Город со сложной судьбой




СТО ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ТОЛЬЯТТИ - ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО?

Рецензия на новую художественную краеведческую книгу после презентации в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» ее электронной версии

Тольятти… Город заводов и фабрик, дворцов спорта и библиотек, университетов и частных домов, широких проспектов и узких лесных троп. Таков наш город в стихах и прозе.

27 января 2022 года в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» состоялась презентация новой краеведческой книги - «Антология текстов о Тольятти: 100 произведений о городе» (Тольятти, 2022.- 220с.).

Антология представляет собой сборник лучших произведений о Тольятти, написанных за последние 30 постсоветских лет, с 1991 по 2021 год. Составил ее Сергей Сумин поэт, прозаики литературный критик. Родился он в 1973 году. По образованию – филолог, автор книг стихов и прозы «Письмена листвы», «Слова и мёд» и «Метаморфозис». Организатор ежегодных фестивалей поэзии Поволжья. Стихи и короткая проза Сергея Сумина публиковались в 25-ти российских журналах, в Германии, Казахстане и Украине.

В «Фолианте» презентация электронной версии новой антологии прошла с участием Сергея Пиденко, поэта, прозаика, критика и барда, который принимал непосредственное участие в ее создании: осуществлял верстку, готовил макет.

Родился Сергей Викторович на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае, в 1960 году. В армии служил в Казахстане, долгое время жил в Белоруссии. Печатался в белорусских и российских журналах и альманахах. Издал две книги белорусских русскоязычных авторов. Руководил клубом авторской песни «Бардовская среда». Выпустил в свет аудиоальбом «Зимний сад» (2007) и книгу «Прогулки по крепостной стене» (2014). Живёт в Тольятти.

Кто из писателей Тольятти постиг его суть, его границы? Можно ли найти вдохновение в провинциальном городе? Есть ли смысл уезжать в громадные мегаполисы, чтобы выразить себя? На все эти вопросы, представляя читателям библиотеки творчество молодых (и не очень) авторов новой краеведческой антологии, наш гость дал исчерпывающие ответы.

По содержанию антология поделена на две части - поэтическую и прозаическую. Причем авторы выстроены необидно - по алфавиту фамилий.

Поэтическая часть представлена творчеством Людвига Анохина и Андрея Стеценко (Айвенго), Олега Березина и Галины Булатовой, Вадима Гнатовского и Елены Грачевой, Сергея Груднева и Евгения Калашникова, Елены Каревой и Максима Котомцева, Андрея Князева и Елены Кочевой, Семена Краснова и Лады Дождь, Михаила Лёзина и Игоря Мельникова, Романа Полуэктова и Натальи Прилепо, Нины Рябининой и Александра Тененбаума, Елены Шустровой и Вячеслава Трошина, Сергея Щелокова и других авторов.

В прозаическую часть вошли произведения Дмитрия Перегудова и Татьяны Гоголевич, Александра Тененбаума и Родиона Родионова, Вадима Гнатовского и Андрея Князева, Вячеслава Трошина и Марии Ченцовой, а также юмористический, заряжающий оптимизмом, очерк Сергея Пиденко о путешествиях на катамаране, написанный в духе Джерома Клапки Джерома.

Для библиотекаря особая ценность книги - в ее критическом разделе, которому отведено целых 27(!) страниц. Прекрасные, глубокие статьи написаны Сергеем Быковым, социальным психологом, историком культуры и искусства, профессором ТГУ; Георгием Квантришвили самарским поэтом и исследователем края; Ольгой Паршиной, кандидатом филологических наук, доцентом, заведующий кафедрой русского языка, литературы и лингвокриминалистики ТГУ; Любовью Черняевой, психологом, искусствоведом, куратором проекта «Культурная картография», а также Николаем Ерещенко, студентом-журналистом ТГУ.

Литературоведческие эссе о творчестве собратьев по перу, представленные поэтами Виктором Стрельцом и Еленой Каревой, Марией Ченцовой и Сергеем Пиденко, читаются как добротная художественная литература. На фоне маститых авторов совсем неплохо выглядят критические заметки Антона Давыденко, студента - филолога ТГУ; Юлии Панферовой и Виктории Симанской, учениц 11 класса с/ш №93 и с/ш №51.

Сергей Сумин – составитель, редактор и автор предисловия. Он также является одним из авторов сборника. В этом нет ничего криминального: кому же еще составлять антологии, как не участнику литературного процесса?

Художественным оформлением антологии занималась художница Мария Тарадова. Ее чудесные рисунки наши читатели рассматривали с особым удовольствием.

Из типографии книга выйдет в феврале, пока она существует только в электронном виде. Тираж небольшой, всего 200 экземпляров, но достаточный для того, чтобы один экземпляр попал в каждую городскую библиотеку.

Город со сложной судьбой

 

Крупным городом Тольятти стал лишь в начале 70-х годов прошлого века, а к концу 70-х подпрыгнул до полмиллионника. Реанимация провинциального городка была связана с глобальными проектами советской индустрии. Сначала - строительством Волжской ГЭС, в ходе которого над исторической частью волжского Ставрополя сомкнулись волны Жигулёвского моря, затем - строительством и запуском АвтоВАЗа. Имя Ставрополь - на - Волге, которое город носил 227 лет, сменилось на Тольятти. Каждое из обретений сопровождалось ощутимыми потерями.

Последующие 50 с лишним лет начались с чистого листа: новое имя, новые улицы, новые, - в большинстве своём, - жители...

- Впрочем, моментально воскрылясь, - пишет в антологии Георгий Квантришвили - город почти так же молниеносно впал в ступор. Последнее сорокалетие - период топтания на месте… да что там, положа руку на сердце, прямого упадка. Хронологический срез произведений, вошедших в антологию, – завершающее тридцатилетие подзатянувшегося безвременья.

Каким эмоциям подвержены писатели на корабле, попавшем в штиль и не сегодня-завтра грозящемся дать течь? Кто-то, испытывая эмпатию к жертвам обстоятельств впадает в тоску.

 

Спесивый город Автоград,

Нетронутый рукой Растрелли -

Степной поволжский Фаринелли –

Торгово-денежный кастрат.

(Семен Краснов)

Родился поэт в Ставрополе- на- Волге в 1962 году и всю жизнь живёт в этом городе. Член Союза писателей России. Окончил Тольяттинский политехнический институт. Учился в Литературном институте имени Горького. Семен Васильевич - автор книг «Писатели и Ставрополь- на- Волге», «Поэты в Ставрополе- на -Волге», «Поэтический путеводитель по Тольятти» и др. Печатался в антологиях, журналах, коллективных сборника).

 

Здесь с каждым днём все меньше становится лиц,

Все больше звериных ликов в защитном оскале.

(Елена Грачева)

Родилась в поэтесса в 1986 году. Окончила ПВГУС по специальности «Экономика и управление». Публиковалась в альманахе «Графит». Автор двух книг стихов.

 

***

Любовь, как подкидыш, игрушек не просит уже.

А грязные хроники – общенародные сказки.

Здесь сердце открыть, все равно, что пройтись в неглиже.

Дома на ветру, словно камни на острове Пасхи.

(Лада Дождь)

Родилась поэтесса в 1967 году. Окончила школу № 19. По образованию - бухгалтер и психолог. Автор нескольких тысяч стихотворений. Стихи пишет под псевдонимом, объединяет их в циклы от 10 до 30 стихотворений. В 2014 году вышла книга избранных стихотворений «Мегажизнь». Играет на виолончели. Живёт в Тольятти).

***

В глазах темно. На фоне снега,

Не заполняя пустоты,

Цветёт огнём рекламы Вега

Индустриальной красоты.

(Елена Карева)

Елена Карева - поэт, критик, переводчик. Родилась в 1962 году. Автор трёх стихотворных книг, а также многочисленных публикаций стихов и статей в журнале «Город». Живёт в Тольятти).

 

Кто-то из авторов антологии пытается не терять бодрости и надежды на спасение.

 

Жигули покрыты светлой дымкой,
Море окаймили кромкой зыбкой,
Обнимают горы остров Муравьиный –
Это край мой, край родной, любимый.

( Нина Рябинина)

 

***

Послушай, ладья из металла,

Летящая в светлый простор, –

Ты в море заката пылала

Как яркий, холодный костёр.

 

Послушай, легко и крылато

Скользящая в светлой дали, –

Не ты ли однажды куда-то

Меня увезёшь от земли?

(Игорь Мельников (1961-2011)).

Нина Михайловна Рябинина родилась 10 апреля 1951 г. в живописном уголке Украины, в селе Надлак, Кировоградской области. В Тольятти проживает с 1984 года. Десять лет работала на Волжском Автозаводе. Публиковалась в альманахе «Стрежень» в 2008–2021гг. и других изданиях.

Игорь Глебович Мельников родился в г. Уфа. В 1968 году вместе с семьёй переехал в г. Тольятти, где разворачивалось строительство Волжского автозавода. Здесь же началась и прошла его творческая жизнь. Автор поэтических книг: «Лица огней» (1996), «Звездолёт для одуванчика» (2002), «Забытый секрет мирозданья» (2011).

А кто-то из авторов сборника остаётся верным профессиональному долгу и сосредоточен на сугубо литературных задачах: «Жизнь коротка, искусство вечно».

 

Места силы

 

Районы, кварталы, жилые массивы живут воспоминаниями и фантазиями людей. Поэты, прозаики и художники понимают это как никто другой, поэтому всегда стараются увековечить их. Придают новые смыслы кирпичу и металлу, асфальту и дереву, наделяя их характером, мировоззрением и разумом. И неживое начинает жить!

Тольятти, сохраняя лик утопленника Ставрополя и новорождённого итальянца Тольятти, в какой-то мере тоже является «порталом», проникающим в воспоминания прошлого и отголоски настоящего. Но в каких местах заключена рассредоточенная сила города? Иногда ей и не нужно конкретного прибежища. на блуждает в самом его существе, каждом районе, бульваре или улице. Вот, например, как пишет Галина Булатова об улице Комзина в Тольятти:

 

В прибрежном обществе осин,

Подобен парусу на нефе,

Иван Васильевич Комзин

Увековечен в барельефе.

…Иван Васильевич Комзин

Громаден был не только ростом.

Те девять лет и девять зим

Дались ему совсем непросто.

Великий кормчий вёл вперёд,

Не ослабляя портупеи:

«Имей в виду, что Запад ждёт

Провала нашей эпопеи».

Пусть были жёстки времена

И строги будни ради блага,

Но всё ж любили Комзина

Рабочие Кунеевлага.

 

Галина Булатова родилась в Горьком (ныне Нижний Новгород), окончила Куйбышевский институт культуры (г. Самара). Работала в системе детских и школьных библиотек г. Тольятти. Публиковалась как поэт и переводчик. Член Союза российских писателей и Союза писателей Республики Татарстан. Живёт в Тольятти и Казани.

 

«Места силы» или вдохновения для каждого поэта индивидуальны.

 

А мы в Автоград въезжаем -

Город широких проспектов

И жмущих в плечах коридоров.

Город, где каждый камень –

В память штурмующих небо

Пламенных коммунаров,

Палачей и бандитов.

Улица славного Фрунзе -

Привет юнкерам из Крыма!

Улица Яши Свердлова -

Горячий привет казакам!

Поворот на Дзержинского -

Привет шпане и эсерам.

(Сергей Пиденко)

Некоторые авторы ищут исторические корни своего существования в мифах, легендах и былях Жигулей, в историях о затопленном городе Китеже. Теме затопления города посвящен рассказ Татьяны Гоголевич «На дне реки».

Родилась Татьяна Евгеньевна в 1962 году. Поэт, прозаик, член Союза писателей России и Союза российских писателей. Практикующий врач- психотерапевт, кандидат медицинских наук, действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

- В мои одиннадцать лет, - вспоминает Татьяна, - отец показал мне затопленный город Ставрополь, в котором начиналось и закончилось его детство. Когда мы порядочно отошли от берега, папа объяснил, куда мы идём, и я ожидала увидеть нечто вроде града Китежа. На самом деле все оказалось неожиданно просто: города не было. Хорошо сохранились только останки взорванного храма - по ним можно было установить его размеры, даже определить, где был вход. Храм запомнился мне грудой черепков, похожих на черепки битых глиняных горшков. Папа сказал, что за 18 лет Волга нанесла слой песка больше метра и то, что лежит черепками на поверхности, корнями уходит вглубь. Прошло несколько дней, гидроэлектростанцию починили, и Ставрополь опять ушёл под воду – теперь, быть может, навсегда.

Автозаводский район - еще одно «место силы». А, может быть, судя по стихам, совсем наоборот:

 

Отшумели маршрутки. Затихли заводы.

Задремал на стене таракан.

Я, обитатель Нового Города,

Крепкой рукою сжимаю стакан.

 

Мой город- фантастическое здание.

Город мой - стальной трос.

Мой город - не для прозябания.

Город мой не терпит пьяных слез.

(Андрей Князев).

Родился будущий поэт, прозаик и музыкант в 1972 году. По профессии – программист. Активный участник поэтической группы «Олимпийские игры». Публиковался в местной и столичной прессе. В 2002 году вышла в свет его книга избранной прозы «Хвост над водой». В 2016 году в библиотеке альманаха «Графит» издана авторский сборник избранных произведений.

 

Но самое большое и по-настоящему стихийное место силы Тольятти – это лес. Порой складывается ощущение, что это не город владеет лесом, а наоборот, лес поощряет авторов вдохновением и гневается пожарами на неугодные действия людей.

 

Опять весною пахнет в городе
И все февральские невзгоды
С ветрами злыми и суровыми
Весенней изгнаны погодой.
А вдоль дорог, печальной стражею,
Унылой сыростью чернея,
Сугробы, как на цепь посажены –
Не сыщешь в мире псов вернее.
Шрапнелью воробьи по дереву
Пальнули стаей всею, залпом.
В лесу и вовсе птиц немерено
И филин ухает за балкой.

(Сергей Грудев)

Родился поэт в 1973 году, окончил Самарский институт культуры по специальности «Режиссёр театра». Участвовал в нескольких творческих проектах в Тольятти, Самаре, Москве. В 2002 году вышла в свет книга его стихотворений «Предчувствие весны».

ВАЗ-работяга

Назвать ВАЗ «местом силы» будет, наверное, некорректно – ведь он выжимает все соки, а энергии не добавляет. Он - работяга, из последних сил пытающийся содержать семьи. Правильнее назвать его «стержнем», расположенным в самом сердце Тольятти. «Стержнем», закалённым судьбой и стоящим в основе города. Если бы АвтоВАЗ был человеком, он обязательно сказал бы: «кто не работает, тот не ест».

АвтоВАЗ и химзаводы – это «курицы, несущие золотые яйца для работников и жителей города». Такую метафору выдал один американский журналист, который приезжал на ВАЗ в 80-е годы прошлого века. Тольяттинцы тогда посчитали это большим преувеличением, западным, с левацким уклоном, пропагандистским клише. Через много лет, это утверждение как стереотип сознания, приобрело более понятный смысл.

- При капитализме устроиться в фирму с пожизненным наймом, - объясняет в антологии Сергей Быков, - гарантия занятости и выживания. На Западе такие условия даются немногим. Высокопоставленным банковским служащим, владеющим тайнами отъёма денег у населения, военным с погонами, всякой там гвардии. Им теперь, крайне неприятно, что с ними, бывает, и не продлевают контракты, увольняют как простых граждан, без выходного пособия и т.д.

Для моногородов единственное работающее предприятие - источник жизни при любых партиях и правительствах. Персонал ВАЗа «сократили» на 2/3. Французы ответили нам-таки за 1812-й год. Впрочем, эффективность управления ничуть не лучше, чем при советских коммунистах. Сейчас, правда, народ «голосует» по-другому: «утекает» с территорий, не заботящихся об их благополучии, особенно, в условиях всеобщего неблагополучия. Или свобода без вспомоществования, или рабство с маленьким кусочком хлеба с маслом. Выбирайте. Социальные лифты работают, и все дороги для вас открыты.

 

Что-то в Тольятти все же есть… Что?

 

…Возможно, кто-то скажет, что Тольятти - не самый лучший город на земле. Ему всего лишь 285 лет. Здесь мало архитектуры, о которой авторы почти не пишут, зато много бетона и стекла. Основной контингент составляют рабочие, служащие и торговый люд. В городе плохая экология: из-за отсутствия на химических предприятиях современных очистительных систем огромное количество выбросов попадает непосредственно в атмосферу, и значит, у людей обостряются аллергии и хронические заболевания. Нет достойных зарплат, мало театров, музеев, картинных галерей и мест для отдыха молодежи. Типичный провинциальный индустриальный город…

- На уровне улиц он, и правда, не слишком привлекателен, - считает составитель антологии Сергей Сумин. - Но если посмотреть глубже, то что-то в Тольятти все же есть. Что-то манящее - река Волга, уникальные Жигулевские горы, хвойный лес, гигантский автозавод, люди, его построившие… И еще что-то дикое…


Под Новый год на улице
Стоит большой мороз.
А в доме- шашлычок и коньячок.
И у подъезда пьяница,
В сугроб засунув нос,
Лежит обледенелым кирпичом.

Чудесный день! И праздничная лёгкость в голове,
И можно перед праздничком принять.
А то, что у подъезда замерзает человек,
То нам на это как-то наплевать.

Товарищи тольяттинцы!
Где наше сострадание?
Ведь самый горький пьяница -
Кусочек мироздания.

Товарищи тольяттинцы!
Родные мои люди…
Я знаю, мы спохватимся,
Да только поздно будет…

(Евгений Калашников)

Евгений Игоревич Калашников (1951-1997) - советский и российский поэт, автор-исполнитель. Родился в 1951 году в Удмуртии в семье бродячих актёров, работавших в различных народных театрах СССР. В 1958 году семья переехала в Тольятти. В 1989 году совместно с Олегом Березиным и Сергеем Тришкиным основал Творческий союз художников «Солярис». Организовывал концерты авторской песни в Тольятти. Страдал от алкогольной зависимости. К середине 1990-х стал человеком без определённого места жительства. Скончался в конце ноября 1997 года в Тольятти. Где похоронен – неизвестно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: