Вопрос третий. Национальные отношения.




Текст.

Вопрос первый. Исторические формы общности.

Историческими, то есть существовавшими главным образом в историческом прошлом, формами общности людей являются род, племя и народность.

Род был основан на принципе кровного родства. Эта форма общности соответствует родоплеменному периоду истории.

Племя – общность людей, основанная на принципе единства территории, так же соответствует родоплеменному периоду истории.

Род и племя были этническими формами общности людей, то есть были основаны на единстве происхождения.

Народность основана на ряде признаков, в том числе территориально-языковом, но является крайне неустойчивой формой общности. Народности возникают одновременно с первыми государствами и существуют в Древнем мире и в Средние века.

Современному человеку порой бывает трудно представить, до какой степени народности древности и средневековья были неустойчивыми формами общности. Так, значительную часть населения средневековой Франции составляли бургунды, говорившие на языке, куда более близком к немецкому, чем к старофранцузскому. А князь Олег – правитель Киевской Руси, население которой составляла древнерусская народность, перенёс столицу за границу, в Дунайскую Болгарию, где жил совсем другой этнос.    

 


Вопрос второй. Нация и её признаки.

Современному уровню развития человечества соответствует такая форма общности людей как нация.

Нация – устойчивая форма общности людей, возникающая в период модернизации, то есть во время рождения индустриального общества.  

 

 


Нация не является этнической формой общности, т.е. не объединяет людей по принципу общего этнического происхождения. В состав современных наций входят люди не только различных национальностей но, подчас, и различных рас. Так, в состав американской нации входят европеоиды (потомки переселенцев из Европы), негроиды (потомки невольников, привезённых из Африки) и монголоиды (индейцы – коренные жители Америки). Но все они вместе взятые, а также потомки других переселенцев, приехавших в США в разное время со всего Земного шара, составляют весьма сплочённую американскую нацию.

Выделяют такие признаки нации как единство

· языка

· религии

· территории

· государственной принадлежности (политический признак)

· менталитета (особенностей национальной психологии)

· культуры

· экономики

· исторической судьбы.

Но не один из этих признаков не является не только главным, но и обязательным. Так, немцы исповедуют католицизм и протестантизм, русские, эмигрировавшие в Америку, остаются русскими, а мрачный француз – тоже француз, хотя менталитету французов свойственен «галльский дух» - весёлость и оптимизм.

Отсутствие общего признака отнюдь не означает, что наций нет. Принадлежность к нации определяется при помощи национальной самоидентификации – человек принадлежит к той нации, к которой сам себя относит. Таким образом, современная нация – это общность людей, причисляющих себя к ней.

Различают этническое и гражданское понимание нации. Гражданская нация – граждане одной страны, связанные политическими, экономическими, культурными и иными связями, но не имеющими единого этнического происхождения.

Не все народы достигли на сегодняшний день уровня развития нации, поэтому наряду с нациями мы видим такие общности как народности (например, в России на Крайнем Севере) и племена (например, в Экваториальной Африке).

Вопрос третий. Национальные отношения.

Национальные конфликты, возникающие в современном мире как внутри многонациональных государств, так и между странами, являются одной из острейших глобальных проблем современного мира. Важнейшим направлением решения этих конфликтов являются соблюдение прав каждого гражданина вне зависимости от его национальной принадлежности.

В ряде стран национальные меньшинства борются за суверенитет, что порой приводит к кровопролитию. Так, много лет безуспешно добиваются создания своего национального государства Курдистан курды, живущие в Турции, Иране и Ираке. Несколько десятилетий идёт борьба палестинского народа за независимость от Израиля и т.п. Международное сообщество в отношении этих конфликтов пытается руководствоваться двумя противоречащими друг другу и даже взаимоисключающими принципами: принципом признания права нации на самоопределение и принципом нерушимости границ.

Особенностью современного мира является то, что в нём не меньшую остроту, чем межнациональные конфликты, обрели конфликты межконфессиональные, то есть противодействия друг другу людей разных религий. преобладание межконфессиональных конфликтов над межнациональными, т.е. чаще воюют живущие рядом люди разных вероисповеданий, нежели разных национальностей. К локальным конфликтам такого рода можно отнести борьбу ирландских католиков против англичан-протестантов в Ольстере, гражданскую войну в Ливане между мусульманами и христианами, трагические события в бывшей Югославии, где шла война между католиками, православными и мусульманами и др. Глобальным межконфессиональным конфликтом приходится признать сегодня конфликт между христианами и мусульманами, живущими в самых разных уголках планеты.

В современном мире проходит развитие двух разнонаправленных, и, в то же время, взаимосвязанных тенденций. Это тенденция к сближению наций, глобализации, и процесс национального и конфессионального размежевания, тенденция к самостоятельному развитию наций.

 

Межнациональные отношения — это:

1) отношения между людьми различных национальностей, которые являются гражданами одного государства;

2) отношения между различными нациями.

Формы межнациональных отношений:

1) мирное сотрудничество либо

2) этнические конфликты.

Способы мирного сотрудничества:

1) Этническое смешивание — разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.

2) Этническое поглощение — представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Существуют мирные и военные формы ассимиляции.

Этносоциальный (межнациональный) конфликт — это одна из форм отношений между национальными общностями, которая характеризуется их взаимными претензиями и открытым противостоянием друг другу, вплоть до вооружённых столкновений и войн.

Национальный вопрос — это вопрос об освобождении угнетённых народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства. Корни национального вопроса — в неравномерности социально-экономического и политического развития различных народов.

Причины межнациональных конфликтов:

1) несовпадение этнических и территориальных границ;

2) ухудшение экономического положения;

3) социальные противоречия;

4) национализм и шовинизм, возведённые в ранг официальной политики;

5) национальные и религиозные различия;

6) прошлые национальные обиды.

Национализм — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма:

1) этнический — борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности;

2) державно-государственный — стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счёт малых народов;

3) бытовой — проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия.

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм. Шовинизм — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид. Геноцид (от гр. genos — род и лат. — caedre — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

Примером геноцида является холокост (от гр. holos — всеобщий и kaustos — сжигающий) — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны (1939−1945 гг.).

Принципы разрешения национального вопроса:

1) отказ от насилия и принуждения;

2) поиск согласия на основе консенсуса всех участников;

3) признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4) признание равноправия всех народов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: