В каждой вещи, в каждом предмете заложен труд художника. Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными; деловыми или строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас. Каждый человек выступает в роли художника.
Без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твои игрушки.
Обои и шторы у тебя дома.
Твои книжки.
Открытки.
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (3 ч)
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города, села, без которых не может возникнуть чувства любви к Родине.
Разнообразные проявления деятельности художника и Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры – памятников культуры.
Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение.
Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.
Фонари на улицах и в парках.
Удивительный транспорт.
Что сделал художник на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Тема 3. Художник и зрелище (6 ч)
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств.
Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.
Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной, декоративной, изобразительной.
Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театральные маски.
Афиш и плакат.
Праздник в городе.
Школьный карнавал (обобщение темы).
Тема 4. Художник и музей (5 ч)
Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. Еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях.
Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.
Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеями родного города. Участие художника в организации музея.
Музеи в жизни города.
Картина – особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Класс. Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) (18 ч)
Формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и интереса и уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Тема 1. Истоки родного искусства (4 ч)
Знакомство с истоками родного искусства, со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в русских постройках.
Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Пейзаж родной земли.
Образ красоты человека.
Деревня – деревянный мир.
Народные праздники (обобщение темы).