Цель: научиться формулировать и диагностировать цели педагогического процесса
Теоретический материал
Цель любого педагогического процесса, как отмечает В. П. Беспалько (3) должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.
Цель обучения поставлена диагностично, если:
· дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно отдифференцировать от других качеств личности;
· имеется способ «инструмент для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности;
· возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля;
· существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерений.
Рассматривая профессиональные качества личности, можно выделить общетрудовые, специальные умения и навыки, профессиональную культуру и др. Диагностируемыми признаками нравственных качеств могут быть, например, честность, правдивость, простота, скромность, уважение к людям труда, патриотизм и др.
Существует три уровня целеобразования: глобальный (педагогическая интерпретация общественно-государственного заказа), этапный (определение цели по этапам подготовки), оперативный (определение цели отдельных предметов, уроков).
Под целью урока понимается мысленный результат педагогической деятельности преподавателя (мастера) и учащихся.
Преподавателю (мастеру) на каждом уроке, приходится решать, как правило, целый ряд учебно-воспитательных задач. В связи с этим он обязан уметь определять обучающие (образовательные), воспитательные и развивающие цели занятия. Требуется также умение не только обозначить намеченные цели урока, но и перевести их в русло учебной деятельности (цель урока должна стать целью деятельности учеников). Обычно, преподаватель делает это в начале занятия.
|
Одним из основных требований к формулировке целей урока является их дидактическая четкость и конкретность. Ниже приведены примеры общих формулировок обучающих, воспитательных и развивающих целей:
Обучающие цели (0Ц):
1. - дать начальное представление о …, б) - сформировать понятия…,в) - обеспечить усвоение знаний (указывается соответствующий уровень усвоения знаний) …, г) повторить…, д) - закрепить…, е) - обобщить знания, производственные понятия…, и др.
Основными качественными критериями достижения обучающих целей являются: критерий правильности и полноты ответов (Беляева А.Н.); уровень усвоения знаний (Беспалько В.П.). Количественным показателем уровня усвоения знаний может быть, например, коэффициент усвоения знаний Ку = Nу / Му, где Nу – число правильных учебных элементов, указанных в ответе учащегося, Му- общее число правильных учебных элементов в эталоне ответа). Широко используются обобщенные показатели усвоения знаний (восприятие, представление, запоминание, осмысливание, применение, обобщение, систематизация и др.). Более подробно критерии и показатели эффективности педагогических технологий приведены в книге (10).
|
2. - сформировать первоначальные, закрепить общетрудовые и специальные производственные умения и навыки.
Здесь основными качественными и количественными параметрами диагностики являются соответственно: уровень и коэффициент освоения деятельности. Коэффициент освоения деятельности Ко=Nо /Мо, где Nо- число правильно выполненных учащимся действий, Мо- общее число правильных действий в эталоне умения, навыка, обобщенные показателя трудовых (производственных) умений, навыков (качество, производительность труда, темп, легкость выполнения трудовых действий, отвлечение внимания и др.).
Воспитательные цели (ВЦ):
1.- осуществлять: а) - патриотическое, б) - идейно-мировозренческое к) - правовые, г) - экономическое, д) - трудовое (см. Рис. 1), е) - профориентационое, ж) - эстетическое, з) - нравственное, и) - физическое, к) - санитарно-гигиеническое и т. д. воспитание учащихся.
2. - воспитывать: а) нравственные качества (честность, настойчивость, аккуратность и др.), б) трудолюбие, в) культуру труда, г) уважение к профессии, д) познавательный интерес, е) самостоятельность, ж) культуру речи и др.
3. – формировать: а)нравственные убеждения, б)умение осуществлять самоконтроль и др.
Критерии для диагностики воспитываемых качеств личности в настоящее время разработаны недостаточно, поэтому в практической деятельности пользуются обобщенными показателями. Например, критериями культуры труда являются: порядок на рабочем месте, технологическая и трудовая дисциплина, аккуратность, взаимопомощь и др.
Развивающие цели (РЦ):
1. Развивать у школьников умения: а) - выделять главное, б) - анализировать, в) - делать обобщения, выводы, г) - доказывать, д) - выдвигать гипотезы, с) – переносить знания в новую ситуацию, ж) - принимать самостоятельные решения, з) - самоконтроля, и) - решения проблемных ситуаций, задач, к) - применять имеющиеся знания на практике и т. д.
|
2. Развивать познавательную, творческую активность учащихся.
3. Способствовать развитию у учеников следующих личностных качеств: а) - воли, б) - памяти, в) - внимания, и т.д.
4. Развивать моторные, сенсорные умения.
5. Способствовать развитию познавательных способностей, технического творчества учащихся и др.
Для диагностики развития качеств личности учащихся используются специальные психологические методики. Примеры использование некоторых из низ приведены в работе (6).
Задание
1. Из перспективно-тематического плана теоретического (производственного обучения) выбрать тему одного занятия.
2. Руководствуясь предлагаемыми выше рекомендациями, определить соответствующие образовательные, воспитательные и развивающие цели урока.
3. По каждой цели разработать критерии (показатели) и методы для диагностики соответствующих качеств личности. Заполнить таблицу 3.
Таблица 3
Цели урока | Параметры (критерии) диагностики | Методы диагностики |
1. Обучающая 2. Воспитательная 3. Развивающая |
4. Разработать задания, тесты для диагностики указанных выше качеств личности. Тесты должны включать эталоны правильных ответов, умений, действий.
Литература: 1, 2, 4, 6, 10, 11, 13
Лабораторная работа № 2