Для реализации динамической системы МСБ




Сотрудничество с Западом для выхода России из кризиса.

De facto Россия оказалась интегрированной в мировую экономику. Учитывая внешнюю задолженность России, согласование программы вывода России из кризиса с международными экономическими организациями неизбежно. Минимизация ее потерь, связанных с выходом из кризиса, зависит от участия в реальном секторе российской экономики западных инвесторов.

Здесь возможны два варианта:

а) продолжать государству брать кредиты, что, как показала практика, ведет к их разворовыванию и усилению коррупции;

б) не брать кредиты, а просить государственные органы предоставить гарантии западным инвесторам, работающим в реальном секторе российской экономики, что будет способствовать улучшению валютного курса рубля.

Если первый вариант усиливает кризис, то второй вариант, учитывая интегрирование России в мировую экономику, позволяет избежать резкого ухудшения ситуации на российском потребительском рынке.

Для преодоления сырьевой ориентации России регулирование внешней торговли и движения капиталов следует подчинить реализации социально эффективной стратегии без ограничения расчетов по текущим операциям страны, используя для этих целей присоединение к ВТО.

Выплата долгов Западу.

Вернуть долги можно только на базе реального производства, а не криминальной распродажи собственности. Устойчивый рост реальной платежеспособности национальной валюты достигается за счет роста производства благ, пользующихся высоким спросом населения на потребительском рынке, и отсутствием инфляции, что позволит уменьшать внешнюю задолженность России и увеличивать ее золотовалютные резервы. Чтобы заработало производство, нужно ликвидировать условия для финансовых спекуляций. Это предполагает использование механизма стратегического планирования. Его составление на основе предложений отечественных и западных инвесторов по будущему производству позволит согласовать материальные и финансовые пропорции в экономике, иметь сбалансированный федеральный бюджет и исключить инфляцию.

Рост доверия к стратегии России и ее международного влияния позволит России осуществлять долгосрочную реструктуризацию внешнего долга без ущерба благосостоянию других странам, вернуть долги бывшего СССР и незаконные российские вклады в иностранных банках через ИНТЕРПОЛ.

Институциональная политика.

Учитывая сложившееся в России многообразие форм собственности, трансформация ее стратегии в социально эффективную стратегию, предполагает развитие смешанной экономики с использованием плановых и рыночных методов хозяйствования. Однако, учитывая отечественный и зарубежный опыт выхода из кризисов, стратегически важные предприятия, независимо от формы их собственности, должны стать уполномоченными субъектамигосударства. При определении их списка нужно исходить не из критерия банкротства предприятий, а критерия минимизации потерь для цивилизованного выхода на социально эффективную стратегию. Стратегически важная собственность, в состав которой, прежде всего, входят базовые сырьевые предприятия, выкупается у частных инвесторов. Для защиты государственных интересов в землепользовании земля и ее недра являются объектом собственности государства. Формы землепользования, если это способствует успешной реализации социальной эффективной стратегии, могут быть разные: государственная, коллективная, частная, в том числе на правах аренды и с привлечением иностранного капитала.

Для ориентации экономики на конечные непроизводственные цели по отношению к государственным и негосударственным корпорациям, задающим тон инфляции издержек, необходимо применение антимонопольного законодательства, суть которого состоит в прямой зависимости величины их дохода от вклада в устойчивый рост эффективности производства. Остальная часть прибыли корпорации мобилизуется в федеральный бюджет. Государство помогает средним и малым предприятиям объединиться в корпорации для повышения конкурентоспособности их продукции.

Государство организует конкуренцию между хозяйствующими субъектами за присвоение звания «уполномоченного». В этой конкуренции могут принять участие, как резиденты, так и нерезиденты государства. Госзаказ и гарантированные кредиты выигрывает тот, чей бизнес-план более эффективен. Параметры регулирования экономики для уполномоченных субъектов являются директивными.

Новая банковская система может включать Центробанк для обслуживания текущих расчетов юридических лиц, Инвестбанк (Инвестиционный банк) для обслуживания инвестиционных расчетов юридических лиц, Сбербанк для обслуживания расчетов населения, Внешторгбанк для обслуживания внешнеторговых расчетов и коммерческие банки, обслуживающие частных инвесторов. Возможен допуск западных банков для обслуживания частных инвесторов и населения. Платежные расчеты хозяйствующих субъектов осуществляются через банки на основании договоров.

Задачи и функции органов управления экономикой определяются в соответствии с требованиями перехода к социально эффективной стратегии.

Структурно-инвестиционная политика.

Выход на социально эффективную стратегию развития означает устойчивый рост производства конечного продукта для непроизводственной сферы в структуре, заказанной конечными потребителями - здравоохранением, образованием, обороной, ценами потребительского рынка, «Остальным миром», и т.д. Государственные приоритеты по распределению государственных доходов между непроизводственными отраслями и на цели государственных инвестиций определяет представительная власть. Структуру конечных продуктов непроизводственного назначения определяют конечные потребители. Для оптимизации структуры продукта, реализуемого на потребительском рынке, нужна информация по рыночным ценам.

Задача исполнительной власти состоит в организации конкуренции бизнес-планов производителей для получения государственных инвестиций, исходя из заказов конечных потребителей с учетом лимитов расходов, определенных представительной властью. Для ее решения необходимо имитационное моделирование развития смешанной экономики на основе динамического МСБ, учитывающего мультипликативную связь отраслей экономики по образцу механизма свободной конкуренции с включением воздействия государственных приоритетов и рынка на установление пропорций в плане народного хозяйства.

Политика ценообразования.

На потребительском рынкецены соответствуют ценам равновесия. Учитывая, что в начальный период преодоления инфляции граждане могут требовать увеличения номинальной заработной платы, что будет и дальше раскручивать инфляцию, то может потребоваться государственное регулирование спроса и предложения на потребительском рынке, исключающее развитие спекуляции. По мере роста реальной платежеспособности рубля, спрос на доллары будет уменьшаться.

В торговом обороте между уполномоченными хозяйствующими субъектами используются цены производства, выражающие реальные затраты - текущие, инвестиционные и налоговые платежи в бюджет, рассчитанные по последовательным переделам продукции в народном хозяйстве. При таком подходе затраты поставщиков, выраженные в ценах производителей, возмещают потребители. Процесс заканчивается выходом продуктов в сферу распределениядля удовлетворения конечного спроса. Одна часть оплачивается населением и неуполномоченными производителями по рыночным ценам, другая - из бюджета. Принятие законов о договорной дисциплине, о фиксировании государством цен на плановый период исходных сырьевых и топливных ресурсов, о порядке отнесения затрат по последовательным переделам и использовании МСБ для расчета тарифов естественных монополий позволит восстановить паритет цен производителей и ликвидировать корни кризиса неплатежей.

Политика доходов.

Стимулируется эффективное использование собственности на средства производства за счет установления государством поощрительного дохода, распределяемого между уполномоченными производителями в зависимости от их вклада в рост эффективности использования национальных ресурсов.

Финансовая политика.

Составление сбалансированного консолидированного федерального бюджета, исключающего дефицитное финансирование, предполагает составление МСБ вценах производства, в котором выпускам конечного продукта по всем непроизводственным направлениям строго соответствуют источники их финансирования - доходы бюджета, доходы населения и доходы от импорта. Обеспечение сбалансированности реальных и финансовых потоков позволяет правильно рассчитать ставки прямых налоговна используемый фонд заработной платы для финансового обеспечения социальных нужд государства. В состав текущих налогов можно включить налоги на поощрительный доход для формирования его объема в бюджете, а введение налогов на капитал позволит государству иметь нужный объем государственных инвестиций. Вводится прогрессивное налогообложение высоких доходов и владения имуществом.

Для целей государственного регулирования спроса на потребительском рынке используется налог с продаж, устанавливаемый практически на все товары и услуги, реализуемые на потребительском рынке, в виде надбавки (в процентах) к ценам производителей, и таможенных пошлин, взимаемых по ставкам таможенного тарифа. Нормативная ставка налога с продаж устанавливается на базе МСБ.

Для «смягчения» давления высоких доходов на цены потребительского рынка можно использовать новые внутренние и внешние займы с реструктуризацией старого государственного долга.

Денежно-кредитная политика.

Обращение наличных и безналичных денег строго разграничивается.Эмиссия наличных денег, обслуживающих обращение доходов для покупки благ на потребительском рынке, определяется суммой их цен и средней скоростью обращения денег. Ежеквартально Центробанк составляет сводный кассовый план с помесячным распределением. Безналичная денежная масса определяется объемом продукции, реализуемой между хозяйствующими субъектами в ценах производителей,и скоростью ее обращения.

Организацию банковской системы диктуют потребности практической реализации стратегического плана. Уполномоченный хозяйствующий субъект наделяется необходимыми для выполнения плана текущими денежными средствами, представленными в Центробанке на его текущем счете, и инвестиционными денежными средствамина условиях возврата и уплаты процента, представленными на его инвестиционном счете в Инвестбанке. Текущие денежные средства используются только для кредитования текущих расходов, инвестиционные - толькодля инвестиционных расходов. Для других хозяйствующих субъектов краткосрочный и долгосрочный кредит планируется общей суммой безотносительно конкретных ссудополучателей. Ежеквартально Центробанк составляет сводный план краткосрочного кредитования с помесячным распределением, а Инвестбанк - сводный план долгосрочного кредитования.

Процент за кредит рассматривается как плата, получаемая кредитором реального сектора экономики. Его источником служит цена производителя. Нормапроцентарассчитывается как отношение между расходами на содержание государственных финансово-кредитных институтов и величиной предстоящих заимствований. Для побуждения банков к активному участию в реализации социально эффективной стратегии, их доходы ставятся в прямую зависимость от приращения эффективности производства во времени.

Региональная политика.

Вводятся единые правила участия регионов в реализации социально эффективной стратегии в направлении сглаживания их социального неравенства и усиления экономической интеграции

Политика интеграции в рамках СНГ.

С желающими странами СНГ совместно разрабатывается переход к социально эффективной межгосударственной стратегии развития и создаются органы межгосударственного регулирования экономики в направлении сглаживания социального неравенства государств СНГ и усиления их экономической интеграции.

 

Краткие выводы

1. Система национального счетоводства (СНС), характеризующая процессы производства благ и доходов, их распределение, перераспределение и конечное потребление, применяется государствами для анализа и планирования своей экономической деятельности. В основе принципов СНС, определения ее показателей и методологии прогнозирования сценариев развития экономики на базе СНС лежит определенная экономическая доктрина, выбор которой зависит от стратегии государства и, в свою очередь, влияет на ее трансформацию.

2. Если государству отводится пассивная роль созерцания складывающихся тенденций развития («процесс пошел»), то в моделях прогнозирования, строящихся на базе СНС, отсутствуют управляющие параметры, изменяющие неблагоприятные тенденции развития. Для реализации социально эффективной стратегии требуется имитационная динамическая модель СНС, учитывающая управляющие воздействия государства и цели потребительского рынка.

3. При агрегировании показателей произведенных благ и услуг на микроуровне в макроэкономические показатели возникают проблемы исключения повторного счета и обоснования системы цен и налогов. Определяющая роль в решении этих проблем принадлежит экономической доктрине, лежащей в основе СНС.

4. Согласно классической политической экономии материальное производство отделяется от непроизводственной сферы. Считается, что национальный доход состоит из поступлений, получаемых в результате производства материальных благ и услуг в текущем периоде. Функционирование отраслей непроизводственной сферы, результаты труда которой принимают форму социальных услуг, входит в расходы, представляющие собой феномен перераспределения или использования национального дохода. Для исключения повторного счета при счете показателей СНС и цен, достоверно выражающих затраты, вводятся системные определения промежуточного и конечного продуктов, учитывающие иерархию пространства и времени производства, а также внешних и внутренних ресурсов. Поскольку живой труд всегда является внешним ресурсом по отношению к любой производственной системе, то он считается единственным фактором производства, определяющим количественную меру вчерашних затрат труда, овеществленных в производственных фондах и добытых природных ресурсов в условиях их воспроизводства. В ценах воспроизводства учитываются текущие, инвестиционные и налоговые затраты производителей, обеспечивающие функционирование непроизводственной сферы. Критерием их качества является максимально достоверный учет всех затрат по производству и реализации материальных благ и услуг, знание которых необходимо для реализации социально эффективной стратегии развития.

5. В субъективистской концепции полезности производство понимается как производство «полезности». В состав национального дохода включаются нематериальные услуги, при определении набора которых и их оценок используется субъективный критерий, что порождает трудности для исключения повторного счета и использования этой концепции для реализации социально эффективной стратегии государства. Эта концепция лежит в основе СНС ООН 1993 г., рекомендующей применять для оценки товаров и услуг рыночные цены, а если таковые отсутствуют, то посчитать затраты.

6. В соответствии с целями СНС используются те или иные классификации информации. При учете в ВВП конечных товаров и услуг, произведенных резидентами, возникает повторный счет, поскольку конечный продукт того или иного резидента может быть промежуточным продуктом с точки зрения системного определения конечного продукта государства. Поэтому при определении ВВП для целей стратегического планирования более правильно понимать под ним объем конечного продукта материального производства в целом. Для группировки экономической информации используют секторальную классификацию, единицей которой является институционная единица, и отраслевую классификации с единицей классификации – заведением для выделения основной и вспомогательной деятельности предприятий с их отнесением к определенным отраслям по основному виду деятельности и учетом вспомогательной деятельности в соответствующих отраслях. В разработках экономико-математической модели МОБ используется понятие «чистой» отрасли однородных товаров и услуг, что связано с трудностями его моделирования, вытекающими, прежде всего, из проблем методологического характера. Для целей стратегического планирования в основе классификации должен быть положен институциональный принцип, позволяющий четко видеть потоки доходов и расходов институционных единиц.

7. При записи экономических операций в СНС используется принцип двойной записи: каждая операция, имея своего плательщика и получателя, записывается один раз как ресурсы (Р) и один раз как использование (И). Такой способ записи операций обеспечивает для каждой группы операций выполнение баланса: ресурсы = использованию (Р = И). Их номенклатура определяется стадиями воспроизводства ВВП. Выделяют следующие группы операций: операции с товарами и услугами, связанные с производством ВВП и его конечным использованием; операции образования первичных доходов ВВП и их перераспределения; финансовые операции, которые выражают изменения активов (использование средств)и пассивов (ресурсы или источники средств).

8. Счета используются для регистрации экономических операций, осуществляемых институционными единицами, и представляют собой обобщающие числовые характеристики источников ресурсов (Р) и их использования (И). В каждом счете сумма записей в ресурсах равна сумме записей в использовании (Р = И), что достигается с помощью балансирующей или сальдовой статьи, показатели которой рассчитываются как И - Р, чтобы сумма записей в ресурсах была равна сумме записей в использовании. Если статьи счета формируются «по определению», то наличие балансовой неувязки показывает наличие ошибок.

9. Классификация систем цен, используемых в СНС, тесно связана с классификацией налогов и субсидий, рассматриваемых как негативные налоги, а также с учетом торгово-транспортных наценок. В основных ценах учитываются лишь прочие налоги на производство, в ценах производителей добавляются чистые налоги на продукты, кроме НДС и чистых налогов на импорт. Все налоги и торгово-транспортные наценки учитываются в ценах конечных покупателей (конечного потребителя). Из определения систем цен видно, что в СНС существуют проблемы учета в ценах налогов на производство и торгово-транспортных наценок (ТТН).

10. По концепции Хикса, конкретизующейся в СНС ООН 1993 г., первичные доходы образуются в результате текущего производства ВВП (ВДС) на экономической территории данной страны, что не совпадает с определением дохода в бухгалтерском учете, преследующем фискальные цели. В результате первичного распределения дохода образуется валовой национальный доход (ВНД), отличающийся от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных и переданных резидентами за границу. В результате их перераспределения с помощью текущих трансфертов в денежной форме (ТТ), куда входят налоги на доходы и собственность и т.д., определяются располагаемые доходы и валовой национальный располагаемый доход (ВНРД), используемый для расходов на цели конечного потребления и валового накопления. Разница между располагаемым доходом и расходами на потребление составляет валовые сбережения (ВС). Перераспределение, осуществляемое с помощью социальных трансфертов, используется для анализа уровня жизни. Источниками финансирования капитальных затрат в счете операций с капиталом являются валовое сбережение, сальдо капитальных трансфертов, переданных и полученных от сектора «остального мира», (налоги на капитал и инвестиционные субсидии, безвозмездные передачи основных фондов, списание задолженности за прошлые годы и др.), а также чистое заимствование.

11. В сбалансированной мировой экономике сумма сальдо платежных балансов стран должно равняться нулю. Огромный дефицит платежного баланса США свидетельствует об огромном избытке ничем не обеспеченных долларов. Их экспорт в другие страны по завышенным процентным ставкам в обмен на импорт производимых там конечных продуктов означает, по сути, передачу США трансфертов в натуральной форме от «остального мира». Возвращение долларов на родину и диспропорциональность развития экономики США создают там угрозу развертывания глубочайшего кризиса. Ликвидация причин, порождающих кризис, предполагает переход к стратегическому планированию устойчивого развития экономики США.

12. Ввиду отсутствия системного определения показателей, используемых при расчете ВВП, и единой базы для расчета текущих цен воспроизводства, возникают проблемы повторного счета и расхождения в расчетах ВВП тремя методами - производственным методом, методом конечного использования и распределительным методом. Считается, что системная увязка расчетов ВВП тремя методами достигается на базе использования МОБ.

13. Универсальная схема МОБ, составляемая по концепции СНС ООН 1993 г. в разрезе 3-х квадрантов, имеет модификации в зависимости от используемой системы цен и вытекающего из этого отображения в схемах налогов на продукты и торгово-транспортных наценок. Анализ схем МОБ в основных ценах или ценах производителей выявил проблему несогласованности расчета общего объема ВВ как суммы записей по строкам (использования) и как суммы записей по столбцам (ресурсов), поскольку суммы по строкам характеризуют ВВ в ценах конечных покупателей, а суммы по столбцам – в основных ценах или ценах производителей. Несогласованность показателей сохраняется и для схемы МОБ в ценах конечного покупателя, поскольку она составляется лишь на базе МОБ в основных ценах или ценах производителей.

14. Несогласованность показателей схемы МОБ преодолевается при составлении схемы МСБ по концепции классической политической экономии. Первое принципиальное отличие схем МСБ и МОБ состоит в том, что в основе МСБ лежит секторальная классификация информации, учитывающая сложившуюся институциональную структуру экономики. В схеме МСБ выделяются 4 квадранта. В первом квадранте МСБ, как и в МОБ, по строкам представлены поставки производителей для целей текущего производственного потребления, во втором квадранте – направления использования произведенного конечного продукта. В отличие от МОБ, в третьем квадранте выделены строки, характеризующие источники первичных доходов - импортные ресурсы, инвестиционные затраты производителей, оплата труда наемных работников и часть валовой прибыли предпринимателей, предназначенная для конечного потребления, а также другие налоги на производство. Номера строк третьего квадранта совпадают с номерами столбцов второго квадранта, характеризующими их использование. Строки четвертого квадранта МСБ, расположенного под вторым квадрантом, характеризуют поставки импортных ресурсов конечным потребителям и добавленные затраты непроизводственной сферы, финансируемые в результате перераспределения. Наличие за балансом последней строки, характеризующей сальдирующие прибыли или убытки, рассчитываемые как разность доходов и расходов, объясняется отклонениями цен, в которых определены показатели фактического МСБ, от истинных цен воспроизводства.

15. Для ликвидации сальдовой строки осуществляется корректировка показателей фактического МСБ. Ее суть состоит в повышении цен на убыточную продукцию, что неизбежно вызовет, поскольку общий объем ресурсов от этого не изменяется, снижение цен на высокорентабельную. Главным параметром, ограничивающим объемы производства и определяющим количественную меру всех прочих параметров балансовой модели, являются денежные доходы домашних хозяйств, поскольку повышение заработной платы ведет в той же мере к росту цен. Поэтому при расчете текущих цен воспроизводства значение корректировочного коэффициента для строки, характеризующей денежные доходы домашних хозяйств, равно 1. В результате последовательной корректировки цен обеспечивается равенство ресурсов ВВ, как суммы записей по строкам МСБ, и их использования, как суммы записей по столбцам МСБ, и исчезает строка за балансом, характеризующая сальдовую прибыль (дотации).

16. В схеме МСБ, рассчитанного в текущих ценах воспроизводства, выполняются балансы внешнеэкономических связей, источников формирования инвестиций и направлений их использования, баланса доходов и расходов населения и баланса доходов и расходов государства.

17. Пользуясь терминологией СНС, текущие цены воспроизводства, в которых рассчитываются показатели скорректированного МСБ, соответствуют системе основных цен или цен производителей. В ценах конечных покупателей учитываются дополнительные издержки обращения (в т.ч. торгово-транспортные наценки), оплачиваемые конечными потребителями, которые пропорционально распределяются между ценами производства продуктов.

18. Данные МОБ и МСБ используют для целей экономико-математического моделирования межотраслевых связей. При постановке статической модели МОБ возникает проблема существования обратной матрицы полных затрат. Эта проблема преодолевается в статической модели МСБ благодаря итеративному ее построению, обеспечивающему последовательную (мультипликативную) увязку объемов выпуска с ресурсами, и наличию жесткого ограничения по использованию ресурса труда, позволяющему рассчитать текущие цены воспроизводства и скорректировать исходную информацию баланса.

19. В рамках концепции МОБ и его экономико-математического моделирования построение динамической системы, учитывающей прямые и обратные связи в экономике, невозможно. Алгоритм составления динамического МСБ учитывает необходимость корректировки исходной информации в МСБ и итеративного согласования расчетов эффективного распределение производственных инвестиций для замещения технологических способов производства и оптимизации структуры конечного потребления в направлении, указанном конечными потребителями.

20. Проведение расчетов на базе динамического МСБ, даже при наличии значительных ошибок в исходной информации, позволит правительству иметь ориентиры для принятия текущих решений по выводу страны из кризиса с учетом их долгосрочных последствий и осуществлять институциональные преобразования в экономике, исходя из необходимости реализации социально эффективной стратегии развития.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Барр Р. Политическая экономия. М.: Международные отношения. 1995.

2. Бартенев С.А. История экономических учений. М.: ЮРИСТЪ, 2002.

3. Будущее мировой экономики. / Доклад группы экспертов ООН во главе с В. Леонтьевым. М.: «Международные отношения», 1979.

4. Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1998.

5. Ведута Н.И. Социально эффективная экономика М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1999.

6. Ведута Н.И. Экономическая кибернетика. Минск: Наука и техника, 1971.

7. Ведута Н.И. Экономическая эффективность новой техники. Минск: Наука и техника, 1964.

8. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Издательство политической литературы, 1990.

9. Международные сопоставления валового внутреннего продукта за 1993 год. М.: Госкомстат России. 1996.

10. Национальное счетоводство /Под ред. Г.Д. Кулагиной. М.: «Финансы и статистика», 1997.

11. Национальные счета России в 1994 – 2001 годах. /Госкомстат России. М.: 2002.

12. Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. М.: Прогресс, 1976.

13. Планирование народного хозяйства СССР. /Под редакцией Л.Я. Берри. Экономика, 1973.

14. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник./ М.: Госкомстат России, 2001.

15. Россия в меняющемся мире. М.: Институт экономического анализа. 1997.

16. Рябушкин Б.Т. Национальные счета и экономические балансы. Практикум. / М.: «Финансы и статистика», 1999.

17. Самуэльсон П. Экономика. М.: НПО АЛГОН, ВНИИСИ, 1992.

18. Салин В.Н., Медведев В.Г., Кудряшова С.И., Шпаковская Е.П. Макроэкономическая статистика. М.: АНХ при Правительстве РФ, изд-во «Дело», 2001.

19. Система национальных счетов. /Под ред. Ю. Н. Иванова. М., Финстатинформ, 1996.

20. Система таблиц «затраты – выпуск» России за 1998 – 1999 годы. /Госкомстат России. М.: 2002.

21. Столерю Л. Равновесие и экономический рост. М.: Статистика, 1973г.

22. Финансово-кредитный словарь. М.: Финансы и статистика, 1984.

23. Экономическая статистика. 2-е изд.. доп.. Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1999.

24. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. - М.: Издательство Советская энциклопедия, 1979.

25. Veduta E. The Soviet System and its aftermath in Russia /Revitalizing socialist enterprise. A race against time. Edited by John Heath. London and New York.: Routledge.1993.

 

 

Краткое заключение

Изучение практики трансформации стратегий и экономической политики государств, причин экономических кризисов и антикризисных программ государств позволило выявить следующие закономерности:

1. Если принципы, лежащие в основе международной финансовой системы, перестают соответствовать интересам государства-лидера, или его лидерство оспаривается другими государствами, то неизбежным становится крах международной финансовой системы, сопровождаемый глубочайшим экономическим кризисом или мировой войной. Так, первая мировая война была вызвана кризисом золотомонетного стандарта, сдерживающего вывоз капиталов из Англии добычей золота, и стремлениями к лидерству промышленной Германии. Осуществляемая после стремительной инфляции финансовая стабилизация в 20-х гг. «подрывалась» потоками спекулятивного капитала и многополярностью мирового сообщества. Для выхода из великого кризиса Англия и США осуществили переход к регулируемым стратегиям, а Германия перешла к мобилизационной стратегии, заимствовав опыт СССР в интересах своих корпораций. Применение регулируемых и мобилизационных стратегий означало крах международной торговли и международной финансовой системы, что послужило причиной второй мировой войны.

2. После второй мировой войны ведущим противоречием послевоенной эпохи становится соперничество США с либеральной стратегией роста экспорта капиталов в другие страны и СССР с мобилизационной стратегией, направленной на приоритетное развитие отраслей, определяющих технический прогресс. Для победы СССР в «холодной войне» требовалась концентрация усилий на трансформации мобилизационной стратегии в социально эффективную стратегию. Бессистемность реформирования экономики обеспечила проигрыш СССР в конкуренции двух супердержав и внесла свой вклад в неизбежность либерализации экономики всех государств в интересах транснациональных корпораций (ТНК), в основном базирующихся в США.

3. Переход в течение всего прошлого века от многополярного к однополярному миру, в котором определяющая роль стала принадлежать ТНК, сопровождался циклическим развитием цивилизации по фазам «инфляция – дефляция», смена которых происходила под воздействием экономических кризисов, часто сопровождаемых эскалацией военных действий. Имевшие место нефтяные шоки также способствовали усилению власти ТНК. После первого нефтяного шока был узаконен режим плавающих валютных курсов и усилено межгосударственное валютное регулирование через МВФ и другие международные экономические организации. Резкое повышение процентных ставок на международном рынке ссудных капиталов после второго нефтяного шока привело к росту государственных долгов и усилению зависимости государств от ТНК. Основной проблемой глобализации становится растущая пропасть между развитыми и развивающимися странами, защита окружающей среды. Рост помощи бедным странам, крупные инвестиционные проекты не могут преодолеть корневые причины глобального кризиса, кроющиеся в цикличности развития, задаваемой ТНК.

4. Рост спроса на иностранные инвестиции со стороны зависимых государств вызывает рост дефицита платежного баланса у государства-лидера, каковым являются США, для экспорта обесценивающихся долларов в зависимые государства. Увеличение денежной массы в связи с ввозом иностранной валюты способствует развитию инфляции в стране, импортирующей капитал. Для поддержки фиксированного паритета национальной валюты зависимая страна вынуждена проводить дефляцию с ростом налогообложения и сокращением социальных расходов, повышением ставок по займам. Результатами такой экономической политики является снижение темпов экономического роста, увеличение безработицы и социальной дезинтеграции. Для повышения инвестиционной активности государства -должники вновь обращаются к внешним заимствованиям и в конце концов оказываются не в состоянии оплачивать высокие проценты. В зависимости от возможностей получения иностранных кредитов, развивающиеся страны вновь проводят дефляцию, либо осуществляют девальвацию с переходом к регулируемым или мобилизационным стратегиям. В конце концов, глобальный экономический кризис, как насильственное согласование производства и потребления, реальных и финансовых потоков, становится безвыходным. Его отсрочке помогла либерализация экономики в СССР и связанных с ним странах блока СЭВ.

5. Сегодня развертывающийся кризис прямо угрожает безопасности России. В отсутствии идеологии, адекватной требованиям для выхода из кризиса, правительство обречено выполнять роль диспетчера с опозданием реагирования на случившееся. Одновременно с усилением угроз безопасности государству власть будет вынуждена осуществить трансформацию кризисной стратегии в хорошо известную своими последствиями мобилизационную стратегию, нацеленную на развитие ВПК, и уже применявшуюся СССР и Германией в предвоенный период, что, в конечном счете, оказалось выгодным для США. Для выхода из кризиса с наименьшими потерями нужна социально эффективная стратегия, предполагающая использование механизмов стратегического планирования и рынка для обеспечения устойчивого развития смешанной экономики.

6. Анализ современных государственных стратегий показывает, что эффективной стратегией обладают только США. Расширение спроса на доллары, служащие залогом для выпуска национальных валют, позволяет США не действовать по тем же правилам дефляции, которым вынуждены следовать другие государства, в т.ч. ЕС и Япония. Во время региональных финансовых кризисов, когда происходит девальвация национальных валют, возникает повышенный спрос на доллары, что укрепляет позиции США. Финансовый кризис в Восточной Азии показал, что большие потери от кризиса понесли развивающиеся страны и имевший в этом регионе интересы транснациональный капитал, базирующийся в Японии, меньшие - европейские банки. В то же время в США, в связи с ростом спроса на доллары, увеличились темпы экономического роста, уменьшилась безработица, но дефицитплатежного баланса вырос. Однако данная стратегия улучшает благополучие США лишь в краткосрочной перспективе. Диспропорциональное развитие экономики США и возвращение спекулятивного капитала на родину неизбежно ведет к глобальному экономическому кризису с военным разрешением, предвосхищающим репатриацию эпицентра кризиса в США. Для недопущения такого хода событий США проводили дефляцию, что способствовало свертыванию производства, росту безработицы и дефицита платежного баланса по текущим операциям. Дефляция не могла быть долговременной. После пика фондового бума стагнация промышленного производства в США сменилась его спадом. Для оживления производства США нужна инфляция. С этой целью США значительно снизили ставку рефинансирования ФРС и увеличили военные расходы на создание НПРО.

7. Практика развития глобализации показывает, что смена фаз циклического развития мировой экономики предполагает очередной нефтяной шок Возмо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: