные баллы переводятся в тестовые, которые и устанавливают итоговый результат ЕГЭ по 100-балльной шкале.
По каждому предмету ЕГЭ установлено минимальное количество баллов, преодоление которого подтверждает освоение основных общеобразовательных программ. [16].
Заключение
Учащиеся усваивают знания, чтобы наилучшим образом подготовить себя к жизни, к дальнейшему образованию. Поэтому как для них, так и для учителя важно знать, как они овладели учебным материалом. Это достигается с помощью проверки знаний, умений и навыков. Проверка - важное средство не только предупреждения забывания, но и более прочного усвоения знаний. В ходе проверки учитель стремится выяснить не только сам факт усвоения знаний детьми, но и насколько правильно воспринимают они материал, умеют ли мыслить, запоминать. Учитель устанавливает также отношение ученика к изучаемому материалу, влияющее на формирование его взглядов, убеждений.
По результатам проверки школа, учителя отчитываются перед государством. Таким образом, проверка знаний не может рассматриваться в качестве формального учета успеваемости, она - важное звено целостного процесса усвоения знаний, умений и навыков. В соответствии с теми данными, которые получил учитель в ходе проверки, он намечает систему дальнейшей работы по изучению материала. Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей.
В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля качества успеваемости обучающихся.
Список литературы
. ФЗ №273-ФЗ «Об образовании»
. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов.- М., «Просвещение», 1988. - 479с.
. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М.: Издатель РассказовЪ.,2002.-303 с.;
. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова - М., Издатель РассказовЪ, 2004. - 300 с.
. Газман О.С. Воспитание как развитие индивидуальности // «Неклассическое воспитание», М.: Мирос, 2002, с 9-81.
. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192с.
. Материалы по организации безотметочного обучения в начальной и, частично, в основной школе представлены в разделе «Модернизация системы оценки качества образования» https://modern.ed.gov.ru на сайте «Модернизация российского образования.
. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2007. - 509
. Пидкасистый П.И. Педагогика.- М., «Просвещение», 1996г - 378с
студ.высш.учеб.заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,
. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 576с.
. Педагогика: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576
. Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока // Вопросы психологии. 1990 №6.
. Хуторской А.В. Формы, методы и приемы обучения // «Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб: Питер, 2004, с. 373-533.
13.<https://pedagogical_dictionary.academic.ru> Педагогический терминологический словарь
. <https://festival.1september.ru> Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
. <https://www.gmcit.murmansk.ru>Семинар "Оценочная деятельность учителя"
«Из истории оценки». Доклад методиста ГМЦИТ Тереховой Н.А
.<https://www.ege.edu.ru/> Официальный информационный портал единого государственного экзамена.
. https://gia.edu.ru/ Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации.
1.