Правила технической эксплуатации средств.
Социальные нормы регулируют отношения людей.
Система нормативного регулирования это совокупность социальных норм, регулирующих поведения людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединение и коллективов и социально-технических норм.
Норма морали это правило поведения, которое складывается в обществе и регулирует поведение людей с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости, чести и бесчестия.
Общие черты норм права и морали:
1. Имею нормативное содержание.
2. Надстроечные явления
3. Общая цель, регуляторы общественного отношения
4. Общность социально-экономических интересов
5. Реализуются в большинстве добровольно
6. Внутренний гарант реализации – совесть
Отличительные черты права и морали.
Нормы морали Нормы права
1. Возникают с обществом 2. Стоит из норм, с более сложной структурой 3. – 4. Обеспечиваются силой общественного мнения, привычкой 5. Формы и меры принуждения заранее не регламентируют 6. Отмираю вместе с обществом | 1. Возникают с государством 2. Состоит из норм, правил поведения 3. Характеризуется четкостью предписаний 4. Обеспечиваются возможностью государственного принуждения 5. Заранее регламентированы мерой принуждения |
Корпоративные нормы это нормы которые содержаться в уставах и т. д. общественных организаций для достижения целей их функционирования.
Стадии принятия нормативно-правового акта.
Официальный этап:
1. Внесение законопроекта на рассмотрение в государственную думу. Субъект законодательной инициативы направляет его на имя председателя Государственной думы, с нее начинается жизнь законопроекта.
|
2. Обсуждение законопроекта. За каждым законом закреплен комитет. 1 чтение докладывает представитель комитета, о концепции законопроекта. Во 2 чтении можно вносить поправки к законопроекту, но нельзя менять концепцию законопроекта. В 3 чтении поправки вносить нельзя. 3 чтение это принятие законопроекта.
3. Голосование за законопроект.
4. Опубликование федерального закона и доведение его до адресата.
Систематизация нормативно-правовых актов.
Систематизация это отражение внешней формы.
Систематизация - это упорядочивание действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.
Различают три основные формы систематизации:
1. Инкорпорация. Объединяются нормативно-правовые акты без изменения их внутреннего содержания, в определенном порядке. Например, собрание законодательства РФ. Может быть официальная и неофициальная. Официальная проводится соответствующим органом, уполномоченным на такое действие. Методы:
· Хронологические. В России 52 каждый год, по одному в неделю.
· Отраслевой.
· Систематический.
2. Кодификация. Это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единые, логически цельный, внутренне согласованные нормативный акт с изменением его содержания. Результат: кодекс, устав, положения. Бывают только официальные.
3. Консолидация. Это форма систематизации путем объединения множества нормативно-правовых актов в единый нормативно-правовой акт. На практике такого нет. Есть один пример, Указ Президента в котором устанавливаются праздничные и выходные дни. Объединяются разные акты но по одному вопросу.
|
Норма права.
1. Понятие нормы права. Изучаем самостоятельно.
2. Структура нормы права.
3. Классификация норм права.
Логическая структура «если, то, иначе». Без диспозиции нормы права не существует.
1. Гипотеза. Это часть нормы права, содержащая указание на конкретные, фактические жизненные обстоятельства. События, действия, состояния, при которых данная норма права вступает в действие.
2. Диспозиция. Это часть нормы права содержащая само правило поведения, которому субъекты права должны следовать, если оказываются в условиях, предусмотренных гипотезой.
3. Санкция. Это часть нормы права, содержащая вид и меру возможного наказания за не выполнение требований диспозиции или поощрение за совершение рекомендуемых действий.
· Гипотеза и диспозиция в гражданском законодательстве.
· Диспозиция и санкция в уголовном.
Классификация норм права.
По отраслевой принадлежности.
По юридической силе:
1. Нормы законов.
2. Нормы подзаконных нормативно правовых актов.
По степени общности содержания:
1. Нормы – принципы.
2. Общие нормы.
3. Конкретные нормы. Четкое описание того или иного преступления.
По характеру правила поведения:
1. Управомочивающие.
2. Обязывающие.
3. Запрещающие.
По степени оптимизации социально полезного поведения:
1. Поощрительные.
2. Обычные
По способу установления правил поведения:
1. Императивные или категорические. Один вариант поведения.
2. Диспозитивные. Есть вариант поведения.
По предмету воздействия:
|
1. Социальные.
2. Социально-технические.
По техническим приемам:
1. Определенные нормы.
2. Отсылочные нормы. Это такое правило поведения, когда в самой норме оно досконально не определяется, в норме есть отсылка к другой норме или к другой части этой статьи.
3. Бланкетные нормы. Это тоже отсылочная норма, норма отсылает в целом к бланку, то есть к другому нормативно правовому акту.
По строению гипотезы:
1. Определенные нормы.
2. Относительно-пределенные нормы. Целый комплекс условий.
3. Альтернативные нормы. Перечисляется несколько условий, но не обязательно наступление всех сразу.
По способу выражения гипотезы:
1. Абстрактные.
2. Казуистические. Абстрактное правило поведения с конкретным условием.
По диспозиции:
1. Простые диспозиции. Четкое, ясное, условие.
2. Описательные диспозиции. Смысл дополнительно раскрывается.
3. Отсылочные.
4. Бланкетные.
В зависимости от санкции:
1. Абсолютно определенные.
2. Альтернативные санкции. Смертная казнь или пожизненное.
3. Относительно-опредленные санкции.
· От минимума до максимума.
· Когда определяется только максимум.
Система права.
Определите место нормы права содержащейся в статье 14 УК РФ в системе права и системе законодательства.!!!!!!! К экзамену.
1. Понятие системы права.
2. Критерии выделения отраслей в системе права.
3. Краткая характеристика отраслей российского права.
Система это сложно организованное целое, в котором присутствуют элементы.
Система – упорядоченность.
Система права это исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером, регулируемых общественных отношений.
Структура это характеристика системы.
В СССР было выделено 10 отраслей права:
1. Государственное.
2. Административное.
3. Финансовое.
4. Земельное.
5. Уголовное.
6. Гражданское.
7. Трудовое.
8. Семейное.
9. Колхозное.
10. Судебное.
Позже был выделен новый критерий - метод правового регулирования.
Из уголовного выделялось исправительно-трудовое право.
Судебное право было предложено рассматривать в совокупности гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права.
Норма права это первичный элемент системы права. Следующий элемент это правовой институт- совокупность норм права, регулирующих самостоятельный вид однородных общественных отношений. Совокупность правовых институтов составляет отрасль права – совокупность правовых норм, объединенных в правовые институты и регулирующих однородные общественные отношения.
Критерии выделения отраслей в системе права:
1. Предмет правового регулирования. Это обособленная часть качественно однородных общественных отношений.
Появилась идея комплексных отраслей в системе права. Профилирующих 3 отрасли, гражданская уголовное административное.
Существуют также подотрасли права, например трудовое право.
2. Метод правового регулирования, его называют юридическим критерием, это совокупность юридических приемов и средств при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.
Есть общедозволительный тип - разрешено все, кроме того что прямо запрещено. А второй тип разрешительный – запрещено все, кроме того что разрешено.
Система права это внутренняя форма права, система законодательства это внешняя форма права.
Правовые отношения.
1. Понятие и классификация правовых отношений.
2. Состав правоотношений.
3. Понятие и классификация юридических фактов.
Правовые отношения это часть общественных отношений, урегулированных нормами права, субъекты которых наделяются субъективными правами и субъективными юридическими обязанностями.
Признаки правоотношений:
1. Волевой характер. Явное намерение совершить действие.
2. Идеологическая природа.
3. Существует органическая взаимосвязь между нормой права и правоотношением.
4. Охрана правоотношений со стороны государства.
5. Субъекты правоотношений обладают субъективными правами и обязанностями.
Классификация правоотношений:
По предмету и методу правового регулирования (по отраслевой принадлежности):
1. Трудовые.
2. Семейные.
3. Уголовные и т. д.
По субъектам права:
1. Общие. Субъекты абстрактны, не конкретизированы.
2. Конкретные.
По генетической и функциональной связи:
1. Материальные.
2. Процессуальные.
По характеру воздействия:
1. Регулятивные.
2. Охранительные.
По цели воздействия:
1. Статические.
2. Динамические.
По содержанию правового отношения:
1. Простые.
2. Сложные.
Структура правоотношения.
1. Субъекты правового отношений. Это граждане, физические лица и юридические лица, которые наделяются государством способностью быть участником правового отношения, быть носителем субъективных прав и обязанностей. Правоспособность это установленная (признанная) в законе возможность субъекта быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. А дееспособность это установленная в законе возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять субъективные прав и обязанности.
2. Содержание правоотношений.
3. Объект правоотношений.
Коллоквиум с право в системе нормативных норм до правовых семей