Педагогического процесса




Цель: научиться формулировать и диагностировать цели педагогического процесса

Теоретический материал

Цель любого педагогического процесса, как отмечает В. П. Беспалько (3) должна быть поставлена диагностично, т.е. на­столько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактиче­ский процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.

Цель обучения поставлена диагностично, если:

· дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно отдифференцировать от других качеств личности;

· имеется способ «инструмент для однозначного выявления диагностируемого качества лич­ности в процессе объективного контроля его сформированности;

· возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля;

· существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерений.

Рассматривая профессиональные качества личности, можно выделить общетрудовые, специальные умения и навыки, профессиональную культуру и др. Диагностируемыми признаками нравственных ка­честв могут быть, например, честность, правди­вость, простота, скромность, уважение к людям труда, патриотизм и др.

Существует три уровня целеобразования: глобальный (педагогическая интерпретация об­щественно-государственного заказа), этапный (определение цели по этапам подго­товки), опе­ративный (определение цели отдельных предметов, уроков).

Под целью урока понимается мысленный результат педагогической деятельности препода­вателя (мастера) и учащихся.

Преподавателю (мастеру) на каждом уроке, приходится решать, как правило, целый ряд учеб­но-воспитательных задач. В связи с этим он обязан уметь определять обучающие (образовательные), воспитательные и развивающие цели занятия. Требуется также умение не только обозначить намеченные цели урока, но и перевести их в русло учебной дея­тельности (цель урока должна стать целью деятельности учеников). Обычно, преподаватель делает это в начале занятия.

Одним из основных требований к формулировке целей урока является их дидактическая четкость и конкретность. Ниже приведены примеры общих формулировок обучающих, воспи­тательных и развивающих целей:

Обучающие цели (0Ц):

1. - дать начальное представление о …, б) - сформировать понятия…,в) - обеспечить усвоение знаний (указывается соответствующий уровень усвоения знаний) …, г) повто­рить…, д) - закрепить…, е) - обобщить знания, производственные понятия…, и др.

Основными качественными критериями достижения обучающих целей являются: критерий правиль­ности и полноты ответов (Беляева А.Н.); уровень усвоения знаний (Бес­палько В.П.). Количественным показателем уровня усвоения знаний может быть, например, коэффициент усвоения знаний Ку = Nу / Му, где Nу – число правильных учебных элементов, указанных в ответе учащегося, Му- общее число правильных учебных элементов в эталоне ответа). Широко используются обобщенные показатели усвоения знаний (восприятие, представление, запоминание, осмысливание, применение, обобщение, систематизация и др.). Более подробно критерии и показатели эффективности педагогических технологий приведены в книге (10).

2. - сформировать первоначальные, закрепить общетрудовые и специальные производст­венные умения и навыки.

Здесь основными качественными и количественными параметрами диагностики являются соответственно: уровень и коэффициент освоения деятельности. Коэффициент освоения деятельности Ко=Nо /Мо, где Nо- число правильно выполненных учащимся действий, Мо- общее число правильных действий в эталоне умения, навыка, обобщенные показателя трудовых (производственных) умений, навыков (качество, производительность труда, темп, легкость выполнения трудовых действий, отвлечение внимания и др.).

Воспитательные цели (ВЦ):

1.- осуществлять: а) - патриотическое, б) - идейно-мировозренческое к) - правовые, г) - экономическое, д) - трудовое (см. Рис. 1), е) - профориентационое, ж) - эстетическое, з) - нравственное, и) - физическое, к) - санитарно-гигиеническое и т. д. воспитание учащихся.

2. - воспитывать: а) нравственные качества (честность, настойчивость, аккуратность и др.), б) трудолюбие, в) культуру труда, г) уважение к профессии, д) познавательный интерес, е) са­мостоятельность, ж) культуру речи и др.

3. – формировать: а)нравственные убеждения, б)умение осуществлять самоконтроль и др.

Критерии для диагностики воспитываемых качеств личности в настоящее время разработаны недостаточно, поэтому в практической деятельности пользуются обобщенными показателями. Например, критериями культуры труда являются: порядок на рабочем месте, технологическая и трудовая дисциплина, аккуратность, взаимопомощь и др.

Развивающие цели (РЦ):

1. Развивать у школьников умения: а) - выделять главное, б) - анализи­ровать, в) - делать обобщения, выводы, г) - доказывать, д) - выдвигать гипотезы, с) – переносить знания в новую ситуацию, ж) - принимать самостоятельные решения, з) - самоконтроля, и) - решения проблемных ситуаций, за­дач, к) - применять имеющиеся знания на практике и т. д.

2. Развивать познавательную, творческую активность учащихся.

3. Способствовать развитию у учеников следующих личностных качеств: а) - воли, б) - па­мяти, в) - внимания, и т.д.

4. Развивать моторные, сенсорные умения.

5. Способствовать развитию познавательных способностей, технического творчества учащихся и др.

Для диагностики развития качеств личности учащихся используются специальные психологические методики. Примеры использование некоторых из низ приведены в работе (6).

Задание

1. Из перспективно-тематического плана теоретического (производственного обучения) выбрать тему од­ного занятия.

2. Руководствуясь предлагаемыми выше рекомендациями, определить соответствующие обра­зовательные, воспитательные и развивающие цели урока.

3. По каждой цели разработать критерии (показатели) и методы для диагностики соответст­вующих качеств личности. Заполнить таблицу 3.

Таблица 3

Цели урока Параметры (критерии) диагностики Методы диагностики
1. Обучающая 2. Воспитательная 3. Развивающая    

 

4. Разработать задания, тесты для диагностики указанных выше качеств личности. Тесты должны включать эталоны правильных ответов, умений, действий.

Литература: 1, 2, 4, 6, 10, 11, 13

Лабораторная работа № 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: