Тема: Проектирование урока профессионального обучения




Цель: научиться проектировать урок профессионального обучения и защищать свой проект

Теоретический материал

Проектирование как один из аспектов творчества человека- это создание образа бу­дущего, предполагаемого явления. Педагогическое проектирование, как отмечают авторы (8), можно рассмат­ривать одним из направлений деятельности в образовании, обеспечивающее реше­ние конкретных педагогических задач на основе данных фундаментальных теорий. Отсюда возникает необходимость знания основных теорий, лежащих в ос­нове проектирования (теория усвоения знаний, теория мотивации учения, теория развивающего обучения и др.)

Логика деятельности педагогического проектирования:

1. Определение замысла начинается с анализа ситуации, выявления противоречий, определения проблем для решения, их согласования. Для выявления противоречия нужна специальная работа. Данная процедура может быть представлена в виде шести опера­ций:

- реконструировать «эталонную» (нормативную, желае­мую) ситуацию, т.е. описать ситуацию с учетом требований (инструкции, приказы, стандарты, рекомендации и т.п.), пот­ребностей общества и желаний самого автора проекта и его представления о должном;

- составить модель «эталонной» (нормативной, желаемой) ситуации;

- выявить и проанализировать разрыв между «эталонной» и реальной ситуациями;

- оценить реальную педагогическую ситуацию с позиции «эталонной»;

- найти обобщенные причины несоответствий, противоре­чии и разрывов между реальной и «эталонной»;

- сформулировать на основе анализа этих причин пробле­му, направленную на изменение, совершенствование, улучшение, корректировку существующей педагогической реальности обосновать выбранную проблему, которая по мнению автора может считаться основной в конкретной ситуации;

2. Формулировка идей, системы ценностных установок для разработки проекта, соз­дание схемы или образа-эскиза проекта, выдвижение гипотез, определение целей проектирования в конкретных критериях, прогнозирование, разработка и оценка ва­риантов решения, выбор наиболее эффективных, определение системы методов про­ектирования, т.е. формулировка концепции проекта;

3. Разработка обобщенных моделей действий, т.е. стратегическая программа управ­ления реализации проекта;

4. Конкретизация задач, которые необходимо решить, определение и обоснование условий и средств для достижения целей, разработка тактики действий и системы взаимодействия для реализации проектов. Т.е. планирование реализации стратегий;

5. Реализация проекта, на данном этапе организуется непрерывная обратная связь, оценка процесса, доработка, корректировка;

6. Оценка, анализ и обобщение результатов, определение дальнейших направлений деятельности;

7. Оформление процесса и результатов проектирования в конкретных продуктах пе­дагогического творчества, документах проекта (публикациях, сообщениях, докладах, защитах и т.д.);

9. Одновременно с разработкой и реализацией проектов организуется экспертиза хода и результатов проектирования.

В реальности проектирование не носит строгой линейности в этапах деятельно­сти. Например, уточнение цели проводится на всех этапах процесса, анализ, диагно­стика, прогноз, корректировка также постоянно сопровождают деятельность педаго­гов.

Задание

Выполнить в тетради указанные ниже шаги-действия по разработке проекта урока профессионального обучения:

1. В соответствии с перспективно-тематическим планом выбрать тему урока теоретического (производственного) обучения.

2. Предварительно сформулировать цели урока (образовательная, воспитательная и развивающая)

3. Определить исходные условия проведения урока (место и время проведения урока; группа; уровень обученности, воспитанности, развития уча­щихся; оборудование; дидактическое обеспечение и др.). Для определения уровня обученности и т.д. учащихся необходимо воспользоваться соответствующими критериями (см. Лаб раб. № 1)

4. Руководствуясь указанными выше положениями («Теоретический материал»,

п. 1), выявить основные педагогические противоречия. Например, несоответствие уровня усвоения знаний, сформированности умений (навыков), развития технического мышления и т. п. требуемому уровню.

5. Определить замысел, основную идею проекта, например: а) повысить уровень усвоения знаний, б)ввести элементы развивающего обучения, в) усилить мотивацию учения, г) повысить уровень самостоятельности учащихся, д) шире включать учащихся в мыслительную деятельность, е) усилить воспитательную направленность обучения, ж) обеспечить политехническую направленность обучения и др.

6. Уточнить тему и цели урока.

7. Определить стратегию проектирования урока, основные педагогические идеи, тео­рии, положения и др., которые будут положены в основу проектируемого урока (сис­темно-деятельностный подход в обучении (воспитании), личностно-ориентированные технологии обучения, развивающее обучение, развитие творческого мышления, комплексное использование средств обучения, технологизация процесса обучения, оптимизация процесса обучения, теория мотивации учения, психолого-физиологические основы формирования производственных умений и навыков и др.).

8. Ознакомиться и записать основные положения выбранной теории, идеи.

9. Сформули­ровать рабочую гипотезу проекта, например, «Уровень усвоения знаний учащихся может быть повышен, если на уроке будут использованы …», «Развитию технического мышления учащихся будут способствовать…» и др.

10. На основе выявленных ведущих теоретических положений разработать обобщенную модель урока (Таблица 5). Показать связь положений теории с содержанием и методами обучения.

 

Таблица 5

Структурный элемент Урока и его задачи. Краткое содержание учебного материала Деятельность препо­давателя, мастера. Методы преподава­ния Деятельность учащихся. Ме­тоды учения
       
1. Орг. момент и т. д.      

 

11. Разработать подробный план-конспект урока: уточненные тема, цели урока, учебно-материальное оснащение урока, этапы урока, подробное содержание, методы, приемы обучения, вопросы, задания, упражнения, эталоны правильных ответов, действий и др.

12. Защитить свой проект урока. Сделать краткое сообщение по всем 11-и пунктам задания1 (5-7 минут).

Литература: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10

Список литературы

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.- 416 с.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.-336 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М. Педагоги­ка, 1989. -192 с.

4. Воронин А.М., Симоненко В.Д. Педагогические теории, системы, технологии. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени академика И.Г.Петровского., 1996.- 133 с.

5. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М 1989

6. Кирикилица Э.Н. Технология системного проектирования процесса обучения

на уроке: Методическое пособие – Вологда.: Волог. ин-т ПК и ППК, 1993.-104 с.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / А.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. А.А.Смирнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 544с.

8. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под редакцией д-ра пед.наук, проф. А.П.Тряпициной.-СПб.: Образование, 1995.-171 с.

9. «Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. Т. И. Шамовой и П. И. Третьякова. - ИПП «Тюмень», Москва-Тюмень, 1994.- 289 с.»

10. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.-512 с.

11. Профессиональная педагогика: Учеб. -метод. Пособие /Сост. В.В.Николаев, Г.В. Комкова - Череповец: ЧГУ, 1998.- 27с.

12. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997.

13. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.

14. Техническое творчество учащихся / Под ред. Ю.С.Столярова и Д.М.Комского – М. Просвещение, 1989.- 224 с.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………. 3

Семинарские занятие № 1 ……………. ……………………………………………. 3

Семинарское занятие № 2 …………………………………………………………… 4

Семинарское занятие № 3 …………………………………………………………… 4

Семинарское занятие № 4 …………………………………………………………… 5

Лабораторно-практическая работа № 1 …………………………………………… 6

Лабораторно-практическая работа № 2 …………………………………………… 9

Лабораторно-практическая работа № 3 …………………………………………… 10

Список литературы …………………………………………………………………… 13

 

 

7. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. - М.: Педагогика, 1973.- 299 с.

6. Методы обучения трудовым действиям / Под ред. М.А.Жиделева. - М.: Высш. шк., 1972.- 208 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: