Всякий экономический кризис - это насильственное согласование производства и потребления, реальных и фиктивных финансовых потоков. Финансовая нестабильность 80-х гг. поддерживалась благодаря координации валютной политики группы «семи» и МВФ, растянувших во времени распространение потерь от нее на экономически слабые слои. Разрыв между реальным и фиктивным капиталом, замедляя капитальные вложения в производство, заставляет правительства увеличивать займы для покрытия текущих государственных расходов, которые берутся у крупных финансовых институтов, а те, получив долги, направляют деньги на спекулятивные цели.
Ситуация 90-х гг. радикально отличается от других периодов тем, что мир стал однополярным во главе с США. Огромные государственные долги не позволяют государствам самостоятельно принимать решения по трансформации своих стратегий развития. Благодаря концентрации капиталов в руках крупных финансовых магнатов, росту государственного долга и либерализации национальных финансовых рынков, кризис может быть легко вызван на любом национальном рынке, если это потребуют интересы укрепления однополярного мира.
В начале 90-х гг. частный капитал бурно потек в развивающиеся страны. В 1997 г. он достиг своего максимума в 300 млрд. долл., а развитие финансовых спекуляций увеличило внешнюю задолженность развивающихся стран до 1,5 трлн. долл. После кризиса в странах Юго-Восточной Азии вырос спрос на доллары США. Фондовые биржи и рынки облигаций изменили полярность своих операций: поток капиталов из развивающихся стран стал значительно превышать поток капиталов, направляемый в развивающиеся страны. В 2001 г. поток частных капиталов в развивающиеся страны составил лишь 150 млрд. долл., что вызвало кризис в Турции и Аргентине.
|
Любой кризис мировой валютно-финансовой системы наносит вред, прежде всего, странам с более слабой экономикой, но последствия от этого из-за торговых и финансовых связей отражаются и на других странах. Согласно данным ОЭСР, финансовый кризис в Азии снизил темпы экономического роста в 1998 г. в США на 0,7 %, в странах ЕС - на 0,8% и наиболее резко в странах Азии - на 1,4%. Вначале такой ход событий укреплял позиции США, как лидирующей державы. В ежегодном обращении к нации в январе 1998 г. Клинтон сообщил, что ни одна страна Запада не имеет таких высоких темпов экономического роста, как США, и что страна достигла самого низкого уровня безработицы за четверть века и темпов инфляции за последние тридцать лет. Однако данные о замедлении темпов экономического роста США во втором квартале 1998 г. до 1,4 % по сравнению с 5,5 % в первом квартале уже несли предостережение о «перегреве» экономики США и начале спада.
Удорожание доллара, вызвавшее приток капиталов в США, усугубило экономические проблемы страны, связанные с диспропорциональностью развития национальной экономики. За возвращением спекулятивного капитала на родину может последовать насильственное «причесывание» финансовых и материальных потоков, т.е. репатриация эпицентра глобального кризиса в США. Для недопущения повторения «бума» конца 20-х гг., вызвавшего великий кризис, и поддержки стабильности доллара, США были вынуждены проводить дефляцию что, учитывая подешевевший в результате кризиса экспорт товаров из Азии, способствовало свертыванию производства и росту безработицы в США, чем объясняется резкий рост внешнеторгового дефицита и дефицита платежного баланса по текущим операциям. Им пришлось взять на себя основную нагрузку по поддержанию мирового конечного спроса. Приток капитала, оплачивающего высокое потребление в США, обеспечили иностранные инвесторы. США ужесточили монетарную политику, что явилось одной из причин замедления темпов роста ВВП в 1999 гг.
|
После пика фондового бума в марте 2000 г. американский фондовый рынок к весне 2001 г. потерял более 5 трлн. долл., что составило примерно половину стоимости товаров и услуг, произведенных в США в 2000 г. Обвал цен на акции технологических компаний привел к их распродаже и сокращению персонала. Фондовый рынок «новой экономики» оказался «дутым». Стагнация промышленного производства в США сменилась его спадом, а реальная эффективность капитальных вложений в США снизилась с 7% в 1997 г. до 4% в 2001 г.
Маневров у США осталось немного. Повышение процентных ставок лишь усугубит глобальный кризис. После финансовой стабилизации им нужна инфляция для оживления производства. Предстоящая смена фаз циклического развития проявилась в выборном кризисе США в ноябре 2000 г. Идеи продолжения финансовой стабилизации поддерживала Демократическая партия, а переход к инфляционной фазе развития – Республиканская партия, сохраняющая традиции изоляционизма.
Для инфляции характерны дешевые кредитные деньги. Ставка рефинансирования ФРС в течение 2001 г. 11-кратно снижалась и достигла 1,75%, оказавшись самой низкой за последние 40 лет. В результате стоимость потребительских кредитов упала с 5,15% в течение 2001 г. до 2 % в 4 квартале. Наблюдается чрезмерный рост заработной платы. Так как в 2001 г. по плану Буша налоговую нагрузку сократили, то потребительские расходы продолжают расти.
|
Выход США из договора по противоракетной обороне (ПРО) для создания НПРО позволит США стать абсолютным лидером в производстве новых технологий с огромным отрывом от других стран. После трагических событий 11 сентября 2001 г. Буш получил нужный кредит доверия от нации для одобрения военных программ. С октября по декабрь 2001 г. на военные цели выделено в 3 раза больше, чем с июля по сентябрь. Рост государственных расходов на военные цели не только вытаскивает экономику из кризиса, но и создает условия для значительного технологического отрыва от других стран. Уже в марте 2002 г. США вышли из рецессии (замедления темпов роста). Их промышленное производство выросло в январе на 0,2%, в феврале и марте – на 0,4%. Такой рост промышленного производства за три месяца подряд не наблюдался с августа 2000 г.
Однако капитальные вложения в последнем квартале 2001 г. из-за сокращения корпоративных прибылей сократились на 11% и согласно прогнозам будут падать. Остается высоким уровень безработицы в США. По данным ОЭСР он вырастет в 2002 г. до 6,2%, что окажет негативное влияние на потребительский спрос, а потребление в США составляет 2/3 объема ВВП. Прогнозируется, что в 2002 г. рост ВВП США составит лишь 0,7%, а в 2003 г. ожидается экономический рост на уровне 3,8%. Такой рост, по-видимому, будет связан с удешевлением доллара в связи с ростом цен на нефть и введением протекционизма.
Практика развития глобализации показывает, что смена фазы циклического развития мировой экономики предполагает очередной нефтяной шок. Более 20% мирового потребления нефти приходятся на США, которые с 1999 г. более чем наполовину зависят от зарубежных поставок нефти. По прогнозам ОЭСР цены на нефть будут расти. В 2002 г. средняя цена барреля должна составить 22 долл., а в 2003 г. – 25 долл. долл. Независимые производители, включая Россию, долго не шли на требования ОПЕК ограничить поставки нефти на мировой рынок. Возможная война США против Ирака, объявившего о возможности прекращения поставок нефти, вызовет еще больший рост цен на нефть, что, в связи с ростом акцизов на энергоносители в США, дополнительно пополнит доходы их бюджета.
Запуск инфляции, как правило, сопровождается протекционизмом. США для защиты своей металлургии ввели дополнительные пошлины на импорт стали. В ответ ЕС объявил, что может ввести ответные ограничения, и подал иск в арбитражный суд ВТО о признании протекционизма несоответствующим принципам свободной торговли. К нему присоединились другие торговые партнеры США - Япония, Южная Корея и Швейцария. О возможной подаче в суд предупредил и Китай.
Сегодня доллар обслуживает около половины мировых расчетов при доле США в мировом экспорте в 15%. В рамках нынешней стратегии циклического развития мировой экономики коррекция его курса для обеспечения экономического роста США будет вести к «взрыву» сложившейся международной финансовой системы и опять-таки репатриации эпицентра глобального кризиса в США. Оттяжку кризиса дает «согласие» других государств продолжать дефляцию, что будет означать применение к ним валютного демпинга со стороны США и не может длиться бесконечно. Для контроля над будущими нестабильными регионами основываются новые военные базы США. «Мирным» разрешением кризиса для США станет трансформация корпоративной стратегии в социально эффективную стратегию.
Учитывая последствия глобального кризиса для США, может создаться впечатление, что страны ЕС усилят свои позиции в мировой экономике, благодаря переходу к платежным расчетам в «евро». Однако вариант сильного евро представляется малоперспективным. Положенные в основу либеральные принципы конвергенции заставляют страны ЕС проводить дефляцию за счет роста налогообложения и сокращения расходов, следствием чего являются низкие темпы экономического роста и рост безработицы. Существуют серьезные проблемы согласования интересов разных «по силе» государств ЕС. Из-за высокого уровня безработицы вызывает опасения членство в союзе Италии и Франции.
До середины 1998 г. экономический рост стран ЕС поддерживался в основном за счет расширения экспорта. Азиатский и российский кризисы оказали негативное воздействие на темпы экономического роста в странах зоны евро. Проведение мер конвергенции уменьшило отрицательное воздействие внешних факторов на страны ЕС. Со второй половины 1998 г. более существенную роль для стран ЕС приобретает рост валовых вложений в основной капитал промышленных предприятий. Темпы роста валовых вложений в основной капитал в странах ЕС увеличились до 5% в 1998 г. против 2,7% в 1997 г.
В группе «семи» отрицательные приросты ВВП наблюдаются у Японии, наиболее «потерпевшей» из-за кризиса в странах Юго-Восточной Азии, тесно связанных с японским капиталом. Темпы роста валовых вложений в основной капитал Японии уменьшались в течение 1997 г. – на 3,5%, в 1998 г. – на 7,2%. Самые высокие темпы экономического роста наблюдаются у Китая. Возможно введение единой азиатской валюты (юаня или союза юаня и иены), обслуживающей дефляционную фазу развития региона (АТР).
Сегодня основной проблемой глобализации является растущая пропасть между развитыми и развивающимися странами. Характерно то, что европейские страны тратят больше на помощь беднейшим странам, нежели США. Всемирный банк считает, что для повышения безопасности во всем мире помощь бедным странам в ближайшие пять лет должна возрасти в 2 раза – до 100 млрд. долл. Однако никакая помощь, никакие крупные инвестиционные проекты не могут преодолеть корневые причины глобального кризиса, кроющиеся в цикличности развития.
Необходимость учета долгосрочных последствий текущей экономической политики, регулирующей развитие российской экономики, была осознана в стране 2 года назад, когда возник Центр стратегических разработок, тесно работающий с Минэкономразвития. Несмотря на его работу, руководство страны обеспокоено приближением 2003 г. в связи с нарастанием следующих угроз российской экономике:
- разрушение глобальной стратегической стабильности и эскалация действий международного терроризма;
- старение отечественных производственных фондов и расширение зоны техногенных катастроф;
- рост выплат по государственному долгу, зависимости от мировых цен на нефть и падение реальной платежеспособности национальной валюты;
- рост социальной напряженности (снижение уровня обеспеченности россиян материальными и культурными благами, уровня экологической и национальной безопасности).
Приходится признать, что глобализация, направляемая международными экономическими организациями (в первую очередь МВФ и Мировым банком) с целью построения однополярного мира, вызвала не только роствзаимозависимости развития национальных экономик, но и усиление хаотичности в принятии решений этих организаций, что объективно ведет к разрушению глобальной стратегической стабильности. Задача ее восстановления значительно упрощается при переходе к многополярному миру, в котором крупным государствам (блокам государств) отводится принципиально новая роль – разработка и реализация национальных стратегий, нацеленных на цивилизованное развитие глобализации.
Учитывая ресурсный и интеллектуальный потенциал России, имеющей опыт разработок стратегического планирования, и ее тесные внешнеторговые связи с Германией, Японией и Китаем, то возможна совместная трансформация дефляционной стратегии ЕС, России и стран Азии в социально эффективную стратегию, что уменьшит потери нового евразийского блока от глобального кризиса и предотвратит катастрофу.
Краткие выводы
1. Страны ОПЕК, добившись контроля над ценообразованием, значительно увеличили мировые цены на нефть, что резко изменило платежные балансы всех стран мира. После первого нефтяного шока, вызвавшего скачок цен на энергоносители, в развитых странах наступил самый тяжелый после кризиса перепроизводства 1929 -1933 гг. экономический кризис 1974-1975 гг., при котором высокие темпы инфляции сопровождались спадом производства и большой безработицей.
2. Антикризисные меры, проводимые на основе кейнсианства, смешанного с монетаризмом, не могли преодолеть причины кризиса, кроющиеся в деятельности неподконтрольных государствам транснациональных корпораций (ТНК). Выход из кризиса обеспечил еврорынок. Используя его инструменты, страны – экспортеры капиталов, где в основном базируются ТНК, выступили в роли посредников, обеспечив перекачку нефтяных капиталов из стран – экспортеров нефти развивающимся странам – импортерам нефти, в результате чего резко возросла задолженность последних.
3. Дополнительным импульсом к развитию еврорынка стал переход к многовалютному стандарту с демонетизацией золота и рыночным определением плавающих валютных курсов. Его базой стали СПЗ, средневзвешенный курс которых исчисляется по методу валютной корзины набора валют ведущих стран. Так как рыночные курсы валют, на основе которых рассчитываются СПЗ, в свою очередь определяются по отношению к доллару США, то развитие пошло в направлении долларового стандарта.
4. Учеными Римского клуба, исследовавшими природу экономических кризисов и проблемы окружающей среды, было доказано, что периодические кризисы перепроизводства ведут к глобальной катастрофе. Для ее недопущения ТНК выбрал концепцию функционального суверенитета, предполагающую либерализацию мировой экономики с передачей части экономических функций государств международным организациям.
5. Во время кризисов усиливается спрос на доллары США. Для недопущения импорта инфляции через обесценивающиеся доллары страны ЕС в 1979 г. ввели европейскую валютную систему (ЕВС), организованную по принципу европейской валютной змеи. Ее базой стала европейская валютная единица (ЭКЮ), частично обеспеченная золотом. Принципы функционирования ЕС с передачей некоторых прав государств наднациональным органам усиливали позиции лидера - ФРГ за счет других стран ЕС.
6. Интеграционная деятельность ЕС усилила его конкурентоспособность по отношению к США, что проявилось во время второго нефтяного шока 1979 - 1980 гг., когда доля нефтедолларов, направляемая в США, снизилась по сравнению с ЕС. Для улучшения своего платежного баланса США взвинтили ставки за кредиты. Процентной гонке последовали страны ЕС. Монопольное повышение процентных ставок обеспечил диктат ТНК и скоординированная финансовая политика США и ЕС. В результате увеличилась доля неторговых платежей в международных расчетах, что определило большее влияние еврорынка на курсы валют по сравнению с торговыми балансами. Посредством передвижения «горячих денег» еврорынок стал способным вызвать валютный кризис в любой стране. Так как в международных расчетах всегда преобладают доллары США, то валютный кризис всегда используется в их пользу.
7. Политика высоких процентов помогла привлечь нефтедоллары для инвестирования экономики развитых стран. Разногласия стран, входящих в ОПЕК, помешали им выработать единую ценовую стратегию. Падение доходов повлекло их отказ от инвестиционных проектов. Диспропорциональность экономики, выразившаяся в отставании сельского хозяйства и в росте социального неравенства, заставила страны ОПЕК обратиться за займами на мировой рынок ссудных капиталов.
8. Кризис 1980 -1982 гг. знаменовал кризис стратегии государственного регулирования экономики, основанного на запуске умеренной инфляции. Выбор был сделан в пользу монетаризма, который рассматривает мир как «единую мастерскую» с гибкими товарными ценами и валютными курсами, обеспечивающими экономическое равновесие. Вмешательство государства в экономику признается в области денежно-кредитной политики и институциональных преобразований. Поскольку прирост денежной массы в обращении зависит от прироста золотовалютных резервов государства и, прежде всего, от перспектив получения им займов на еврорынке, то практическая реализация рекомендаций монетаризма означает усиление власти ТНК в экономике всех государств для построения однополярного мира.
9. США первыми из стран приняли меры к дерегулированию национального финансового рынка, чтобы сделать его конкурентоспособным с еврорынком. К евродолларам стали относить всю массу долларов, используемых для депозитно-ссудных операций во всех странах, включая США. Для повышения своей конкурентоспособности европейские финансовые центры устремились к либерализации своих финансовых рынков, что обеспечило к началу 90-х гг. их финансовую интеграцию с еврорынком. Гигантский импорт капитала для финансирования бюджетного дефицита США, спекуляция недвижимостью, рост задолженности стран Латинской Америки, частных лиц по кредитным карточкам и промышленного сектора развитых стран привели к тому, что ножницы между реальной экономикой и раздутыми финансами раскрылись до уровня, положившего начало депрессии 90-х гг.
10. Для противостояния гегемонии США страны Западной Европы решили создать экономический и валютный союз (ЕВС) с единой общеевропейской валютой «евро». Чтобы вызвать доверие к евро, Маахстриктское соглашение предусматривает выполнение странами, претендующими на членство ЕВС, критериев конвергенции, а, по сути, проведение ими дефляционной политики.
11. Повышение процентных ставок еврорынка, «съедающее» поступления от экспорта, вызвало в 80-х гг. кризис неплатежеспособности развивающихся стран и смену в них курса индустриализации на открытость экономики для иностранных инвесторов. Вывоз капитала регулируется МВФ и Всемирным банком, жесткость условий которых тем выше, чем больше задолженность страны. Так как доллары служат залогом для многочисленного выпуска денег в других странах, то для удовлетворения растущего на них спроса платежный баланс США имеет дефицит, являющийся источником мировой инфляции. Получая займы, развивающиеся страны проводят политику финансовой стабилизации, ведущую к росту внешней задолженности и к новым заимствованиям под условия либерализации движения товаров и капиталов и распродажи национального богатства инвесторам. Происходит усиление главенствующей роли США в организации мировой экономики, сопровождаемое повсеместно ростом социального расслоения.
12. Для противостояния ТНК развивающиеся страны объединяются в региональные валютные группировки. Однако их объединение с целью создания зоны свободного движения товаров, капиталов и услуг для стран-членов и привлечения иностранных инвестиций лишь усиливает зависимость от развитых стран.
13. В 80-х гг. СССР продолжил эксперименты с нормативным распределением прибыли и институциональными преобразованиями экономики. Тенденция увеличения разрыва между темпами роста заработной платы и производительности труда, ведущая к росту спекуляций и очередей дополнилась тенденцией роста товарооборота с развитыми странами с ухудшением сальдо торговых взаиморасчетов с ними. Страна все более превращалась в сырьевой придаток мировой экономики, зависящий от мировых цен на нефть, импорта оборудования и продовольствия. В условиях ухудшения конъюнктуры на мировом рынке нефти и отсутствия в стране Центра разработки социально эффективной стратегии, власть обратилась за помощью в МВФ. Началась трансформация централизованного управления отечественными инвестициями в пользу привлечения иностранных инвестиций, что нанесло последний удар по стратегическому преимуществу СССР в конкурентной борьбе с США и, в конечном счете, развалу супердержавы. Условия выделения помощи государствам СНГ, образовавшимся на месте СССР, определяемые МВФ и Всемирный банк, содействовали трансформации их стратегий в долговые, поставившие под угрозу безопасность этих государств.
13. Альтернативой для стран-членов СЭВ был выход на социально эффективную стратегию развития, допускающую все формы собственности, эффективно работающие на устойчивый рост реальной платежеспособности национальной валюты. Однако все реформы, проводимые в них под флагом демократизации партийной номенклатурой, усиливали стихийную организацию, а с ней и бюрократизацию экономики. Росли темпы инфляции и внешняя задолженность стран. В конце концов, произошло накопление критических условий для развала СЭВ и перехода его стран к финансовой стабилизации. Так как власть, раскрутившая высокие темпы инфляции, потеряла кредит доверия у граждан, то переход к финансовой стабилизации был осуществлен с помощью МВФ, потребовавших проведения жесткой денежно-кредитной политики с замораживанием заработной платы и открытием экономики для иностранных инвесторов.
14. Выросший к 90-м гг. государственный долг более не дает государствам возможностей для маневра экономическими ресурсами. Отсрочку кризиса мировой экономики дал экономический кризис в Восточной Европе и СССР. Политика дефляции в развитых странах сопровождается низкими темпами экономического роста, снижением инвестиционной активности и ростом безработицы. Состояние платежного баланса США продолжает ухудшаться. Все более обостряется проблема безработицы для стран ЕС. Общепринятая оценка выхода Японии из экономического спада в долгосрочной перспективе - пессимистическая. Власти развивающихся стран смирились с быстрорастущей зависимостью национальных экономик от краткосрочного, в основном спекулятивного капитала, ведущей к периодическим региональным кризисам, усиливающим влияние США в регионах.
15. Большие надежды мировое сообщество связывает с высокими темпами экономического роста Китая. Однако быстрый рост сопровождается усилением диспропорциональности экономики Китая, высокими темпами инфляции и растущей внешней задолженностью, ведущей в, конечном счете, к его зависимости от ТНК.
16. Для всех стран с трансформируемой экономикой характерно стремление к привлечению иностранных инвестиций и отсутствие собственной стратегии развития, что, учитывая растущую финансовую нестабильность в мировой экономике, делает эти страны «заложниками» глобализации.
17. Дефолт России в 1998 г. объясняется реализацией ею долговой стратегии и ухудшением платежного баланса по текущим операциям. Растет диспропорциональность экономики и зависимость ее от движения иностранных инвестиций. Не имея представлений о социально эффективной стратегии развития, и, следовательно, качественного инструментария для прогнозирования развития российской экономики, Правительство вынуждено продолжать институциональные преобразования экономики и обращаться к внешним заимствованиям при ухудшении конъюнктуры на мировых рынках нефти. Благодаря высоким мировым ценам на нефть России удалось быстро вернуться в фазу финансовой стабилизации, сопровождаемую низкими темпами экономического роста, низкой инвестиционной активностью, растущей безработицей и закреплением ее сырьевой ориентации в мировой экономике. Цивилизованное вступление России в ВТО предполагает трансформацию ее корпоративной стратегии в социально эффективную стратегию.
18. Ситуация 90-х гг. радикально отличается от других периодов тем, что мир стал однополярным во главе с США. В 1997 г. частный капитал, направляющийся в развивающиеся страны, достиг своего максимума. После кризиса в странах Юго-Восточной Азии вырос спрос на доллары, и поток капиталов из развивающихся стран стал значительно превышать поток капиталов, направляемый в них. Диспропорциональное развитие экономики США и возвращение спекулятивного капитала на родину может повлечь репатриацию эпицентра глобального кризиса в США. Для его недопущения США были вынуждены проводить дефляцию, что способствовало свертыванию производства, росту безработицы и дефицита платежного баланса по текущим операциям. После пика фондового бума стагнация промышленного производства в США сменилась его спадом. Для оживления производства США нужна инфляция. Для этого США значительно снизили ставку рефинансирования ФРС и увеличили военные расходы на создание НПРО.
19. Практика развития глобализации показывает, что смена фазы циклического развития мировой экономики предполагает очередной нефтяной шок Возможная война США против Ирака, объявившего о возможности прекращения поставок нефти, вызовет еще больший рост цен на нефть, что, в связи с ростом акцизов на энергоносители в США, дополнительно пополнит доходы их бюджета. Запуск инфляции, как правило, сопровождается протекционизмом. Коррекция курса доллара и протекционизм ведут к «взрыву» сложившейся международной финансовой системы с репатриацией эпицентра кризиса в США. Его оттяжку дает «согласие» других государств продолжать дефляцию, что будет означать применение к ним валютного демпинга со стороны США и не может длиться бесконечно. Для контроля над будущими нестабильными регионами основываются новые военные базы США. «Мирным» разрешением кризиса для США станет трансформация корпоративной стратегии в социально эффективную стратегию.
20. Учитывая последствия глобального кризиса для США, может создаться впечатление, что страны ЕС усилят свои позиции в мировой экономике, благодаря переходу к платежным расчетам в «евро». Однако положенные в основу дефляционные принципы конвергенции ведут к высокому уровня безработицы в этих странах. Введение единой азиатской валюты (юаня или союза юаня и иены) также будет обслуживать дефляционную фазу развития азиатско-тихоокеанского региона (АТР).
21. Сегодня основной проблемой глобализации является растущая пропасть между развитыми и развивающимися странами, защита окружающей среды. Рост помощи бедным странам, крупные инвестиционные проекты не могут преодолеть корневые причины глобального кризиса, кроющиеся в цикличности развития. Построение однополярного мира вызвало не только рост взаимозависимости развития национальных экономик, но и усиление хаотичности в принятии решений международных экономических организаций, ведущей к разрушению стратегической стабильности. Задача ее восстановления значительно упрощается при переходе к многополярному миру, в котором крупным государствам (блокам государств) отводится принципиально новая роль – разработка и реализация социально эффективных стратегий, нацеленных на цивилизованное развитие глобализации.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. АСЕАН в системе международных экономических отношений. М.: Наука. 1994.
2. Барр Р. Политическая экономия. М.: Международные отношения. 1995.
3. Бартенев С.А. История экономических учений. М.: ЮРИСТЪ, 2002.
4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. ДЕЛО ЛТД, 1994.
5. Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность России (проблемы и перспективы). М.: Экономика. 1997.
6. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 1996.
7. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. М.: Финансы и статистика. 1996.
8. Быков П. Похищение Евро// Эксперт. 1998. № 29.
9. Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1998.
10. Ведута Е.Н. Новый курс для России. // Обозреватель- Observer. 1998. №№ 4, 6, 7.
11. Ведута Е.Н. Об экономической политике правительства РФ на 1997 г. (краткие заметки на полях прогноза) // Обозреватель- Observer. 1996..№ 10-12
12. Ведута Е.Н. По чужим моделям. //Обозреватель- Observer. 1994. № 1(35).
13. Ведута Е.Н. Экономическая безопасность Российской Федерации. М.: Издание Государственной Думы. 1997.
14. Ведута Е.Н. Экспертиза Послания Президента на 1998 г. и Постановления Правительства // Обозреватель- Observer. 1998. №5.
15. Ведута Е.Н. Экспертиза проекта Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 г. и представленных с ним документов. //Обозреватель- Observer. 1997. № 11.
16. Ведута Н.И. Социально эффективная экономика М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1999.
17. Вербицкий С.И. Япония в поисках новой роли в мировой политике. М.: Наука. 1992.
18. Гэлбрейт Джон К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс. 1979.
19. Вускович П. Чили: растет цена экономического чуда. / /Альтернативы. 1993. № 3.
20. Глазьев С. “Центральный банк против промышленности России “ /Аналитическая записка в Государственную Думу. 1998.
21. Государственные финансы: из опыта индустриально развитых стран./ Под ред. Осадчей И. М.: ИМЭМО. 1995.
22. Гумилевский А, Максимов В, Шишков А. Экономика Южной Кореи: опыт структурной перестройки. // Внешняя торговля. 1996. № 3.
23. Давыдов О. Присоединение России к ГАТТ/ВТО - новый этап в освоении мировых рынков / /Внешняя торговля. 1996. № 1-2.
24. Дак Ву Нам. Опыт экономического развития республики Корея в условиях рыночной системы. // Экономика и математические методы. 1991. т.27. № 4.
25. Другов А. Индонезия. Центросиловой фактор в регионе. //Азия и Африка сегодня. 1997, № 9.
26. Дэниелс Д, Радеба Л. Международный бизнес. М.: Дело, 1994.
27. Железняк А., Нутенко Л. Бразилия: финансовая стабилизация - исходный рубеж экономических реформ. // Бизнес и банки. 1997, № 15.
28. Индия - наш деловой партнер. // КОРИНФ. 1997, № 20.
29. Калмыков Ю. Как регулируется рынок во Франции// Экономика и жизнь. 1990, № 23.
30. Китай. Факты и цифры (1997)./ Редакция еженедельника “Бэйцзин чжоубао”. Пекин: Издательство СИНЬСИН. 1997.
31. Кондрашова Л. Уроки мексиканского кризиса //Латинская Америка. 1996, № 3.
32. Корнаи Я. Путь к свободной экономике. М.: Экономика. 1990.
33. Крацев В. Экономика и внешняя торговля Болгарии в 1996 г. //Внешняя торговля. 1997. № 4 - 6.
34. Кругман И., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. М.: Экономический факультет МГУ. ЮНИТИ. 1997.
35. Ку Бон Хо. Экономика Кореи: структурное урегулирование в целях экономического роста // Экономика и математические методы. 1991. т.27, № 4.
36. Ларуш Л. Перспективы возрождения народного хозяйства России. // Шиллеровский институт науки и культуры. 1995. № 5.
37. Лейно К. Куба в контексте карибской экономической интеграции: аутсайдер или полноправный участник // Латинская Америка. 1995. № 1.
38. Лейно К. Куба и перспективы ее участия в региональных проектах. //Латинская Америка. 1997. № 3.
39. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Издательство политической литературы, 1990.
40. Либиг М. Китайская модель. // Бюллетень Шиллеровского Института в Москве. 1993. № 2.
41. Либиг М. Упадок мировой экономики. // Бюллетень Шиллеровского Института в Москве. 1993. № 2.
42. Лиз К. Тэтчеризм: Миф и реальность.// Альтернативы. 1993. № 3.
43. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Прогресс Универс. 1992.
44. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения /Под ред. Л. Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 1994.
45. Международные финансовые рынки. Новосибирск: ЭКОР, 1995.
46. Международные сопоставления валового внутреннего продукта за 1993 год. М.: Госкомстат России. 1996.
47. Международные финансовые рынки. Новосибирск: ЭКОР. 1995.
48. Международный Валютный Фонд. Статьи соглашения Международного Валютного Фонда. Вашингтон, округ Колумбия. США, 1994.
49. Меньшиков С. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М.: Международные отношения. 1996.
50. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. Второй этап. М.: Министерство социальной защиты населения РФ и Госкомстат РФ. 1996.
51. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический сборник. М.: Финансы и статистика, 1987.
52. Мэнкью Н. Грегори. Макроэкономика. М.: МГУ. 1994.
53. Национальные счета России в 1989 - 1994 гг. /Госкомстат России. М.: 1995.
54. Отчет о мировом развитии 1997. Государство в меняющемся мире. / Всемирный банк. 1997.
55. Парканский А. Вашингтон - Токио: новая тактика в торговой войне // Япония сегодня. 1994. № 9.
56. Пебро М. Международные, экономические, валютные и финансовые отношения. М.: Прогресс Универс., 1994.
57. Петров А. Экономика США после катастрофы. /Наука и промышленность России, № 5 (61), май 2002.
58. Петраков Н., Перламутров В. Россия - зона экономической катастрофы // Вопросы экономики. 1996. № 3.
59. Петраков Н. Русская рулетка. Экономический эксперимент ценою 150 млн. жизней. М.: Экономика. 1998.
60. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения. 1993.
61. Послание Президента Федеральному Собранию «Общими силами - к подъему России». М. 1998.
62. Программа расширенного финансирования (ESAF), принятая Российской Федерацией в рамках ее взаимоотношений с МВФ./ Международный Валютный Фонд. Российская Федерация. 1996.
63. Программные принципы возрождения экономики /Под руководством Ведута Е.Н. // Обозреватель - Observer. 1993. № 10 (14)
64. Романова З. Бразилия: опыт перестройки. // Мировая экономика и международные экономические отношения. 1996. № 1.
65. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник./ М.: Госкомстат России, 2001.
66. Россия в меняющемся мире. М.: Институт экономического анализа. 1997.
67. Самуэльсон П. Экономика. М.: НПО АЛГОН, ВНИИСИ, 1992.
68. Сиджански Д. Федералистское будущее Европы. М.: Российский государственный университет. 1998.
69. Стратегия реформирования экономики России (аналитический доклад института экономики РАН) // Вопросы экономики. 1996. № 3.
70. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М.: Финансы и статистика, 1996.
71. Теория и практика экономических реформ. Доклад ЦЭМИ РАН. Москва. 1993.
72. Финансово-кредитный словарь. М.: Финансы и статистика, 1984.
73. Хэррис Дж.Мэнвилл. Международные финансы. М.: Филинъ. 1996.
74. Хюн-Сик Ким. Региональная политика и благосостояние: южнокорейский опыт. // Экономика и математические методы. 1991. т.27. № 4.
75. Цыганов Ю. Экономика КНР: успехи и проблемы развития. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 5.
76. Шаванс Б. Экономические реформы в Восточной Европе 50-90 годы. М.: Текст-Мастер. 1994.
77. Шреплер Ханс - Альбрехт. Международные организации: Справочник. М.: Международные отношения. 1995.
78. Экономика: свобода и солидарность/ Н.П.Федоренко, Г.К.Гофман, В. Е. Дементьев. М.: Наука, 1991.
79. Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947 - 1987). М.: Наука. 1989.
80. Эксперт, №13, 1.04.2002.
81. Юссон М. Десятилетие либерализма: углубление социальных контрастов? // Альтернативы. 1993. № 3.
82. М. Adler. Mexico’s devalution: the beginnig, not the end of its problems //The Columbia Jornal of World Business,1995.
83. Cairncross Alec. The British Economy since 1945/Economic Policy and Performance, 1945 -1990. Oxford UK & Cambridge. Blackwell, 1992.
84. Castaneda. J.S. Mexico’s circle of misery //Foreign Affairs. 1996, july/ august,1996.
85. Gilbody J. The UK Monetary & Financial System. London and New York, Routledge,1988.
86. М.Adler. Mexico’s devalution: the beginnig, not the end of its problems //The Columbia Jornal of World Business. 1995. spring.
87. Bill Jones and Kavanagh Dennis. British Politics Today. Мanchester University Press. 1987.
88. Cairncross Alec. The British Economy since 1945/ Economic Policy and Performance, 1945 -1990.. Oxford UK & Cambridge. Blackwell. 1992.
89. Carrasco L. Real plan monetary reform leaves Brasil in a two -year -long coma. //EIR. 1996. № 32.
90. Castaneda. J.S.Mexico’s circle of misery / /Foreign Affairs. 1996. july/ august 1996.
91. Engdahl W. Europian financial elite prepares anti-dollar move. // EIR. September 20.