Понятия "Человек, индивид, индивидуальность, личность". Соотношение понятий.
Человек – целостное биосоциальное существо, связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них, способное производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Человек – субъект общественно-исторического развития, создатель материальных и духовных ценностей.
Биологическое и социальное начала в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности. Социальное в человеке рождается и развивается в ходе его сознательной деятельности и общения. Если предпосылкой развития человека называют наследственность, то источником его развития считают социальную среду.
Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) отдельно взятый представитель всего человеческого рода.
Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие “индивидуальность”, напротив, выделяет человека из сообщества других людей.
Личность (англ. personality; от лат. persona – маска актера, роль) – 1) особые качества человека, приобретаемые им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении; 2) человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.)
Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» может быть выражено формулой:
"Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".
Особо значимый период в развитии личности – подростковый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.
|
Понятия "Общество в широком и узком смысле, природа, сферы жизни общества, общественный прогресс"
Общество – исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения; часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная.
Следует отметить, что понятие «природа » используется в нескольких значениях.
В самом широком смысле – весь окружающий мир в его многообразных формах. Под природой понимается также совокупность естественных условий существования и развития человеческого общества (среда обитания и источник ресурсов для производства и повседневной жизни). Распространен и термин "вторая природа" – так характеризуются созданные человеком материальные условия жизнедеятельности. В приведенном широком определении общества термин «природа» используется в значении естественных условий существования общества. Только в этом смысле можно говорить об определенном обособлении общества (социальной среды) от природы (естественной среды).
Понятие «общество» может быть использовано в более узких значениях:
– исторический этап развития общества (напр.: первобытнообщинное общество, индустриальное общество);
– совокупность людей, объединенных местом пребывания в стране, в регионе (напр.: английское общество);
– круг людей, объединенных общностью происхождения, положения (напр.: дворянское общество)
– круг людей, имеющих общие интересы, в том числе профессиональные (напр.: спортивное общество, общество врачей-хирургов)
|
Наука рассматривает общество, как целостную, динамичную систему социальных связей, отношений между большими и малыми группами. Эта система состоит из отдельных взаимосвязанных частей – подсистем. Важнейшими подсистемами являются сферы жизни общества.
Сферы жизни общества – это составные части общества, его подсистемы.
Экономическая сфера – включает производство, финансовые учреждения, обмен, распределение и потребление, отношение людей в этих процессах деятельности.
Социальная сфера – охватывает все компоненты социальной структуры общества (семья; группы, выделенные на основе социальной стратификации: классы, сословия; нации и межнациональные отношения), а также социальную инфраструктуру общества (образовательно- воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты и т.п.).
Политическая сфера – включает отношения, возникающие между основными субъектами политики: государством, гражданским обществом, партиями, политическими элитами.
Духовная сфера – охватывает мораль, науку, религию, образование, искусство, культуру в различных их проявлениях и организациях, творческую деятельность людей, их отношения в процессе создания, распространения, сохранения и усвоения духовных ценностей.
Все сферы тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.
|
Общественный прогресс (от лат. рrogressus – движение вперед) – развитие общества, характеризующееся его совершенствованием, его движением от низших форм к более высоким, от менее совершенного к более совершенному. Противоречивость общественного прогресса проявляется в
том, что происходящие в обществе изменения могут разнонаправленный характер: прогресс в одной области сопровождаться регрессом в другой.
Понятия "Знание, виды знаний: практическое и теоретическое, обыденное и научное. Чувственное и рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение".
Знание – результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные в процессе практики. Знания определяются потребностями общества и возникает как итог осмысления человеком своего опыта.
Виды знаний
По объекту познавательной деятельности различают области знаний о природе, обществе и человеке, т.е. естественнонаучное, социальное и гуманитарное знания.
По функциям и соотнесенности с действительностью различают практическое и теоретическое знание.
Практическое знание непосредственно связано с деятельностью человека в различных сферах, обслуживает ту деятельность.
Теоретическое знание (философия, теоретические науки, идеология) ориентировано на выработку новых смыслов.
По способам и источникам получения знаний различают обыденное знание (обыденное познание) и научное знание (научное познание). Обыденное знание опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности.
Научное знание – знание о мире и человеке, полученные с помощью специальных средств и методов; отличающиеся системностью, обоснованностью, доказанностью (экспериментом, практикой, с помощью ранее обоснованных положений теории); выработанные усилиями специалистов (ученых).
Познание – процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. Различают научное, обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское познание. Выделяют две ступени познания: чувственное и рациональное.
Научное познание – высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий получение объективных знаний о мире и человеке. Это достигается применением специальных средств и методов, требующих особой подготовки, навыков и личных качеств исследователя.
Рациональное познание – одна из ступеней познавательного процесса, обеспечивающая постижение сущности познаваемых предметов и явлений. Рациональному познанию присущ понятийный, абстрактно-теоретический характер.
Его концентрированным воплощением является мышление – активный процесс, предполагающий анализ исходных данных, их переструктурирование, синтезирование рядов информации, дополнения и т.п. для получения искомого результата. Мышление неразрывно связано с речью и языком – определенной знаковой системой (естественной и искусственной).
В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:
Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.
Рациональное познание имеет три основные формы: понятие, суждение и умозаключение.
Понятия "Истина (абсолютная и относительная), критерии истины.
Истина – подкрепленное практикой, научным экспериментом утверждение, точно (адекватно) отражающее действительность; истина – цель и результат познавательной деятельности.
В основе такого понимания истины лежит идея существования независимой от субъекта объективной и доступной для познания реальности. Сопоставляя наше знание с этой реальностью, мы и можем судить о его истинности (или ложности). Это определяет такую характеристику истинного знания, как его объективность.
Абсолютная истина – исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире. Это, скорее, идеал познания, к которому стремятся люди.
Относительная истина – показатель определенного уровня достоверности и полноты знания в конкретных условиях. Относительность истины обусловлена бесконечной сложностью познаваемого мира, а также ограниченностью средств и возможностей нашей познавательной деятельности.
Критерии истины – оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности и "совпадения" содержания мысли с ее объектом. В качестве критериев истины в познавательной деятельности выступают опытные данные, законы логики, результаты научных экспериментов, ранее доказанные фундаментальные положения и открытые законы.
Важную роль в обосновании истинности играет практика. В широком понимании практика включает весь опыт человеческой деятельности.
Понятия "Деятельность, виды деятельности (коллективная, массовая, индивидуальная), (инновационная, изобретательская, творческая или рутинная), структура деятельности (компоненты): объект, субъект, мотив и цель, средства, результат".
Деятельность – специфический мир активности человека, направленной на взаимодействие с окружающим миром, его познание и преобразование, включая самого себя. В процессе активного взаимодействия с окружающим миром человек, воздействуя на объект своей деятельности, удовлетворяет свои потребности.
Из определения видно, что родовым по отношению к деятельности выступает понятие активности.
К видовым признакам деятельности (отличающим ее от других видов активности относится целенаправленность деятельности, ее продуктивность (создание продукта материальной или духовной культуры), ее соотнесенность с потребностями человека.
Виды деятельности
Существуют различные классификации видов деятельности.
В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру, деятельность подразделяется на практическую и духовную. В зависимости от общественных сфер, в которых она протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др.
С точки зрения выделения ведущей деятельности в определенные периоды жизни человека выделяют игру, учебу и труд.
Понятие деятельности можно конкретизировать и в связи с ее социальными формами (коллективная, массовая, индивидуальная), и в зависимости от потенциала нового в ней (инновационная, изобретательская, творческая или рутинная).
Структура деятельности – совокупность взаимосвязанных компонентов деятельности как динамической системы.
В научной литературе сложились два основных подхода к выделению главных компонентов в структуре деятельности. Первый базируется на понятии «действие», как важнейшем структурном элементе любой деятельности. Он широко представлен в психологической литературе. Второй подход (условно говоря, философский) преобладает в учебной литературе. Согласно ему главными компонентами деятельности выступают ее: объект, субъект, мотив и цель, средства и методы, результат.
Наука – 1) специфическая форма деятельности, обеспечивающая получение нового знания о природе, обществе и мышлении, вырабатывающая способы и средства развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение полученного знания, использующая специальные методы исследования, особый понятийный аппарат; 2) система теоретических знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующаяся стремлением к объективному объяснению сущности явлений и процессов; 3) социальный институт, включающий ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; систему присвоения ученых степеней и званий, нормы научной этики.
Образование – профессионально организованный процесс приобщения личности к ценностям и нормам культуры данного общества.
Элементами системы образования являются: сеть образовательных учреждений (государственных и негосударственных), специфические социальные общности (например, педагоги, учащиеся), учебный процесс как особый вид деятельности, совокупность средств и технологий.
Образование как социальный институт выполняет функции
выявления и развития интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности (гуманистическая функция);
подготовки квалифицированных специалистов (профессионально-экономическая функция);
гражданское обучение и воспитание (социально-политическая);
подготовка личности к жизни и взаимодействию в обществе (адаптационная функция).
Образование традиционно подразделяется на общее (начальное, основное, среднее), профессиональное (начальное, среднее, высшее специальное, послевузовское повышение квалификации), и дополнительное. Причем на более низких ступенях обучения решаются преимущественно задачи общего образования – просвещение, а на более высоких – профессионального: введение обучаемого в действующую систему разделения труда, усвоение им специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.
В связи с переходом современного человечества в постиндустриальную фазу развития возрастает роль образования, причем актуальным становится непрерывное образование – образование, в различных формах продолжающееся всю жизнь человека.
Религия (лат. religio — благочестие, святость) – мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование сверхъестественных сил. Религия – одна из форм духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира индивидом, социальной группой, обществом в целом.
В структуре религии выделяются религиозное сознание (обыденное и теоретическое), культ, религиозные отношения, организации. Религиозное сознание предполагает веру в наличие сверхъестественных сил, влияющих на деятельность индивида и общества; возможность общения с этими силами и воздействия на них; в истинность религиозных догматов, священных текстов, действительное свершение описанных в них событий; в религиозные авторитеты. Благодаря религиозной вере определенные персоны, действия, предметы, тексты наделяются религиозным значением и символическим смыслом и включаются в культ.
Религия как социальный институт выполняет ряд функций: мировоззренческую, регулятивную, коммуникативную, познавательную, психологическую и др.
Ученые выделяют политеистические и монотеистические религии. Различают также религии племенные или архаические (тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм, знахарство, магия и др.), национальные (например, индуизм, иудаизм) и мировые (буддизм, христианство, ислам).
Искусство –
1) особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира;
2) сфера культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению реального мира, его воспроизведению образно- символическими средствами с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта.
Искусство включает живопись, скульптуру, архитектуру, литературу, музыку, театр и др.
Мораль (от лат. мoralis – нравственный) –
1) система взглядов отражающая сложившиеся в обществе представления о добре и зле, чести и достоинстве, смысле жизни;
2) один из способов социального регулирования в соответствии с этими представлениями.
Система принципов и норм морали оказывает воздействие на поведение людей. Моральные нормы в отличие, к примеру, от правовых, не учреждаются специальными учреждениями и не контролируются ими. Нормы морали в обществе поддерживаются силой общественного мнения, примерами нравственных поступков. Внутренние регуляторы морального поведения – совесть, убеждения, чувство долга – не менее значимы, чем внешние. Моральные требования имеют форму должествования (следует поступать так) и равно обращены ко всем.
Глобальные проблемы – совокупность проблем, затрагивающих жизненно важные интересы человечества и требующих для своего разрешения усилий всего мирового сообщества.