Глава 3. Последствия и прогнозы вступления стран Центральной и Восточной Европы в Европейский Союз




 

Вступление стран Центральной и Восточной Европы в Европейский Союз представляется очень важным и серьезным шагом, так как непосредственно влияет на расстановку политических и экономических сил в Европе и в мире в целом. Часто возникающий вопрос: кто же больше выигрывает от расширения ЕС – крупные старые члены, новые члены, Союз в целом – не имеет однозначного и окончательного ответа.

В результате вступления стран ЦВЕ население ЕС увеличилось примерно на 100млн. человек и составило порядка 470 млн. человек. Значительно расширилась территория Евросоюза. Таким образом усиливается политический вес ЕС в мире, большая часть Европы объединена в рамках общей системы политической, экономической и экологической безопасности.

Необходимо отметить, что многие положительные результаты углубления интеграции страны ЦВЕ ощутили уже на этапе ассоциированного членства. Тогда государства ЦВЕ получили возможность до 60-65% товарооборота реализовывать на беспошлинной основе, а с 2001 года торговля промышленными товарами практически на 100% освобождена от пошлин и каких-либо количественных ограничений[24].

Также лидеры Евросоюза одобрили введение евро в Словении с 1 января 2007 года. Словения является первой страной из вступивших в ЕС стран ЦВЕ, которой удалось выполнить все необходимые критерии по снижению государственного долга и дефициту бюджета для присоединения к зоне евро. Инфляция в стране составила в 2005 году 2,4% при необходимых 2,61%[25]. Остальные страны, претендующие на вхождение в зону евро, пока не могут исполнить критерий по инфляции. Ожидается, что Эстония, Литва, Латвия перейдут на европейскую валюту в 2008 году, в 2009 году к зоне евро присоединится Словакия, а в 2010-м Чехия.

Необходимо заметить, что на заседании Совета Европейского союза по внутренним делам было принято решение о расширении Шенгенской зоны: с 2007 года в нее войдут девять из десяти государств, ставших членами ЕС в мае 2004 года. В основном она пополнится странами Центральной и Восточной Европы, среди которых Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эстония. Окончательное решение по упразднению контроля на границах с этими государствами примут на встрече министров внутренних дел и юстиции ЕС осенью следующего года, так что реальный процесс их интеграции начнется только в декабре 2007 года и продлится до конца марта 2008 года[26].

Еще до пятого расширения Европейского Союза можно было говорить о двухуровневом развитии стран ЕС: «на одном экономическом полюсе – Германия, Италия, Франция, на другом – Португалия и Греция»[27]. Теперь же, с принятием десяти новых членов и расширением числа участников крупнейшей интеграционной группировки до 25, уместно ставить вопрос о трехуровневом экономическом развитии стран, входящих в Европейский Союз.

Крупномасштабное присоединение к ЕС новых членов из стран ЦВЕ делает невозможным проведение политики солидарности в том объеме и тех формах, как это было в 90-е годы. В эти годы за счет ресурсов структурных фондов оказывалась поддержка регионам-получателям, в которых проживало 178 млн. человек.

Складывающееся положение не останавливает процесс политической интеграции и не служит непреодолимой преградой на пути экономической интеграции – оно просто осложняет ее. Разные скорости сокращения отставания новых государств ЕС от ведущих европейских стран остаются такой же реальностью, какими были разные скорости их движения на пути к евро-атлантическим структурам. Внутри Союза, видимо, никогда не исчезнут этноконфессиональные и культурные различия, останутся очертания и границы существующих географических зон. Если говорить конкретнее, то можно предположить, что сохранят свою региональную идентичность страны Балтии, Балкан, а также Польша, Чехия и Венгрия как группа инициаторов вхождения в НАТО и ЕС; Словакия и Словения вместе с Польшей и Чехией могут образовать субрегион (по отношению ко всей ЦВЕ) с преобладанием славянских этносов и католицизма[28].

Вступление в ЕС стран ЦВЕ существенно снизило показатель совокупного ВВП на душу населения, поэтому ряд районов – бывших получателей помощи потеряли статус наиболее бедных, так как их показатель превысил 75% среднего по ЕС уровня[29]. Однако в долгосрочной перспективе ожидаются определенные положительные перспективы. Существует мнение, что в течение 10 лет после расширения совокупный ВВП ЕС вырастет на 0,5% по сравнению с предыдущим десятилетием - в этом случае отложенный экономический выигрыш перевесит для Союза текущий проигрыш. Также необходимо заметить, что проходит процесс расширения потребительского рынка, снижается уровень безработицы[30] (в странах ЦВЕ безработица в 2004 г. снизилась по сравнению с предыдущим годом с 8,5% до 8,3%), улучшаются условия для экспансии капитала и корпораций ведущих европейских держав в реальную экономику и на рынки стран ЦВЕ. Но эта экспансия имеет оборотную сторону – утечку инвестиций сверх допустимого уровня вследствие более низких налогов (подоходных, корпоративных, на рабочую силу, НДС) в этих странах.

Для оценки возможностей не формальной, а сущностной экономической интеграции ЦВЕ в ЕС полезно констатировать, что за полтора десятилетия в регионе появились средние слои материально обеспеченного населения и независимое предпринимательство, включая мелкий бизнес, перенимается управленческий опыт развитых капиталистических стран, происходит адаптация законодательства в хозяйственной сфере к нормам и практике ЕС-15, расширяется ассортимент товаров массового спроса и услуг. Темпы, количественные и качественные характеристики этих явлений в разных странах неодинаковы и достаточно условны[31]. Сохраняются более низкая по сравнению с ядром Европы технологическая и инфраструктурная оснащенность экономик, более низкое качество культуры труда и рабочей силы и, как следствие, невысокая конкурентоспособность большинства производимых в регионе товаров и услуг. Никто не в состоянии дать точный прогноз о сроках преодоления этого отставания, как и с уверенностью предположить, что оно вообще произойдет, поскольку за это время развитые страны также не будут стоять на месте. В странах ЦВЕ есть отрасли и предприятия, выполняющие роль флагманов в движении реальной экономики к стандартам Запада, но вне сырьевого и добывающего сектора их пока слишком мало (например, полиграфическая индустрия в Польше, автомобилестроение в Чехии, гостиничный бизнес и электроника в Венгрии). Во многих странах региона после вхождения в ЕС был закрыт ряд предприятий по причине их неконкурентоспособности. Хотя эти предприятия в основном государственные, в целом сохраняется чрезмерно высокая (по меркам Запада) роль государства в экономике. Не преодолена система административного контроля над ценами на сельскохозяйственную продукцию[32].

Оставляет желать лучшего и интеграция иностранного и национального секторов промышленности. Она остается слабой, собственное производство стран ЦВЕ резко отстает по показателям эффективности, качеству продукции и оплате труда от предприятий с иностранным участием. Иностранные инвесторы открывают в странах ЦВЕ собственные производства, работающие по модульному принципу, а традиционные низкоприбыльные отрасли остаются вне зоны их интереса. К тому же отрасли промышленности в странах «Новой Европы»[33] все более тяготеют к "монопродукции"[34].

При такой модели ухудшение положения крупных материнских компаний тут же негативно сказывается на деятельности их предприятий в восточноевропейском регионе. В-третьих, несмотря на высокую динамику экспорта, в последние годы ухудшается внешнеторговая сбалансированность. Данная ситуация особенно болезненна для Польши, где отрицательное сальдо импортно-экспортных операций вдвое превышает размер иностранных инвестиций.

И главное, в результате опоры на ТНК, как основной источник технологических инноваций, сфера науки в восточноевропейских странах оказалась на положении изгоя. Почти целиком распалась индустриальная и научно-исследовательская деятельность. Прикладные исследования были частично или полностью прикрыты. В целом за время постсоциалистической трансформации страны ЦВЕ «растеряли»[35] от половины до 75% своих научных кадров. Подобная ситуация вызывает беспокойство даже в Брюсселе, где считают, что страны ЦВЕ должны осуществить соответствующие изменения в экономической стратегии и политике, чтобы наверстать отставание в инновационной сфере от западного сообщества.

Однако стоит заметить, что после вступления стран ЦВЕ в Европейский Союз стало возможным повышение занятости и конкурентоспособности национальных экономик благодаря проникновению в экономику крупных зарубежных транснациональных корпораций. Этому способствовала политика восточноевропейских стран, рассматривающих зарубежные инвестиции как одно из наиболее эффективных направлений интеграции в западноевропейское пространство, как основную движущую силу реструктуризации, единственную возможность получения доступа к современным технологиям и значительным финансовым ресурсам. Для деятельности ТНК в этих странах были созданы все условия: предоставлены налоговые льготы и каникулы, организованы зоны свободной торговли, приняты другие важные макроэкономические решения.

В итоге предприятия с полным или частичным участием иностранного капитала занимают сегодня серьезные позиции в экономике многих стран ЦВЕ. Так в Чехии и Польше на них приходится уже более половины выпускаемой продукции, в Венгрии - почти две трети. Одновременно технологическое облагораживание промышленности этих стран сопровождается существенным увеличением их экспортных возможностей. С 1995 по 2002 гг. совокупный объем экспорта в регионе вырос на 60%. Сегодня доля стран ЦВЕ в совокупном импорте стран зоны евро составляет 13%, что равняется доле США[36].

Особенно заметен рост экспорта в высокотехнологичных отраслях промышленности -авиационной, электронной, химико-фармацевтической, в производстве средств связи. Оснащенные современным оборудованием, эти отрасли стали выделяться более высоким уровнем производительности труда, качеством выпускаемой продукции, отвечающим требованиям ЕС, и как следствие - конкурентоспособностью на внешних рынках. Информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) в регионе быстрее всего развивали Польша, Чехия, Венгрия, Словакия и Хорватия - в 2004 году оборот рынка ИТТ в этих странах превысил $19 млрд. По данным Всемирного банка, в 2002 году доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте Венгрии составляла 25%, Чехии - 14% (для сравнения в Германии - 17%). При этом в экспорте восточно-европейских стран сокращается доля сырья. Так, за последние 10 лет доля сырья в польском экспорте сократилась с 60% до 20%[37].

Необходимо отметить, что в условиях соперничества между ведущими державами за лидерство в Евросоюзе перед средними и малыми государствами-членами возникла проблема выбора линии поведения: либо быть расколотыми и войти в команду какого-либо «гранда»[38], либо формировать собственную консолидированную позицию относительно перспектив Европейского Союза и последовательно отстаивать в рамках складывающейся политической системы свои специфические интересы. Главным препятствием на пути создания такого «мини-союза» являются разные производственно-экономические, социально-демографические, территориальные и другие возможности развития стран ЦВЕ.

Таким образом, страны ЦВЕ автоматически встают на путь догоняющего развития, а это не самая оптимальная модель в нынешнем быстро меняющемся мире[39].

Единственным вариантом решения перечисленных проблем и противоречий могла бы стать эффективная промышленная политика, которая бы позволила восточноевропейским странам наверстать экономическое и технологическое отставание от своих западных партнеров по Евросоюзу и одновременно предотвратить складывающуюся зависимость от ТНК[40].

Но если же государства ЦВЕ хотят добиться реального влияния на формирование ЕС своей политики, на определение стратегического курса европейской интеграции, им «придется увязать свои интересы и цели с целями и интересами единой Европы»[41]. Новичкам придется заключать временные, продиктованные краткосрочными интересами альянсами, одновременно сохраняя стратегическое взаимодействие со «старым ядром» ЕС.

Лишь «активное» членство в ЕС устранит скептицизм и пассивность и придаст мощный импульс европейской интеграции[42].

 


Заключение

 

Подводя итог проделанной работе, нужно отметить, что все поставленные цели и задачи были выполнены.

Были изучены требования Европейского Союза, предъявляемые странам Центральной и Восточной Европы к вступлению в ЕС. Они были в полной мере выполнены странами. К тому же сам Евросоюз шел в некоторых случаях на уступки. Кроме того Европейский Союз на предвступительном этапе финансировал страны ЦВЕ, благодаря чему они смогли быстрее закончить реформирование различных институтов и структур.

Также были определены последствия вступления стран Центральной и Восточной Европы в Евросоюз. Несмотря на скептические настроения до вступления, на предположения о полном провале, страны ЦВЕ все же смогли достичь поставленной ими цели. Более того, можно назвать данное событие положительным, так как в итоге страны добились немалых успехов в экономике. Ведь даже сама перспектива присоединения к Евросоюзу позволила ускорить экономические и политические реформы и снизить потенциал возможного возникновения между странами региона конфликтов. С точки зрения новых членов ЕС, они получили шанс выбраться с периферии Европы и стать составной частью «европейского пространства благосостояния и безопасности»[43].

Сам же Европейский Союз показал себя миролюбивым актором международных отношений, готовым пойти на уступки и заключение консенсусов.

Пятое расширение Евросоюза сделало европейскую часть континента еще более бесконфликтной и объединенной. По мнению старых членов ЕС, удалось добиться огромного успеха в плане стабилизации ситуации на континенте, так как в состав Европейского Союза была принята группа стран, которые были непосредственными соседями ЕС. Кроме того, в начале 1990х годов эксперты затруднялись сказать, какой путь развития изберут эти государства.

Другими словами, членство в ЕС предоставляет странам Центральной и Восточной Европы уникальную историческую возможность придать мощный толчок собственной модернизации и «состыковаться с локомотивом»[44] социально-экономического развития Европы, получив в то же время доступ к механизму принятия Европейским Союзом политических решений.

Однако же, несмотря на немалое количество положительных моментов, существуют и недостатки вступления стран ЦВЕ в ЕС. Но можно с большой долей вероятности сказать, что Союз и новые государства-члены сделали все для того, чтобы как можно сильнее сузить их масштаб.

Как показало вступление 1 января 2007 года Болгарии и Румынии в Европейский Союз, страны Европы по-прежнему хотят войти в ЕС. Можно с уверенностью предполагать, что пройдет еще не одно расширение Евросоюза, и в конце концов в Европе надолго установится бесконфликтное положение.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: