В субъективистской концепции полезности производство понимается как производство «полезности». Концепция полезности исходит из определения Маршалла: «Труд и капитал страны, которые воздействуют на натуральные ресурсы, производят ежегодно определенный чистый набор материальных и нематериальных благ, включая всякого рода услуги, это и составляет национальный доход, или национальные поступления, или национальный дивиденд». Поэтому в состав национального продукта дополнительно включаются все нематериальные услуги - услуги органов управления и организаций некоммерческого характера, услуги потребительских благ длительного пользования, товары и услуги, произведенные домашними хозяйствами для собственного использования.
При использовании этой концепции возникает субъективизм при определении набора услуг, включаемых в состав национального продукта, и их оценок, что затрудняет перспективы использования этой концепции для реализации социально эффективной стратегии развития государства.
Так, в концепции «полезности» ее оценка выводится на основе цены, уплаченной за услугу. Но тогда как оценить «неоплаченные» нерыночные услуги? В этом случае рекомендуют считать затраты, связанные с производством услуг. Дискутируется вопрос о целесообразности включения в национальный доход «услуг» домашних хозяек. Если принять точку зрения о необходимости их включения, то возникает другой вопрос о получении достоверной информации о размерах такой деятельности и ее оценке. Чтобы не отвечать на последний вопрос, было принято решение о включении в СНС услуг, выполняемых лишь оплаченной прислугой.
При таком подходе трудно избежать повторного счета. Допустим, что профессор производит ценность, исчисляемую в 500 рублей, а прислуге в месяц он платит 100 руб. Согласно концепции полезности национальный доход будет состоять из 600 рублей (500 руб. + 100 руб.), а не 500 руб. (450руб. + 50 руб.), что было бы логичней. Если же вспомнить, что участие государства в образовании национального дохода имеет свою стоимость, состоящую из жалованья, которую выплачивают государственным служащим, то достаточно увеличить жалованье, чтобы повысился национальный доход.
|
В основе СНС ООН 1993 г. лежит субъективистская концепция «полезности». Несмотря на то, что эта концептуальная позиция порождает трудности для исключения повторного счета и всякого рода оценок, экономисты и статистики в целях единообразия в конечном итоге согласились принять предложенные международными органами стандартные типы классификации, хотя и отмечают возникающие многочисленные расхождения.
Учитывая высокий удельный вес теневой экономики в развивающихся странах, экономическое производство в СНС охватывает теневую экономику - получение сокрытых доходов от налогообложения, производства незаконных товаров и услуг (проституция, наркотики и т.д.), хотя многие страны не готовы учитывать в расчетах СНС юридически запрещенные товары и услуги. Кроме того, существенным в экономике развивающихся стран являются товары и услуги, произведенные домашними хозяйствами для собственного использования. Поэтому их включают в экономическое производство. Для исключения влияния доли арендуемого жилья на размеры национального продукта в его состав включаются жилищные услуги, оказываемые владельцами домов квартир для собственного потребления. Не включается в экономическое производство простой факт владения активами, даже если это приносит доход. Так, прирост стоимости активов в результате инфляции не включается в национальный доход. Не включается также результат естественного роста растений и животных, происходящий без участия человека.
|
Таким образом, сфера экономического производства для расчета СНС ООН 1993 г. включает:
производство товаров для реализации и для собственного потребления и накопления;
производство нефинансовых услуг с целью реализации;
деятельность финансовых учреждений (коммерческих банков, инвестиционных институтов, страховых компаний и др.);
деятельность органов государственного управления, предоставляющих нерыночные услуги обществу в целом (коллективные услуги) и отдельным домашним хозяйствам или группам домашних хозяйств (индивидуальные услуги);
деятельность некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (партийные, профсоюзные, общественные организации);
деятельность оплачиваемой домашней прислуги (шоферы, няни, и др.);
жилищные услуги, оказываемые владельцами домов квартир для собственного потребления.