ОСНОВЫУПРАВЛЕНИЯ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 2019-2020 уч. год
ПиП - УО –412-УОз (итого 144 ч., 4 зет, экзамен)
1 курс - 1 сессия (октябрь): л=2, пр=6, срс=28, к/р; 1 курс - 2 сессия (май) - л=2, пр=6, срс=28, к/р
2 курс - 3 сессия (осень) - л=2, пр=12, срс=49, контрольная раб, экзамен
№ | Тема | Вид | дата | Подготовка к уроку (группа) | д/з (контрольная) |
1 сессия | |||||
1-2 3-4 | Характеристика современной системы образования РФ, ее структура. Управление в образовании. Нормативно-правовая база образования. Принципы государственной политики в области образования. Образовательная политика. Государственные органы управления образованием, содержание их деятельности. Государственно-общественное управление. | Лекц 1 | . | Научная организация труда: понятие, основные элементы, принципы | |
Система и уровни образования. Образовательные организации. Типы образовательных организаций. Организационно-правовые формы. Полномочия учредителя. Структура образовательной организации Структурные подразделения. Инновации в образовании. | Пр | Работа с документами | Особенности управления инновациями в образовании | ||
5-6 7-8 | Руководитель ОУ. Управленческая культура как системное понятие: сущность, структура, тенденции изменения.Требование к кандидату на должность. Требования к профессиональной компетентности. Проект профстандарта руководителя. Основные качества руководителя. Формы власти. Авторитет руководителя. Самооценка и контроль в деятельности руководителя. Руководство и воспитание. Нравственные аспекты руководства. | Пр | Круглый стол (готовят студенты) «Руководитель ОО - хозяйственник, профессионал или «человек»?» | Разработать «Этический кодекс руководителя ОО» | |
Стиль руководства. Имидж руководителя. Методы управления. | Пр | Выступления студентов | |||
2 сессия | |||||
1-2 3-4 | Системный подход. Системный подход как методологическое основание управления образовательной системой. Системы управления. | Л | Разработать модель «Образовательная организация как система» | Доработать модель «Образовательная организация как система» | |
П\з: Определение систем | Пр | Работа по подгруппам | |||
5-6 7-8 | Административно-хозяйственная деятельность. Безопасность. Содержание имущества Оснащение классов и предметных кабинетов. Оснащение ДОО с группами комбинированной направленности. Спортивное оборудование и инвентарь для школы Требования к территории общеобразовательной организации. Уборка территории общеобразовательной организации Значение и свойства зеленых насаждений. Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. Организация работы по энергосбережению в образовательной организации. Подготовка к новому учебному году. Техническое обслуживание зданий и сооружений образовательных организаций. Ремонт помещения: текущий или капитальный. Проведение ремонтных работ в течение учебного года. Проведение дезинфекции в образовательной организации. Отходы производства и потребления. Обращение с медицинскими отходами. | Пр | Выступления с докладами | Подготовить к аннотированный каталог документов по теме | |
Доступность школы для учеников с ОВЗ и инвалидностью. Инклюзивное образование. Перечень природоохранной документации в образовательной организации. Требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности. Требования к противопожарному режиму в образовательной организации. Охрана труда в образовательной организации. Транспортное обеспечение обучающихся. Организованная перевозка групп детей. | Пр | Выступления с докладами | |||
3 сессия | |||||
1-2 | Функции педагогического менеджмента. Анализ как система. Анализ и оценка эффективности урока, воспитательных мероприятий и деятельности ОО. Анализ результатов контроля. Самообследование и публичный доклад. Порядок проведения. Разработка справки (акта) по анализу деятельности. Анализ программ развития и КЦП ОО. Мотивация персонала (рассматривается в Управлении персоналом) | Лекц | Выступления с докладами | Справка по анализу деятельности (урока, внеурочной деятельности и тд.) | |
3-4 5-6 | Планирование как система.Целеполагание. Стратегическое планирование деятельности, определение индикаторов и целевых показателей Виды планирования (программа развития, годовой план, план на месяц, ежедневное планирование). Система планов ОО: ООП организации, учебный план, рабочие программы дисциплин., план воспитательной работы, планы работы коллегиальных органов, планы работы с родителями и т.п. Программа развития общеобразовательной организации: разработка, экспертиза, утверждение, оценка ресурсов и рисков. КЦП. | Пр/ студ | Выступления с докладами | На основе имеющихся данных разработка годового плана работы ОУ. | |
Разработка плана мероприятий на основе справки (с пред урока) | Пр | Совещание администрации. | |||
7-8 | Организация деятельности как система работы. Управленческое решение. Делегирование полномочий. Должностные инструкции. Организационная структура управления. Формирование и развитие структуры общеобразовательной организации, управленческой команды Совещание. Коллегиальные органы (педагогический совет, управляющий совет, наблюдательный совет). Положения. Социальное партнерство. Работа с родительской общественностью. | Пр\ студ | Выступления с докладами | Разработать Положение об административном совете ОО | |
Разработка Положения о коллегиальном органе. Разработка оргструктуры управления. | Пр | Работа по подгруппам | |||
9-10 11-12 | Контроль в управлении ОО. Цель и функции контроля. Виды контроля. Мотивирующее значение контроля, аудит. Система внутришкольного контроля. Условия осуществления контроля. Принципы контроля. Контроль и самоконтроль. Циклограмма контроля. Планирование контроля. Организация контроля. Контрольно-инспекционная деятельность. Надзор и контроль в сфере образования | Пр/ студ | Выступления с докладами | Циклограмма контроля в ОО на учебный год. Схема тематического/ фронтального контроля | |
Составление циклограммы контроля. Составления плана контрольных мероприятий. | Пр | Работа по подгруппам | |||
13-4 | Решение задач | Сдача к/р |
- для выступлений (докладов) использовать презентации, замена по предупреждению, при отсутствии подготовки – с/р для всех.
Управленческая культура как системное понятие:
сущность, структура, тенденции изменения.
Управленческая культура образовательного труда. Создание имиджа как составной части профессиональной культуры руководителя, преподавателя, воспитателя. Руководство и воспитание. Нравственные аспекты руководства. Имидж. Слагаемые организационной культуры: базовая цель, общая политика, кодекс поведения. Психологический базис организационной культуры. Роль руководителя, учителя, воспитателя в формировании культуры организации. Влияние культуры на поведение человека.
Профессиональная культура, слагаемые профессиональной культуры руководителя, Профессионализм руководителя, учителя как проблема самоменеджмента. Определение своего стиля профессиональной деятельности. Личностный рост как проблема. Планирование и организация своей профессиональной деятельности: научно-исследовательская и методическая работа.Факторы, влияющие на результативность самоуправленческой деятельности. Анализ и оценка своих личных ограничений. Ограничения личной эффективности, их преодоление. Самоуправление, личные ценности, личные цели, развитие способностей.
Основные качества руководителя. Формы власти. Авторитет руководителя. Стиль руководителя. Самооценка и контроль в деятельности руководителя.
Литература
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова.- М.: КноРус, 2010.-740 с.
- Панферова, Н. Н. Управление в системе образования [Текст]: учебное пособие / Н. Н.Панферова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 248 с.
- Гаврилин А.В Система "директор-педагог": единомышленники, противни ки, равнодушные "Директор школы"- М.,1994, №2, С.2-10.
- Ушаков К.М., Управление школьной организацией: организационные и че-ловеческие ресурсы, М.: Сентябрь, 1995 г.
- Мотуренко Н.В. Управленец старой формации или менеджер новой формации? // Завуч. - 2003. - № 1. - С. 130.
- Рожков И.А. Профессионализм в управлении ОУ // Инновации в образовании. - 2002. - № 5. - С. 27.
- Ямбург Е. Управленческий слух - от хаоса звуков к миру гармонии: [Об образовательном менеджменте] // Практический ж. для учителя и администр.. - 2002. - № 1. - С. 4.