Экономической операцией называют добровольный обмен (сделку) между институционными единицами (секторами, отраслями) государства с указанием поступления и использования реальных и финансовых потоков в течение определенного периода. Поскольку операция регистрируется в момент, когда наступает срок оплаты по этой операции, то большинство операций в СНС регистрируется не по фактически выплаченным, а по начисленным суммам. Они могут быть фактическими, когда имеют рыночную оценку, и расчетными, когда получают оценку на основе условных расчетов.
Операции могут быть двусторонними и односторонними (например, потребление производителями собственной продукции). Они могут осуществляться на компенсационной основе, когда поток товаров, услуг, активов или прав собственности вызывает ответный поток товаров, услуг, активов или прав собственности, а могут быть трансфертами. В последнем случае одни институционные единицы передают другим институционным единицам товары, услуги, активы или права собственности безвозмездно, т.е. потоку товаров, услуг, активов или прав собственности в одном направлении не противостоит компенсирующий поток в противоположном направлении.
Экономические операции делятся на текущие и капитальные. Операции, касающиеся финансирования текущих расходов, называются текущими, а операции, связанные с финансированием капиталовложений - капитальными.
При записи операций в СНС используется принцип двойной записи: каждая операция, имея своего плательщика и получателя, записывается один раз как ресурсы (Р) и один раз как использование (И). Такой способ записи операций обеспечивает для каждой их группы выполнение баланса: ресурсы = их использованию (Р= И). Сопоставляя ресурсы и их использование по каждой группе операций, можно узнать, сколько каждый агент получил по этой группе операций и что он уплатил.
|
Номенклатура операций определяется стадиями воспроизводства национального продукта. Выделяют следующие группы операций:
- операции с товарами и услугами, связанные с производством товаров и услуг и их использованием на цели валового накопления и конечного потребления;
- операции распределения, связанные с производством первичных доходов (операции первичного распределения ВВП) и их перераспределением через бюджет в форме налогов, выплаты дивидендов, страхования и др. платежей (операции перераспределения или вторичного распределения доходов);
- финансовые операции, которые выражают изменения активов (использование)и пассивов (ресурсы). Они касаются прироста депозитов в банках, наличных денег, кредитов, ценных бумаг и других финансовых инструментов.
Классификация счетов
Счета используются для регистрации экономических операций, осуществляемых институционными единицами, и представляют собой обобщающие числовые характеристики источников ресурсов и их использования (Р = И). В каждом счете сумма записей в ресурсах равна сумме записей в использовании.
Существуют два метода составления счетов. При первом методе большая часть показателей исчисляется балансовым методом, как разница между суммой записей в ресурсах и суммой записей в использовании. Балансировка достигается с помощью балансирующей статьи, которая затем является исходной статьей следующего счета. При втором методе счета сбалансированы «по определению». В них ни одна из статей счета не определяется балансовым путем, поскольку равновесие между ресурсами и их использованием достигается благодаря гармонизации определений этих элементов. Если статьи определены точно, то счет будет автоматически сбалансирован. Если нет, то наличие балансовой неувязки показывает наличие ошибок.
|
Различают следующие группы счетов:
секторов экономики;
отраслей экономики;
отдельных экономических операций;
экономики в целом (консолидированные счета).
Счета делят на текущие, в которых операции полностью заканчиваются в текущем году - счета производства товаров и услуг, доходов, на счета накопления– счета с капиталом, финансовые счета, балансы активов и пассивов на начало и на конец периода.
Поскольку в СНС предполагается добровольное взаимодействие партнеров при осуществлении операций, то для отражения операций, характеризующих изменение активов в результате чрезвычайных ситуаций предусмотрены «счета прочих изменений активов».
Национальное счетоводство завершается построением агрегированных национальных счетов - балансовых таблиц, отражающих изменения макроэкономических показателей в разрезе секторов или отраслей экономики и осуществляемых ими экономических операций.
Классификация налогов, субсидий и цен.
В СНС субсидии рассматриваются как негативные налоги и потому их классификация симметрична классификации налогов.
Рекомендуется следующая классификация налогов:
|
1. налоги на производство, которые включают:
- налоги на продукты (НДС, акцизы, налог с продаж и проч., ставки которых определяются пропорционально объему производства или реализации продуктов);
- прочие налоги на производство (пропорциональные стоимости факторов производства – налог на землю, здания, основные фонды, фонд заработной платы);
2. налоги на доход и собственность (налоги на прибыль, подоходные налоги, налоги на собственность, не используемую в производстве);
3. капитальные налоги (налоги на наследство, налоги на дарение, налоги на операции с капиталом и др.).
Прочие налоги на производство выступают элементом добавленной стоимости. Их функция состоит в том, чтобы обеспечить расходы государства необходимыми финансовыми средствами. Оценить землю, здания и основные фонды сложно. Поэтому для целей стратегического планирования целесообразно, исходя из предполагаемых расходов государства, определять ставки налогов на используемый фонд заработной платы.
Налоги на продукты возникают в связи с тем, что в условиях инфляции и низкого качества прогнозирования бюджета прочих налогов может не хватить. Их использование увеличивает налоговое бремя на малоимущих. Кроме того, при множестве косвенных налогов, добавляемых к ценам товаров при каждой сделке между хозяйствующими субъектами, усложняется расчет текущих цен производителей. Для упрощения расчетов цен достаточно добавить налог на продукты (налог с продаж, в т.ч. и на продажу импортных товаров) к цене производителя лишь один раз на стадии реализации продуктов конечным потребителями.
Различия между прочими налогами на производство и налогами на продукты учитывается в следующей системе цен, рекомендуемых СНС для оценки различных операций и их результатов:
- основная цена – это цена, получаемая производителем за единицу реализованного товара с чистыми налогами на производство (за вычетом субсидий), но без чистых налогов на продукты (с включением субсидий);
- цена производителя – это цена, получаемая производителем за реализуемую единицу продукта, включая чистые налоги на продукты, кроме налога на добавленную стоимость (НДС) и торгово-транспортных наценок (ТТН), т.е. цена производителя = основная цена + чистые налоги на продукты – НДС - чистые налоги на импорт – ТТН;
- рыночная цена конечного покупателя (конечного потребителя) – это цена, включающая все налоги на продукты и торгово-транспортные наценки, т.е. цена конечного покупателя = цена производителя + НДС + чистые налоги на импорт + ТТН.
Из определения цен видно, что в СНС существуют проблемы учета в ценах торгово-транспортных наценок (ТТН). Для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий на структуру производства и распределение доходов отраслевые показатели и валовой выпуск продукции оцениваются в ценах производителей или в основных ценах, а использование товаров и услуг потребления и накопления - в рыночных ценах конечного потребителя. При расчете валового выпуска в ценах производителей учитываются ТТН, обеспечивающие перевозки товаров между производителями. В ценах конечных покупателей речь идет лишь об учете ТТН, не включенных в цены производства, но оплаченных конечными покупателями.
От точности цен, используемых при расчете макроэкономических показателей, зависит качество СНС. Классическая политическая экономия требует достоверного учета в ценах всех текущих, инвестиционных и налоговых затрат. Субъективизм концепции полезности, лежащей в основе СНС, проявляется в том, что нерыночные товары и услуги рекомендуется оценивать с использованием рыночной цены подобных товаров и услуг, реализуемых на рынке, а если это невозможно, то по затратам на их производство. Так, по затратам на производство оцениваются услуги государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Налоги на доходы и собственность, налоги на капитал и инвестиционные субсидии являются трансфертами.