Общая характеристика учебного предмета. По риторике




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По риторике

для учащихся 8А, 8 Б, 8 В классов

МБОУ «Лицей» г.Лесосибирска

2019-2020 учебный год

Учитель: Иванова Е.М.

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по риторике для 8 класса общеобразовательной школы разработана в соответствии с ФГОС на основе учебника "Риторика" и рабочей программы по курсу "Риторика.Культура речи" под редакцией Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по курсу «Риторика» для учащихся 8 класса создана на основе следующих нормативных документов:

· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897

· Рабочая программа «Риторика». 5-9 классы под редакцией Т.А. Ладыженской.

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, рекомендована Министерством образования и науки РФ и обеспечена учебником «Школьная риторика» для 8 класса (две части) под редакцией Т.А. Ладыженской.

Учебный предмет направлен на формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением, то есть формирование коммуникативных (риторических) умений.

Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ - учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика - самостоятельный учебный предмет. В центре риторики - обучение эффективному общению, общающийся человек. Эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Эффективное общение - это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. В классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д.

Общая характеристика учебного предмета

Риторика является практико-ориентированным предметом, входит в образовательную область «Филология» и выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в различных сферах деятельности. Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия, теории общения и других смежных наук. В программе «Риторика» выделяются два смысловых блока:первый - «Общение», - соотносящийся в определенной мере

с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой; второй - «Речевые жанры», - соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая обозначается как «Роды, виды, жанры».

Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.

Второй блок - «Речевые жанры» - дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие - речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.

Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Это - дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.

Предметом обучения стали наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Ученики должны иметь возможность научиться использовать этот жанровый потенциал при создании своих текстов.

Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно­смысловые и стилевые особенности.

В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.

Если основная цель курса риторики - обучать эффективному общению, то школьная риторика - предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;

большое место занимают так называемые инструментальные знания - о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);

понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.

Пристальное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:

первые связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

вторые - с умением общаться - в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение.

Количество часов преподавания риторики в 8 классе составляет 34 часа (1 час в неделю).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: