Тема: Личностно - ориентированные технологии обучения




Введение

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов университета, обучающихся по специальности 030509 - профессиональное обучение. Пособие составлено в соответствии с программой 1 части курса «Педтехнологии, методика и дидактическое обеспечение» и включает разработки семинарских и лабораторно-практических занятий по его основным темам.

Каждая разработка семинарского занятия содержит название темы, цель, план, вопросы и задания, список литературы. После предварительного коллективного обсуждения вопросов по теме, студенты выполняют письменно практические задания.

Лабораторно-практические работы включают необходимый теоретический материал и задания творческого характера по технологизации педпроцесса (урока) или отдельных его частей.

Последовательное выполнение практических заданий семинарских занятий и лабораторно практических работ позволит студентам более глубоко осмыслить теоретические вопросы 1 части курса «Педтехнологии, методика и дидактическое обеспечение», получить профессиональные умения педагогической работы.

Семинарское занятие № 1

Тема: Социально - педагогические системы

Цель: рассмотреть понятие и основные виды социально- педагогических систем; научиться анализировать педагогические системы на примере системы начального профессионального образования.

План

1. Понятие «педагогическая система». Основные признаки педагогической системы.

2. Сущность и структура педагогической системы начального профессионального образования.

3. Педагогическая система как основа педагогической технологии.

Контрольные вопросы

1. Дать определение педагогической системы.

2. Охарактеризовать системный подход к рассмотрению социально-педагогических систем.

3. Назвать виды социально-педагогических систем, привести их краткую характеристику.

4. Каковы особенности начального профессионального образования (ПТУ) как социально-педагогической системы?

Практическое задание

Составить структурную схему педагогической системы начального профессионального образования (ПТУ). Охарактеризовать ее единство и взаимодействие между компонентами; указать ее цель, функции, основные направления развития.

Литература: 3, 4, 7, 8, 10

 

Семинарское занятие № 2

Тема: Педагогические технологии

Цель: рассмотреть сущность и причины возникновения педагогической технологии; проанализировать ее существенные признаки, структуру и критерии эффективности.

План

1. Понятие педагогической технологии.

2. Причины возникновения педагогических технологий.

3. Существенные признаки педагогической технологии.

4. Структура технологии обучения

5. Критерии эффективности педагогических технологий.

Контрольные вопросы

1. Дать определение понятия технология.

2. В чем различие между промышленными и социальными технологиями?

3. Чем отличаются друг от друга «методика» и «технология» обучения?

4. Чем вызвано появление педагогических технологий?

5. Какие основные признаки (параметры) свойственны педагогической технологии?

6. Назвать основные структурные компоненты технологии обучения. Указать их цель и содержание.

7. Какие критерии эффективности следует использовать на этапе проектирования, функционирования и определении результатов педагогических технологий?

Практическое задание

Используя таблицу 1, охарактеризовать составляющие педагогической технологии по В.П.Беспалько

Таблица 1

Название составляющих педтехнологии Характеристика Составляющих педагогической технологии
1. Целеобразование 2. Мотивация (М) 3. Познавательная деятельность учащихся (Пд) 4. Управление познавательной деятельностью учащихся (У)  

 

Литература: 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 12

 

Семинарское занятие № 3

Тема: Личностно - ориентированные технологии обучения

Цель: рассмотреть сущность системно-деятельностного подхода к построению учебного занятия, проанализировать основные виды и особенности личностно-ориентированных технологий обучения; научиться проектировать обучающие системы

 

План

1. Системно - деятельностный подход к построению занятия

2. Личностно-ориентированные технологии обучения: технология развивающего обучения, технология коллективного взаимообучения, технология полного усвоения, технология блочно-модульного обучения, технология разноуровневого обучения (ТОББО) и др.

Контрольные вопросы

1. Что означают ключевые слова «системный» и «деятельностный» в понятии системно-деятельностного подхода к построению учебного занятия?

2. Охарактеризовать основные этапы усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизацию.

3. Указать цели и содержание следующих компонентов учения: мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, ценностно-волевой, оценочный. Привести примеры из практики профессионального обучения.

4. Какие психолого-педагогические теории лежат в основе технологии развивающего обучения? В чем заключается их сущность?

5. Указать основные признаки развивающих педагогических технологий.

6. Рассказать об особенностях технологии полного усвоения. Каким образом данная технология может быть использована в практике профессионального обучения?

7. В чем заключаются основные положения технологии блочно-модульного обучения?

8. Какие концепции и теории положены в основу технологии разноуровневого обучения? В чем ее сущность?

9. Рассказать о других известных педагогических технологиях («метод Шаталова», деловые игры, проблемное обучение, программированное обучение и т. п.)

 

Практическое задание

Используя таблицу 2, спроектировать обучающую систему для указанных в п. 2 плана семинара (см. выше) технологий обучения

Таблица 2

Название технологии обучения Характеристика основных этапов проектирования обучающей системы
1. 1. Технология развивающего обучения и т. д. 1. Подготовка учебного материала 2. Ориентация учащихся 3. Ход учебного занятия

 

Литература: 1, 2, 5, 7, 9, 10

 

Семинарское занятие № 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: