Соотношение государства и права.




1. Методологические подходы к проблеме соотношения государства и права.

2. Воздействие государства на право. Юридическая политика государства.

3. Воздействие права на государство. Связанность государства правом.

Традиционно в науке существуют два подхода о соотношении государства и права.

1. Этатистский.

Данный подход исходит из приоритета государства над правом. Право рассматривается, как продукт общественной деятельности. Данный подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, что право находится в починенном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Понятие права в этом случае трактуется, как совокупность норм, издаваемых государством.

2. Естественно-правовой.

Сторонники школы естественного права выводили понятие государства из общественного договора. Исходили из ограничения государством права. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством.

3. Дуалистический.

Данный подход исходит из существования сложной двухсторонней функциональной связи между государством и правом, так как они не могут существовать друг без друга. Таким образом связь между государством и правом двухсторонняя, связь взаимозависимости: право без государства бессильно, государство же не способно существовать без права, как регулятора общественных отношений.

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений. И главной силой их осуществления. Государство опекает право, использует его потенциал. Однако влияние государства не следует абсолютировать и рассматривать только в духе этатистских воззрений. право также обладает относительной самостоятельностью. Собственными закономерностями формирования и функционирования. Из чего, что право по отношению к государству имеет самостоятельное значение. Государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Причины возникновения права.

Причины возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, в исторических традициях народа и так далее…

Роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По-настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении права. Творческая роль государства заключается в:

· Осуществлении правотворческой деятельности.

Государство в соответствии с познанными законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации в тех или иных отношениях, определяет наиболее рациональную юридическую форму. Познает и учреждает общие нормы. Это обозначает, что государство устанавливает нормы права.

· В санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера.

Для некоторых правовых систем такой способ является преобладающим.

· В признании регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей, вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. То есть формируются как обычное прецедентное право. То есть признаются в качестве общих норм нормативных договоров.

Таким образом, государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Достаточно значимая роль государства в обеспечении реализации прав.

Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией. За ним стоит сила и авторитет государства. Государство способствует распространению права в социальном пространстве.

Государство нуждается в праве, не меньше чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

1. Во внутренней организации государства. Государство не допускает узурпации власти одной из ветвей власти.

05.10.11

1. Понятие и форма государства.

2. Понятие формы правления и ее виды.

3. Формы государственного устройства понятие и виды.

4. Политический режим.

Сущность государства одна, но формы разные. Форма есть принцип упорядочения, систематизации материи. Строгость и четкость государства влияют на форму права. Формальность – требование к бытию любого явления, вытекает из Древности. В настоящее время под формой понимают устройство государственной власти. Содержание государственной власти оказывают на форму государства. Форма государства имеет политический аспект. Форма государства совокупность существенных способов сторон организации, устройства и осуществления государственной власти. Существуют различные точки зрения на форму государства. Большинство под формой государства видят форму правления, другие под формой осуществления государственной власти, третьи под политическим режимом. Некоторые рассматривают с позиции внутренней и внешней формой государства, внутренняя – политический режим, внешняя – способ организации. Государство существует во времени. Форма государства функциональна. Под формой государства понимают единство форма правления, форму устройства и политический режим.

Форма правления.

1. Монархия.

Бессрочное пожизненное пользование властью; занятие трона по наследству или по праву родства; представление интересов государства по собственному праву; безответственность главы государства. Существует ограниченная и абсолютная монархия. Конституционная: дуалистическая и парламентарная. Ограничение власти монарха связано с сословно-представительными органами. Дуализм состоит в том, что есть законодательная и исполнительная представительная власть. Парламентарная монархия – монарх царствует, но не правит, правительство формируется представителями партий. Законодательные акты подписываются монархами.

2. Республика.

Форма правления, при которой государственную власть осуществляют выборные органы.

· Афинская демократическая республика.

· Аристократическая республика.

· Феодальная республика.

· Парламентская республика.

· Президентская республика.

Президент либо совмещает полномочия главы государства и главы исполнительной власти, либо эти функции разделены. Президент избирается путем всенародных выборов. Широкие полномочия президента.

· Смешанная республика.

· Социалистическая республика.

Специфичная высшая власть.

Общие свойства республики:

1. Ограничение власти в государстве конкретным сроком.

2. Выборность главы государства и других верховных органов.

3. Ответственность главы государства, в случаях предусмотренных законом.

4. Представительство интересов государства по поручению избирателей.

5. Обязательность решений верховной власти, для других органов власти.

Внутренне деление государства на части по форме устройства. Выделяют федеративное, конфедеративное и унитарное государство. Монархии как правило унитарное государство, но есть исключение ОАЭ, Малазия. Унитарное государство характеризуется единством власти, территории и населения.

Различают два вида федерации автономное и союзное государство. Такая форма связана с многонациональностью. Основа национально-территориальный иди административно-территориальный признак. В России эти два признака присутствуют вместе. В договорах предусматривалось право выхода из состава федерации.

Конфедерация это временный союз государств. Существует общая граница конфедерации. Конфедерациями были Объединенная Арабская Республика. Решения верховного органа конфедерации не являются обязательными для субъектов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: