Глава 2. Действия стран Центральной и Восточной Европы и Европейского Союза на предвступительном этапе




Переориентация стран Центральной и Восточной Европы с ранее приоритетных политических и экономических отношений с Россией на страны Запада, прежде всего Европейский Союз, началась в конце 80-х годов. Этот сложный и неоднозначный процесс был вызван «в первую очередь окончанием эпохи холодной войны, крушением коммунистических идеалов и центральной роли Москвы как безусловного лидера этой части континента»[15], переходом практически во всех государствах ЦВЕ к необходимым реформам в политической и экономической сферах. Его кульминацией стала подача 10 странами ЦВЕ официальных заявок на вступление в ЕС (см.: приложение 1). В основе желания этих государств вступить в Европейский Союз лежали политические мотивы и стремление к безопасности. Стать членом ЕС означало для стран ЦВЕ «вернуться в Европу и окончательно выйти из сферы влияния России»[16]. Экономические же причины являются второстепенными.

У Евросоюза в отношении стран-кандидатов наблюдалась определенная двойственность – с одной стороны, стремление быстро и эффективно «подтянуть»[17] их до уровня самого Союза, даже путем определенных уступок, но – с другой стороны – такое отношение имело достаточно четкие пределы.

После ряда компромиссов, достигнутых на саммитах в Копенгагене, Брюсселе, на о.Корфу и в Эссене, руководство ЕС в целом выступило за одновременное начало переговоров со всеми кандидатами. Эта позиция получила название модели «единого старта» переговоров (starting line model). Тем не менее Еврокомиссии удалось настоять (при поддержке Франции, Германии, Австрии) на разбивке претендентов на группы (group model) в зависимости от их готовности к принятию обязательств Европейского Союза.

Следующим шагом по выработке формулы отношений со странами-кандидатами стала компромиссная модель (stadium model или process model), выдвинутая министром иностранных дел ФРГ К.Кинкелем. Согласно этому предложению, страны, не вошедшие в первую группу претендентов, выполнив необходимые условия, смогут присоединиться к переговорам и перейдут в новую группу. Основанное на идее Кинкеля постановление было принято на саммите ЕС в Люксембурге в 1997 году[18]. Было объявлено о том, что процесс расширения охватит все страны-кандидаты, но вступать в Союз они будут на индивидуальной основе, по мере достижения требуемой степени готовности.

В июне 1997 года Комиссия ЕС приняла «Повестку дня 2000 года»[19] - программу предстоящего расширения Европейского Союза. В этом документе определены шесть стран, с которыми ЕС планировал начать переговоры уже в 1998 году: Польша, Венгрия, Чехия, Кипр, Эстония. Данная программа была основана на следующих принципах:

1. решения заседания Европейского Союза в Копенгагене в июне 1993 года. В них предусматривалось, что в ЕС могут быть приняты только полностью подготовившиеся к этому шагу страны, способные обеспечить стабильность государственных и общественных институтов, гарантии демократии, верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств. Страны-кандидаты должны также обладать нормально функционирующей рыночной экономикой, выдержать конкуренцию внутри единого рынка ЕС и удовлетворять всем критериям членства, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза. В свою очередь, ЕС и сам должен быть полностью готов к такому расширению без ущерба для динамики интеграции и для интересов стран-членов и Союза в целом.

2. решения заседания Европейского Совета в Мадриде в декабре 1995 года. В них устанавливалось, что при присоединении к ЕС страны-кандидаты должны иметь развитую рыночную экономику, эффективное управление и стабильное финансово-экономическое положение. В критерии присоединение (при оценке финансовых последствий расширения для ЕС в данных областях) были введены дополнительные ограничения, а именно способность вступающих стран принять и осуществлять одобренную ЕС структурную и аграрную политику.

Однако особенности стран-претендентов не в полной мере учитывались Европейским Союзом, когда в официальных документах Комиссии ЕС «Повестка дня 2000г.» расширение европейской интеграции за счет стран Центральной и Восточной Европы рассматривалось как «еще одно присоединение группы стран к ЕС»[20]. Позже стало очевидно, что это должен быть принципиально новый вариант присоединения государств, обладающих специфическими чертами.

Впервые в истории ЕС из 10 присоединившихся к нему стран 8 ранее не развивались на основе западноевропейской социально-экономической модели и не принадлежали к западноевропейской системе безопасности. Эти государства осуществляли сложнейший переход от командно-административной экономики к рыночной, от тоталитаризма и авторитаризма к парламентской демократии и правовому государству.

Несмотря на достигнутые успехи постсоциалистических стран на путях реформирования, их отставание от развитых западных государств на предвступительном этапе не сократилось. Только в Польше и Словении темпы прироста ВВП в 90-е годы оказались достаточными для того, чтобы несколько уменьшить разрыв, существовавший между ними и «ЕС-15» по показателю среднедушевого ВВП. Лишь две страны из присоединившейся десятки – Кипр и Словения – имели показатель среднедушевого по ЕС ВВП. Однако совокупный ВВП присоединившихся стран составлял 4,6% от ВВП ЕС, что несколько больше, чем ВВП Бельгии, но меньше, чем ВВП Нидерландов[21]. Данная проблема была связана в первую очередь с тем, что для улучшения уровня ВВП странам ЦВЕ было дано слишком мало времени.

Необходимо также отметить, что в большинстве стран ЦВЕ на предвступительном этапе сохранялась высокая доля сельского хозяйства в производстве ВВП и высокая, в 3 раза превышающая аналогичные показатели по странам ЕС, доля занятых в этой сфере. В то же время сохранялась и высокая безработица в большинстве стран, что привело к росту проблем на пути реализации права свободного передвижения рабочей силы в рамках расширяющейся европейской интеграции.

Таким образом, специфика стран ЦВЕ показывает, что для вступления этих государств в ЕС были необходимы не только реформы внутри стран-кандидатов, но и значительные трансформации в самом Европейском союзе. Ведь институциональная структура, созданная Сообществом более 50 лет назад, когда в него входили всего шесть государств, функционировала с большим напряжением уже в системе ЕС-12 и ЕС-15. Принятие 10 новых членов в условиях нереформированности организации парализовало бы их работу. Не изменив рычагов управления, ЕС «загнал бы себя в институциональную ловушку»[22], когда экономический потенциал стран и их роль в формировании бюджета не были бы увязаны с их возможностями влиять на принимаемые в организации решения (см. приложение 2). Нереформированность институтов ЕС и процедур принятия решений могла бы привести к ситуации, когда страны, совокупный ВВП которых составляет около 5% ВВП расширенного ЕС, могли получить более 31% голосов.

Проблема расширения ЕС и диктуемых им изменений внутри него стала предметом множества дискуссий в Западной Европе. Сложились три точки зрения на последствия расширения и институциональную реформу:

1. существующие институты были способны справиться с последствиями расширения и не нуждались ни в какой модификации;

2. имевшиеся институты не могли справиться с последствиями расширения. Возникшие проблемы должны были быть решены в рамках ЕС посредством институциональной реформы;

3. предлагалось, не разрушая существующую систему и сохранив ее недостатки, создать внутри нее «авангард»[23] в составе тех стран, которые могут пойти по пути интеграции дальше, чем другие.

1 февраля 2003 года вступил в силу Договор о Европейском Союзе, принятый на саммите ЕС в Ницце (декабрь 2001 года). Этот договор предусматривает расширение сферы применения квалифицированного большинства при голосовании в Совете ЕС. Однако из-за сопротивления Великобритании и ряда других государств на саммите так и не удалось договориться о переходе к принципу квалифицированного большинства в таких серьезных вопросах, как налогообложение и социальное обеспечение.

Таким образом, несмотря на различные сложности на предвступительном этапе, странам Центральной и Восточной Европы удалось добиться конкретных успехов. Путем реформирования, введения новых законов, активного сотрудничества с представителями Европейского Союза страны ЦВЕ смогли осуществить «свое желание» и вступить в Евросоюз.

Со своей стороны, ЕС также пошел на определенные уступки, содействуя странам Центральной и Восточной Европы в подготовке к вступлению в ряды Европейского Союза. После многочисленных саммитов и встреч государства-члены ЕС, достигнув консенсуса по многим вопросам, смогли реформировать Евросоюз в соответствии с увеличившимся составом ЕС, так, чтобы и старые государства-члены, и новые государства-члены Европейского Союза могли проводить успешную политику и экономику, так, чтобы никто из стран не чувствовал себя обделенным.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: