Цель: научиться проектировать урок профессионального обучения и защищать свой проект
Теоретический материал
Проектирование как один из аспектов творчества человека- это создание образа будущего, предполагаемого явления. Педагогическое проектирование, как отмечают авторы (8), можно рассматривать одним из направлений деятельности в образовании, обеспечивающее решение конкретных педагогических задач на основе данных фундаментальных теорий. Отсюда возникает необходимость знания основных теорий, лежащих в основе проектирования (теория усвоения знаний, теория мотивации учения, теория развивающего обучения и др.)
Логика деятельности педагогического проектирования:
1. Определение замысла начинается с анализа ситуации, выявления противоречий, определения проблем для решения, их согласования. Для выявления противоречия нужна специальная работа. Данная процедура может быть представлена в виде шести операций:
- реконструировать «эталонную» (нормативную, желаемую) ситуацию, т.е. описать ситуацию с учетом требований (инструкции, приказы, стандарты, рекомендации и т.п.), потребностей общества и желаний самого автора проекта и его представления о должном;
- составить модель «эталонной» (нормативной, желаемой) ситуации;
- выявить и проанализировать разрыв между «эталонной» и реальной ситуациями;
- оценить реальную педагогическую ситуацию с позиции «эталонной»;
- найти обобщенные причины несоответствий, противоречии и разрывов между реальной и «эталонной»;
- сформулировать на основе анализа этих причин проблему, направленную на изменение, совершенствование, улучшение, корректировку существующей педагогической реальности обосновать выбранную проблему, которая по мнению автора может считаться основной в конкретной ситуации;
|
2. Формулировка идей, системы ценностных установок для разработки проекта, создание схемы или образа-эскиза проекта, выдвижение гипотез, определение целей проектирования в конкретных критериях, прогнозирование, разработка и оценка вариантов решения, выбор наиболее эффективных, определение системы методов проектирования, т.е. формулировка концепции проекта;
3. Разработка обобщенных моделей действий, т.е. стратегическая программа управления реализации проекта;
4. Конкретизация задач, которые необходимо решить, определение и обоснование условий и средств для достижения целей, разработка тактики действий и системы взаимодействия для реализации проектов. Т.е. планирование реализации стратегий;
5. Реализация проекта, на данном этапе организуется непрерывная обратная связь, оценка процесса, доработка, корректировка;
6. Оценка, анализ и обобщение результатов, определение дальнейших направлений деятельности;
7. Оформление процесса и результатов проектирования в конкретных продуктах педагогического творчества, документах проекта (публикациях, сообщениях, докладах, защитах и т.д.);
9. Одновременно с разработкой и реализацией проектов организуется экспертиза хода и результатов проектирования.
В реальности проектирование не носит строгой линейности в этапах деятельности. Например, уточнение цели проводится на всех этапах процесса, анализ, диагностика, прогноз, корректировка также постоянно сопровождают деятельность педагогов.
|
Задание
Выполнить в тетради указанные ниже шаги-действия по разработке проекта урока профессионального обучения:
1. В соответствии с перспективно-тематическим планом выбрать тему урока теоретического (производственного) обучения.
2. Предварительно сформулировать цели урока (образовательная, воспитательная и развивающая)
3. Определить исходные условия проведения урока (место и время проведения урока; группа; уровень обученности, воспитанности, развития учащихся; оборудование; дидактическое обеспечение и др.). Для определения уровня обученности и т.д. учащихся необходимо воспользоваться соответствующими критериями (см. Лаб раб. № 1)
4. Руководствуясь указанными выше положениями («Теоретический материал»,
п. 1), выявить основные педагогические противоречия. Например, несоответствие уровня усвоения знаний, сформированности умений (навыков), развития технического мышления и т. п. требуемому уровню.
5. Определить замысел, основную идею проекта, например: а) повысить уровень усвоения знаний, б)ввести элементы развивающего обучения, в) усилить мотивацию учения, г) повысить уровень самостоятельности учащихся, д) шире включать учащихся в мыслительную деятельность, е) усилить воспитательную направленность обучения, ж) обеспечить политехническую направленность обучения и др.
6. Уточнить тему и цели урока.
7. Определить стратегию проектирования урока, основные педагогические идеи, теории, положения и др., которые будут положены в основу проектируемого урока (системно-деятельностный подход в обучении (воспитании), личностно-ориентированные технологии обучения, развивающее обучение, развитие творческого мышления, комплексное использование средств обучения, технологизация процесса обучения, оптимизация процесса обучения, теория мотивации учения, психолого-физиологические основы формирования производственных умений и навыков и др.).
|
8. Ознакомиться и записать основные положения выбранной теории, идеи.
9. Сформулировать рабочую гипотезу проекта, например, «Уровень усвоения знаний учащихся может быть повышен, если на уроке будут использованы …», «Развитию технического мышления учащихся будут способствовать…» и др.
10. На основе выявленных ведущих теоретических положений разработать обобщенную модель урока (Таблица 5). Показать связь положений теории с содержанием и методами обучения.
Таблица 5
Структурный элемент Урока и его задачи. | Краткое содержание учебного материала | Деятельность преподавателя, мастера. Методы преподавания | Деятельность учащихся. Методы учения |
1. Орг. момент и т. д. |
11. Разработать подробный план-конспект урока: уточненные тема, цели урока, учебно-материальное оснащение урока, этапы урока, подробное содержание, методы, приемы обучения, вопросы, задания, упражнения, эталоны правильных ответов, действий и др.
12. Защитить свой проект урока. Сделать краткое сообщение по всем 11-и пунктам задания1 (5-7 минут).
Литература: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10
Список литературы
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.- 416 с.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.-336 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М. Педагогика, 1989. -192 с.
4. Воронин А.М., Симоненко В.Д. Педагогические теории, системы, технологии. - Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета имени академика И.Г.Петровского., 1996.- 133 с.
5. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М 1989
6. Кирикилица Э.Н. Технология системного проектирования процесса обучения
на уроке: Методическое пособие – Вологда.: Волог. ин-т ПК и ППК, 1993.-104 с.
7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / А.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. А.А.Смирнова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 544с.
8. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под редакцией д-ра пед.наук, проф. А.П.Тряпициной.-СПб.: Образование, 1995.-171 с.
9. «Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. Т. И. Шамовой и П. И. Третьякова. - ИПП «Тюмень», Москва-Тюмень, 1994.- 289 с.»
10. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.-512 с.
11. Профессиональная педагогика: Учеб. -метод. Пособие /Сост. В.В.Николаев, Г.В. Комкова - Череповец: ЧГУ, 1998.- 27с.
12. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997.
13. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.
14. Техническое творчество учащихся / Под ред. Ю.С.Столярова и Д.М.Комского – М. Просвещение, 1989.- 224 с.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………. 3
Семинарские занятие № 1 ……………. ……………………………………………. 3
Семинарское занятие № 2 …………………………………………………………… 4
Семинарское занятие № 3 …………………………………………………………… 4
Семинарское занятие № 4 …………………………………………………………… 5
Лабораторно-практическая работа № 1 …………………………………………… 6
Лабораторно-практическая работа № 2 …………………………………………… 9
Лабораторно-практическая работа № 3 …………………………………………… 10
Список литературы …………………………………………………………………… 13
7. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. - М.: Педагогика, 1973.- 299 с.
6. Методы обучения трудовым действиям / Под ред. М.А.Жиделева. - М.: Высш. шк., 1972.- 208 с.