Урок № 25 дата 15.11.2021года.
Предмет: Организация и технология розничной торговли.
Тема программы: 1.2 Технология снабжения и завоза товаров в розничные торговые предприятия.
Тема урока: Понятие менеджмента, принципы и функции.
Уважаемые студенты!
Вам нужно самостоятельно внимательно изучить материал, законспектировать.
Понятие менеджмента, принципы и функции.
При рассмотрении менеджмента как процесса управления различными сторонами деятельности организации обычно выделяют следующие функциональные сферы: производство, маркетинг, финансы, персонал, эккаунтинг. Говоря о менеджменте как процессе управления, выделяют следующие его функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Итак, менеджмента – это особый вид трудовой деятельности, объективно необходимый общественному производству и решающий три основные задачи:
· Постановка целей объекта управления;
· Разработка средств и способов их достижения;
· Организация совместной деятельности для получения результатов, адекватных целям, на основе разработанных средств и способов.
Управление - понятие многогранное и поэтому; рассматривать его надо с нескольких точек зрения: как процесс, как, искусство, как науку, как функцию, как стиль управления и т.д.
Наибольший интерес представляет исследование управления как, процесса. Процесс управления - последовательность этапов формирования и осуществления воздействия.
Поскольку торговое предприятие является первичным звеном торговли, то процесс управления его хозяйственной деятельностью имеет специфические особенности,
Во-первых, на торговом предприятии управляющая подсистема входит в непосредственный контакт с управляемой подсистемой, так как процесс управления непосредственно увязан с процессом продажи товаров в их натуральном виде.
|
Во-вторых, особая роль в процессе управления торговым предприятием принадлежит воздействию на экономическую сторону торговли. Хозрасчетная самостоятельность предприятия должна обеспечивать осуществление торговли с наименьшими затратами, а также получение прибыли.
В-третьих, процесс управления на торговом предприятии связан не только с управлением всеми видами ресурсов, но и с управлением коллективом работников предприятия. В связи с этим большое значение приобретают социальные факторы в правлении.
Процесс торгового менеджмента предполагает выполнение особых управленческих действий, которые получили название функций управления, реализуя которые менеджеры обеспечивают условия для эффективного труда занятых в организации работников и достижение высоких результатов.
В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений, осуществляя планирование, организуя работу, мотивируя людей, контролируя и координируя все происходящие в ней процессы.
Функции управления - специализированные виды управленческой деятельности, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой направленностью. Впервые функции управления были определены А. Файолем, который выделил в их составе пять функций: планирование, организовывание, распоряжение, координирование и контроль.
Основные функции торгового менеджмента включают:
|
1) выбор наиболее эффективных организационных форм функционирования торгового предприятия и его структурных единиц;
2) управление технологическими процессами;
3) управление процессом обслуживания покупателей;
4) управление персоналом;
5) управление оборотом розничной торговли;
6) управление доходами;
7) управление издержками обращения;
8) управление прибылью;
9) управление активами;
10) управление капиталом;
11) управление инвестициями;
12) управление хозяйственными рисками;
13) управление финансовым состоянием.
Деятельность торгового предприятия осуществляется на основе заранее сформировавшихся замыслов и планов. Однако реализация принятых решений подвержена действию существующей неопределенности. То или иное проявление неопределенности может задержать наступление запланированных событий, изменить их содержание или вызвать нежелательное развитие, а в результате выбранная цель не будет достигнута. Риски присутствуют в работе любого субъекта хозяйствования. Возможность отклонения от цели, то есть несовпадение с намеченным в момент принятия решения, характеризуется с помощью понятия «риск». Управление риском осуществляется с целью сведения до минимума издержек по страхованию и убытков от непредвиденных обстоятельств.
Риски предприятия группируются следующим образом:
- травмы и гибель сотрудников или посторонних лиц;
- имущественный ущерб по всем элементам активов;
- выпуск или приобретение некачественной продукции;
- потери, связанные с остановкой производства;
- ущерб окружающей среде;
|
- негативная реакция средств массовой информации;
- прочие (терроризм, мошенничество и др.).
Управление риском, имевшим место в прошлом, должно вестись регулярно. История убытков предприятия является основанием для прогнозирования рисков и планирования издержек по страхованию.
Издержки по риску состоят из четырех частей:
1. Издержки по страховым взносам.
2. Издержки по убыткам, покрываемым самостоятельно,- незастрахованные убытки.
3. Административные издержки на содержание сотрудников, занимающихся рисками, гонорары консультантов.
4. Прочие издержки - скрытый ущерб предприятию, его репутации, сотрудникам, поставщикам, клиентам.
На практике сложилось следующее соотношение размера убытка и частоты риска: часто случаются мелкие риски и редко происходят катастрофы. Риски характеризуются следующими параметрами: типом, частотой, серьезностью, предсказуемостью, воздействием.
Процесс торгового менеджмента, реализация его функций основываются на разнообразной информации о субъекте управления и внешней среде, в которой он развивается.
Сбор, накопление, обработка и представление информации осуществляются в процессе анализа. Важно подчеркнуть роль информации в организационном управлении торговым предприятием. Любое управленческое решение основывается на информации. В настоящее время значение Информации во всех сферах человеческой деятельности постоянно возрастает. Информация нужна всем: управляющим структурам, коллективу предприятий, всем работникам. Информацию можно трактовать как совокупность сведений, сообщений, материалов, данных, определяющих меру потенциальных знаний менеджеров о процессах и явлениях в их взаимосвязи.
Таким образом, торговый менеджмент рассматривается как комплексная система действий, состоящая из разработки взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в конечную результативность хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Механизм торгового менеджмента
Процесс управления деятельностью торгового предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма торгового менеджмента входят следующие элементы (рис. 1):
Государственное правовое и нормативное регулирование торговой деятельности предприятия.
Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих торговую деятельность предприятий, представляет собой одно из направлений социальной политики государства.
К числу основных из этих форм относятся:
определение требований к лицензированию (патентованию) торговой деятельности;
законодательное обеспечение защиты прав потребителей;
регулирование правил продажи продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговой сети;
требования обеспечения охраны окружающей среды;
налоговое регулирование;
регулирование минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий отдельных организационно - правовых форм деятельности и другие.
Рис.1. Основные элементы механизма торгового менеджмента
Таким образом, управление какой-либо деятельностью предполагает воздействие на ситуацию в настоящее время для того, чтобы получить желаемый результат в будущем. Поэтому создание нового, адекватного существующим условиям, а главное - ориентированного на перспективное развитие механизма управления торговым предприятием - эта одна из основных задач, решение которой является непременным условием успешности радикальных экономических преобразований в стране.
Литература:
1. Дойль, П. Менеджмент: стратегия и практика / П. Дойль. — СПб.: Питер, 1999.
2. Короленок, Г. А. К68 Менеджмент в торговле: практикум / Г. А. Короленок, Г. Г. Гоцкий, А. И. Ярцев. — Минск: БГЭУ, 2009. — 190 с.
3. Мескон, М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мес- кон [и др.]. — М.: Дело, 1992
Контрольные вопросы:
1. В чем заключается сущность менеджмента как процесса управления?
2. Назовите основные функции управления.
3. Охарактеризуйте структуру менеджмента.
4. Что такое структура управления, механизм управления и процесс управления?
Уважаемые студенты!
Вам нужно самостоятельно внимательно изучить материал, законспектировать, ответить на вопросы.