1. Методологические подходы к проблеме соотношения государства и права.
2. Воздействие государства на право. Юридическая политика государства.
3. Воздействие права на государство. Связанность государства правом.
Традиционно в науке существуют два подхода о соотношении государства и права.
1. Этатистский.
Данный подход исходит из приоритета государства над правом. Право рассматривается, как продукт общественной деятельности. Данный подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, что право находится в починенном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Понятие права в этом случае трактуется, как совокупность норм, издаваемых государством.
2. Естественно-правовой.
Сторонники школы естественного права выводили понятие государства из общественного договора. Исходили из ограничения государством права. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством.
3. Дуалистический.
Данный подход исходит из существования сложной двухсторонней функциональной связи между государством и правом, так как они не могут существовать друг без друга. Таким образом связь между государством и правом двухсторонняя, связь взаимозависимости: право без государства бессильно, государство же не способно существовать без права, как регулятора общественных отношений.
Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений. И главной силой их осуществления. Государство опекает право, использует его потенциал. Однако влияние государства не следует абсолютировать и рассматривать только в духе этатистских воззрений. право также обладает относительной самостоятельностью. Собственными закономерностями формирования и функционирования. Из чего, что право по отношению к государству имеет самостоятельное значение. Государство в той же мере является инструментом по отношению к праву.
|
Причины возникновения права.
Причины возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, в исторических традициях народа и так далее…
Роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По-настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении права. Творческая роль государства заключается в:
· Осуществлении правотворческой деятельности.
Государство в соответствии с познанными законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации в тех или иных отношениях, определяет наиболее рациональную юридическую форму. Познает и учреждает общие нормы. Это обозначает, что государство устанавливает нормы права.
· В санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера.
Для некоторых правовых систем такой способ является преобладающим.
· В признании регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей, вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. То есть формируются как обычное прецедентное право. То есть признаются в качестве общих норм нормативных договоров.
|
Таким образом, государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Достаточно значимая роль государства в обеспечении реализации прав.
Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией. За ним стоит сила и авторитет государства. Государство способствует распространению права в социальном пространстве.
Государство нуждается в праве, не меньше чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:
1. Во внутренней организации государства. Государство не допускает узурпации власти одной из ветвей власти.
05.10.11
1. Понятие и форма государства.
2. Понятие формы правления и ее виды.
3. Формы государственного устройства понятие и виды.
4. Политический режим.
Сущность государства одна, но формы разные. Форма есть принцип упорядочения, систематизации материи. Строгость и четкость государства влияют на форму права. Формальность – требование к бытию любого явления, вытекает из Древности. В настоящее время под формой понимают устройство государственной власти. Содержание государственной власти оказывают на форму государства. Форма государства имеет политический аспект. Форма государства совокупность существенных способов сторон организации, устройства и осуществления государственной власти. Существуют различные точки зрения на форму государства. Большинство под формой государства видят форму правления, другие под формой осуществления государственной власти, третьи под политическим режимом. Некоторые рассматривают с позиции внутренней и внешней формой государства, внутренняя – политический режим, внешняя – способ организации. Государство существует во времени. Форма государства функциональна. Под формой государства понимают единство форма правления, форму устройства и политический режим.
|
Форма правления.
1. Монархия.
Бессрочное пожизненное пользование властью; занятие трона по наследству или по праву родства; представление интересов государства по собственному праву; безответственность главы государства. Существует ограниченная и абсолютная монархия. Конституционная: дуалистическая и парламентарная. Ограничение власти монарха связано с сословно-представительными органами. Дуализм состоит в том, что есть законодательная и исполнительная представительная власть. Парламентарная монархия – монарх царствует, но не правит, правительство формируется представителями партий. Законодательные акты подписываются монархами.
2. Республика.
Форма правления, при которой государственную власть осуществляют выборные органы.
· Афинская демократическая республика.
· Аристократическая республика.
· Феодальная республика.
· Парламентская республика.
· Президентская республика.
Президент либо совмещает полномочия главы государства и главы исполнительной власти, либо эти функции разделены. Президент избирается путем всенародных выборов. Широкие полномочия президента.
· Смешанная республика.
· Социалистическая республика.
Специфичная высшая власть.
Общие свойства республики:
1. Ограничение власти в государстве конкретным сроком.
2. Выборность главы государства и других верховных органов.
3. Ответственность главы государства, в случаях предусмотренных законом.
4. Представительство интересов государства по поручению избирателей.
5. Обязательность решений верховной власти, для других органов власти.
Внутренне деление государства на части по форме устройства. Выделяют федеративное, конфедеративное и унитарное государство. Монархии как правило унитарное государство, но есть исключение ОАЭ, Малазия. Унитарное государство характеризуется единством власти, территории и населения.
Различают два вида федерации автономное и союзное государство. Такая форма связана с многонациональностью. Основа национально-территориальный иди административно-территориальный признак. В России эти два признака присутствуют вместе. В договорах предусматривалось право выхода из состава федерации.
Конфедерация это временный союз государств. Существует общая граница конфедерации. Конфедерациями были Объединенная Арабская Республика. Решения верховного органа конфедерации не являются обязательными для субъектов.