РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Начального общего образования




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Начального общего образования

 

 

Составлена:

МО учителей начальных классов

МОБУ СОШ с. Наумовка

 

 

Срок реализации программы 4 года

 

с.Наумовка, 2019-2020 учебный год

I. Пояснительная записка

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 02 февраля 2016 года, регистрационный № 40936) внесены изменения в требования к предметным результатам освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей.

- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937)

-Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрирован Минюстом России 02 февраля 2011 г., рег. № 19676 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

-Письмо Министерства образования и науки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;

-Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказомМинобрнауки России от 31.03.2014г. № 253;

-СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

-Устав Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Наумовка.

- Приказ об утверждении календарно-тематического планирования во 2-4 классах.

- Учебный план на 2019-2020 уч. год, приказ №____ от _________ 2018 года.

- Положение по составлению рабочих программ по учебным предметам в 1-4 классах приказ № 167 от 29.08.2016г.

-Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости, приказ № 184 от 29.08.2015г.

 

Рабочая программа внеурочной деятельности по Изо «Юный художник» разработана на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство».

 

Календарно-тематическое планирование рассчитано на 18 часов во 2-4 классах.

· Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

· Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цельдуховное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

· Ценностные ориентиры содержания курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживани я.

· Требования к результатам изучения курса.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

ü чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

ü уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

ü понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

ü сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

ü сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

ü овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

ü умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

ü умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

· Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

ü овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

ü овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

ü использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

ü умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

ü умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

ü осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

· Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

ü знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

ü знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

ü понимание образной природы искусства;

ü эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

ü применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

ü способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

ü умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

ü усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

ü умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

ü способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

ü способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

ü умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

ü освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

ü овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

ü умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

ü умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

ü изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

ü умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

ü способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

ü умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

ü выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

ü умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Обучающиеся должны знать: способы и приемы обработки различных материалов (глина, пластилин); отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; основные средства выразительности живописи; правила техники безопасности при работе с инструментами (ножницами, иглой, шилом); организовывать своё рабочее место; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; значение слов: композиция, силуэт, форма, размер, коллаж; способы и приёмы обработки бумаги; основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства.

Обучающиеся должны понимать: эмоциональное значение тёплых и холодных оттенков; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

Обучающиеся должны уметь: рисовать кистью без предварительного рисунка элементы растительного орнамента; составлять композицию с учётом замысла; пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;

освоить основы рисунка и уметь создавать модели предметов бытового окружения человека;

овладеть элементарными навыками бумагопластики;

уметь выполнять стежки швом «вперед иголку»; применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения; выражать собственное мнение при оценке произведения искусства; конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

выполнять на бумаге разметку по выкройке, по линейке, применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц.

II. Содержание рабочей программы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: