Управленческие информационные системы




 

В настоящее время в результате синтеза электронно-вычислительной техники и техники связи стало возможным создание технических объектов, в которых сети связи и ЭВМ образуют единую управленческую информационно-вычислительную систему (ИВС) высокой надежности. Эти системы позволяют обрабатывать информационные потоки с высокой эксплуатационной скоростью, оптимальным использованием ресурсов математического обеспечения и запоминающих устройств.

Управленческая ИВС представляет собой совокупность средств и методов, обеспечивающих процесс управления необходимой и достоверной информацией при своевременном ее поступлении. Эта система является катализатором и «нервным» центром любой организационной управленческой системы (предприятия, объединения и т.д.). Именно она позволяет функционировать всем подсистемам объединения, так как обеспечивает получение информации от всех подразделений, накопление и хранение ее для использования в процессе принятия решений во всех подсистемах, а также выработку выходной информации, отражающей функционирование подразделений. Таким образом, управленческая ИВС должна включать все виды носителей информации, средства для ее получения, первичной обработки и хранения.

Управленческие ИВС классифицируются по ряду признаков. Прежде всего, они разделяются на простые и сложные: первые предназначены только для фиксирования и передачи информации, во вторых - информация в процессе прохождения перерабатывается (группируется, агрегируется).

По способам передачи информации выделяют системы, основанные на личном общении, документообороте и на передаче информации по каналам связи с использованием электрической и электронной техники. Последние могут быть механизированными и автоматизированными. Однако чаще применяются системы, в которых ручная обработка информации сочетается с механизированной и автоматизированной. В перспективе в условиях колоссального увеличения потоке информации, накопления ее огромных массивов и увеличения затрат и хранение преимущество имеют автоматизированные управленческие ИВС. Основным узлом этих систем является централизованный банк данных. При его наличии одна и та же информация может использоваться на различных уровнях управления для решения разнообразных задач.

По широте охвата решаемых задач управленческие ИВС могут быть комплексными и локальными. В локальных системах информационная деятельность подразделяется по функциям управления. Комплексные же охватывают всю управленческую деятельность. Автоматизированные управленческие ИВС являются ядром процессов управления с использованием компьютеров.

В управленческой ИВС задействованы три функциональных стадии обработки информации. На первой стадии осуществляется сбор первичных данных. На второй первичные данные проходят контроль с целью определения их достоверности, преобразовываются к виду, удобному для дальнейшего использования. На этой стадии принятые данные обобщаются и группируются по признакам, характеризующим их дальнейшее использование. В период первичной обработки могут годиться простейшие виды анализа данных, например, выявление отклонений от заданного в плане режима. Вместе с тем детальные данные направляются низшему звену управления для использования в оперативном управлении. Для решения задач более высокого уровня в период первичной обработки данные агрегируются. В зависимости от свойств обобщающих характеристик и методов их формирования агрегирование может быть функционально-логическим, аналитическим и статическим.

Агрегирование первого вида предназначено для выявления функциональных и логических признаков и связей между показателями, а также их отношения к состоянию объекта и целевой функции управления. Последующая группировка показателей производится по этим признакам.

При аналитическом агрегировании выявляются интегральные или экстремальные характеристики множества данных, связанных с ними функциональными зависимостями. В результате аналитического агрегирования получаются укрупненные данные в виде сводок, отчетов и рапортов, передаваемых на более высокие уровни управления. На низшем уровне управления они могут быть использованы в планировании и учете.

При решении некоторых задач первичные данные, поступающие ежедневно, после проверки накапливаются в виде упорядоченного массива, а затем используются для решения задачи один раз в неделю, в месяц.

Статистическое агрегирование первичных данных связано с необходимостью ретроспективного анализа деятельности за некоторый период времени либо с прогнозированием результатов деятельности на предстоящий период. В результате обобщений, группировок и агрегирования получается более краткая и целенаправленная информация, которая на третьей стадии выделяется для решения задач управления.

Все стадии обработки информации должны быть ориентированы на человека или коллектив, которые принимают окончательное решение. Вместе с тем при выработке управленческих решений необходимо учитывать широкий круг социально-экономических факторов, которые не могут быть формализованы.


Заключение

 

Однако применение современных информационных технологий создает не только обширное пространство новых возможностей для повышения эффективности управленческой деятельности, но и ряд новых, не существовавших ранее проблем. Одна из наиболее острых среди них - компьютерная грамотность или, в более широком и существенном смысле, - грамотность управленческих кадров в области современных информационных технологий. Такая грамотность предполагает наличие у руководителей и менеджеров глубокого понимания, что такое компьютеры, как они работают и как соотносятся с повседневными рабочими функциями; умение использовать их в повседневной деятельности, подсказав другим сотрудникам, где и как они могут применяться. Компьютерная грамотность управленческого персонала включает в себя также понимание того, как эффективно пользоваться информационными технологиями, как и любыми другими ресурсами социальной организации или системы - финансовыми, материально-техническими и людскими. Менеджеры не должны питать иллюзий, будто повышение эффективности управленческой деятельности просто следует за применением информационных технологий подобно тому, как весна следует за зимой, а лето - за весной. Им необходимо оценивать различные варианты и возможности предполагаемого применения той или иной информационной технологии или комплекса таких технологии с точки зрения интересов и целей соответствующей организации или системы в целом. Следовательно, и в области применения современных технологий в практике управленческой деятельности необходимо компетентное и энергичное руководство.


Список литературы

 

1. Поршнев Н.Г Управление в строительстве Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001- 583 с.

. Управление в строительстве / Под общей ред. В. М. Васильев, Ю. П. Панибратов, Г.Н. Лапин, В.А. Хитров - СПб: Издательство: АСВ, ГАСУ, 2005

. Тейлор Ф.У. Принципы научного управления. N.У…1991.

. Файоль Л. Общее и промышленное управление. М., 1994

. Чеснов Л.М. Экономика в строительстве. 2001



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: