ИННОВАЦИОННАЯ ПОЗИЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ




 

Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции происходит с помощью различных матриц.

Широкое распространение получил метод «SWOT -анализа» — оперативный диагностический анализ среды организации. Аббревиатура SWOT: S— strength (сила), W — weakness (слабость), О — opportunity (возможность), Т— threat (угроза).

Осмысление возможных ситуаций осуществляются по матрице SWOT-анализа (слайд 4.5). Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровни состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении 2/2 получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций.

1. Поле SO — «сила-возможности». Для оценки инновационной позиции предприятия при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это самый благоприятный квадрант — ''нет необходимости что-либо изменять и к чему-либо готовиться.

2. Поле ST — «сила-угрозы». Фиксируются те факторы инновационного климата, которые ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон.

3. Поле WT — «слабость-угрозы». Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь радикальными преобразованиями состояния организации.

4. Поле WO — «слабость-возможности». Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реализовать ранее намеченные меры по усилению инновационного потенциала организации.

 

Инновационная позиция (ИП), как уже отмечалось, определяется совместно инновационным потенциалом (П) и инновационным климатом (К).

Количественное выражение инновационной позиции может вычисляться либо произведением, либо суммой: ИП = (П + К)/2; ИП = (П* К)1/2

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И ИННОВАЦИОННАЯ СИЛА

При оценке той или иной ситуации реально учитывается но и инновационная мощность или сила, конкретно проявляемая организацией в конкретной обстановке. Инновационную силу (С) определяют умножая инновационную позицию (ИП) на коэффициент инновационной активности (Ка): С = ИП * Ка

Каждый параметр определяется экспертом по 5-балльной шкале

Таблица. Оценка инновационной активности организации

№   ОЦЕНИВАЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ   Уровень состояния параметров  
А1   Качество инновационной стратегии и инновационной цели   1 2     4 5  
А2   Уровень мобилизации инновационного потенциала   1 2     4 5  
аз   Уровень привлекаемых капиталовложений - инвестиций   1 2     4 5  
А4 Методы, культура, ориентиры, обычно используемые при проведении инновационных изменений   1 2     4 5  
А5 Соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации 1 2     4 5  
А6   Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии (проведения стратегических инновационных изменений)   1 2     4 5  
А7 Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности 1 2   4 5
Итоговая оценка состояния инновационной активности   1 2     4 5  

 

Инновационная активность определяется из выражения: Ка = (A1 + … +A7)/7.

Содержание элементов признака «инновационная активность».

1. Качество инновационной стратегии и цели: соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.

2. Уровень мобилизации инновационного потенциала: проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.

3. Уровень привлеченных капиталовложений - инвестиций: проявленная руководством способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и приемлемых по источникам.

4. Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений: применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ. Например, в инновационных процессах распространен метод «параллельного проектирования». В маркетинге инноваций таким методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция «фокусирования на клиентах».

5. Соответствие реакции организации характеру конкурентной стратегической ситуации: инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию: реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к ее изменению; активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия; планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по «слабым сигналам».

6. Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии: интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений. Такая интенсивность характеризуется комплексом показателей, включающих показатель инновационности «ТАТ», обновляемость продукции, обновляемость технологии и технологического оборудования, обновляемость знаний персонала, обновляемость организационных структур и другие показатели.

7. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности: соответствие того или иного уровня стратегической и тактической активности состоянию внешней среды и состоянию самой организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого «мертвого героя», а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачницей.

 


ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

 

Проект – Система мероприятий, способ решения проблемы.

Проект – программа действий по реализации замысла (идеи).

Замысел->Проект (стороны, план, реализация).

Идеи - редкая птица в лесу слов (Виктор Гюго). Идеи - исходное сырье проекта. Прожект - проект через "ж".

 

Переход к проектному мышлению.

Инновационная деятельность не может замыкаться на одной функции (пусть даже называемой проектированием), так как она органически представляет собой бизнес в целостном восприятии: от идеи продукта до его коммерческой реализации.

Проектное управление, при которых все функции, включая и само проектирование, и производство, и маркетинг - всего лишь звенья одной цепи, которые должны служить одной цели, заключающейся в выпуске нового продукта, решающего проблемы потребителей (и одновременно – проблемы производителей).

Cистемный подход к проблеме создания комплексного объекта с ориентацией на конечный результат получил название управление проектами:

Принципы проектного управления: Целенаправленность, Комплексность и сбалансированность, Непрерывность и согласованность, Научность и оптимальность.

 

Целенаправленность:

2 подхода в планировании деятельности организации применительно к целям:

1) При наличии целевой ориентации

Анализ состояния – Оценка возможностей – Определение цели

2) При наличии конкретной цели

Определение цели – Оценка возможностей – Определение действий

 

ИнПроект понимается как:

- Форма целевого управления Ин. Деятельностью

- Процесс осуществления инноваций

- Комплект документов (design).

Инновационный проект – инвестиционный с некоторыми особенностями.

В инновационном проекте содержится перечень мероприятий - локальных проектов, в совокупности обеспечивающих адаптацию к инновации.

Поток инновационных преобразований предусматривается в виде инновационного проекта и инновационной программы. Цель преобразований – обновление.

I. Блок изменений результатов деятельности:

II. Блок изменений в ресурсах:

III. Блок изменений в деловых процессах:

IV. Блок изменений в системе управления:

V. Блок изменений в организационной структуре:

Как правило, независимые инновационные проекты осуществляются на базе венчурных (рисковых) фирм.

 

Исследовательский проект как вид инновационного проекта.

Под исследовательским проектом мы понимает выполнение исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.

Различают формы исследовательского проекта:

ü инициативные научные проекты;

ü проекты развития материально-технической базы научных исследований;

ü проекты создания информационных систем и баз данных (ИС и БД);

ü издательские проекты,

ü проекты организации экспедиционных работ и др.

 

Исследовательские проекты могут выполняться различным числом участников.

Они являются одной из форм инновационного проекта.

 

Инициативные проекты, как правило, осуществляются небольшими (до 10 человек) научными коллективами или отдельными учеными. Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1, 2 или 3 года.

1) Инициативный проект имеет следующее содержание:

* фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;

* конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой

направлен проект;

* предлагаемые методы и подходы (с оценкой степени новизны), общий план

работ на весь срок выполнения работы;

* ожидаемые научные результаты (развернутое описание с оценкой степени

оригинальности);

* современное состояние исследований в данной области науки, сравнение

ожидаемых результатов с мировым уровнем;

* имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту,

полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности);

разработанные методы (с оценкой степени новизны);

* список основных публикаций, наиболее близко относящихся к предлагаемому

проекту;

* перечень и характеристика имеющегося оборудования.

 

2) Проект развития материально-технической базы научных исследований включает:

* фундаментальные проблемы, для решения которых будет использовано дорогостоящее оборудование;

* сферу применения оборудования (подразделение, организация и т.п.);

* общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования;

* имеющийся задел по предлагаемому проекту;

* перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование необходимости приобретения нового оборудования;

* наличие контракта на приобретение (или изготовление дорогостоящего оборудования).

 

3) Проект создания информационных систем и баз данных отражают:

* область знания, в которой должна применяться создаваемая ИС или БД;

* фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо

создание ИС и БД, а также круг пользователей и предполагаемое их число;

* конкретную фундаментальную задачу, на решение которой направлен проект;

* предлагаемые методы и подходы;

* общий план работ на весь срок выполнения проекта;

* ожидаемые результаты;

* современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, сравнение с

мировым уровнем, наличие отечественных или зарубежных аналогов;

* имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации

аналогичных проектов, описание созданных ранее ИС, основные публикации);

* наличие лицензионных программных средств у разработчиков ИС;

* перечень дорогостоящих программных и аппаратных средств, которые

необходимо дополнительно приобрести для успешного выполнения проекта;

* способы предоставления ИС научной общественности (отчуждаемые; требуют

наличия лицензионных программных средств у пользователя;

телекоммуникационный доступ, другие способы);

* стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый объем оперативной

памяти - кбайт); требуемый объем памяти НЖМД (мбайт) для программы и

отдельно для БД; предполагаемые аппаратные и операционные платформы,

программные средства, необходимые для функционирования ИС);

* функциональные характеристики (тип ИС, количество выходных форм,

источник данных в ИС, число полей, число записей или объектов; способы

представления документа; организация и режим поиска);

* дополнительные возможности (сеть передачи данных, каналы связи,

возможности последующего развития ИС, способы предоставления информации из

ИС).

 

4) В издательском проекте показывается:

* фундаментальная научная проблема на анализ и обобщение результатов

которой направлен проект;

* конкретная фундаментальная задача в рамках данной проблемы;

* план-проспект (структура и содержание) издания, объем издания в

авторских листах (один авторский лист равен 4000 знаков) и предполагаемый

тираж;

* современное состояние публикаций в данной области науки;

* степень оригинальности предлагаемого издания (по содержанию, структуре,

уровню анализа и обобщения, методике изложения);

* имеющийся у автора (авторского коллектива) научный задел;

* полученные ранее результаты и разработанные методы;

* список публикаций автора (авторского коллектива), наиболее близко

относящихся к данному проекту.

 

5) Проект проведения экспедиционных работ раскрывает

* фундаментальную научную проблему, на решение которой он направлен;

* формулировку конкретно решаемой задачи; общий план работ;

* имеющийся задел по предлагаемому проекту (полученные ранее результаты,

обосновывающие необходимость проведения экспедиционных работ);

* перечень имеющегося и необходимого оборудования.

 

6) Проекты создания центров коллективного пользования (ЦКП) отражают:

* область знаний, при решении фундаментальных проблем которой

предполагается использовать комплекс оборудования;

* перечень имеющегося оборудования, техническое состояние, основные

характеристики;

* имеющийся опыт по научно-методическому использованию комплекса

оборудования для фундаментальных исследований;

* основные направления научно-методического развития комплекса, а также

перечень необходимого оборудования и материалов, обеспечивающих устойчивую

работу комплекса.

 

Рассмотренные проекты характерны для проведения научных исследований по

математике; информатике; механике, физике; астрономии; химии; биологии и

медицине; науки о земле; гуманитарных и общественных наук.

 

Для исследовательского проекта характерно следующее:

* не повторяется;

* имеет заранее сформулированную цель;

* имеет определенное начало и конец;

* ограничен во времени и средствах;

* сложен;

* требует привлечения специалистов разных профилей;

* имеет высокий приоритет.

 

Проект нацелен на достижение в течение установленного времени и при использовании ограниченных ресурсов конкретно поставленной цели, которая настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации:

* создания проектной группы или образования творческого коллектива;

* управления (как обеспечить выполнение проекта с учетом требований к качеству, издержками и сроками).

Вместе с тем реализация проекта нередко требует организации рабочей группы.

 

Инновационная программа

Состав мероприятий (локальных проектов), связанных целевой направленностью, формируют в виде плана, а чаще инновацион­ной программы. В программе данные мероприятия фор­мулируются в виде работ со своими сроками, исполни­телями и финансовыми затратами.

Фрагмент инновационной программы перехода организации на новую технологию

№ п/п   Мероприятие (локальный проект)   Срок исполнения   Исполнители   Затраты по смете, тыс. руб.  
         
7.   Приобретение лицензии на технологию   1 кв. 1999 г.   Отдел 17    
13.   Переподготовка специалистов и рабочих   2 кв. 1999 г.   Отдел кадров    
29.   Создание нового цеха   3 кв. 1999 г.   Отдел 34    

 

 

Инновационный проект всегда можно рассматривать как инвестиционный.

Инвестиционный проект (ИП) – программа решения экономической проблемы.

 

Экономический процесс –преобразование ресурсов в эк. продукт.

Ресурсы (природн., труд., кап., инф.) -> Факторы пр-ва (организуются на основе предприним. способности (управления) и денег) -> Товар (Продукт, Услуга).

Т. е. предприним. сначала приобретает ресурсы, чтобы создать факторы пр-ва и получить доход.

Инвестиции (И) – 2 стороны (затраты-результат).

1. Вложения в основной капитал, требующие отвлечения ресурсов на время (затраты).

2. Вложения с целью получения дохода (результат).

Классификация И.

1. По форме (мат.-веществ., финансовая, нематер.)

2. По целев. направленности (валовые поддержание+расширение и чистые – расширение).

3. По объектам (в матер. пр-во, фин., научн-техн., в соц-культ сферу)

3.1. В Произв.= Основные ср-ва + оборотные ср-ва.

3.2. В Научно-техн. проекты (Немат.акт., венчурные).

3.3. В Недвижимость

3.4. В Финансовые активы (ценные бумаги)

3.5. Драг. металлы и произв. искусства.

Банковский депозит особый вид И - альтернатива.

Цепь объектов инвестиций (например, ценные бумаги). Переплетение инвестиций.

4. По сроку действия (кратко и долгоср.)

5. Форме собств (гос, частн, смеш.)

6. По отнош. к стране (внешние - иностранные и внутр)

По участию в уставном капитале (УК) и значимости для предприятия ин. И. (прямые в США >10%УК и косвенные (финансовые)).

7. По источникам финансирования П: Собственные (внутр., внешние) / Заемные.

 

Инвестирование инновационной деятельности может осуществляться как за счет собственных, так и привлеченных средств. Для российских предприятий в настоящее время основным источником инвестиций являются собственная (прибыль и амортизационные отчисления). Кроме того, инвестиционный фонд для инновационной деятельности может пополняться безвозмездными вложениями в натуральной форме или в виде спонсорской финансовой помощи.

Наиболее популярным на Западе способом увеличения собственных средств компании является эмиссия акций. Однако в отличие от других источников собственных средств этот ресурс является платным, поскольку акционеры приобретают акции в расчете на дивиденды. Недостаточный размер дивидендов может привести к тому, что вновь выпускаемые акции для финансирования инновационной деятельности окажутся неразмещенными. Как показывает мировая практика, 80—90% инноваций в мире финансируются промышленными компаниями преимущественно за счет собственных финансовых средств.

В России корпоративные отношения находятся в стадии формирования, поэтому эмиссии ценных бумаг под инновационную деятельность проводятся достаточно редко.

 

В качестве источников инвестиций могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и учреждений, сбережения населения.

Бюджетные ассигнования

Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию инноваций ограничены доходами бюджетной системы. При этом в зависимости от политико-экономических условий направления, формы и размеры бюджетных инвестиций в инновации имеют существенные различия.

В технологически развитых странах размеры бюджетных ассигнований на научно-техническое развитие достаточно велики, объекты инвестирования определяются на конкурсной основе с учетом национальной стратегии развития и оборонной доктрины. Например, в Японии на уровне конституционального закона введено ограничение, согласно которому не менее 3% валового национального дохода из бюджета должно направляться на развитие фундаментальных научных исследований.

Иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей.

 

За исключением беспроцентных ссуд привлеченный капитал выдается на условиях возвратности, срочности и платности, то есть представляет собой кредиты в различной форме. Наряду с традиционной формой кредитования в инновационной деятельности широкое распространение получили лизинг, форфейтинг и франчайзинг.

Лизинг — долгосрочная аренда основных средств. Арендодатель за свой счет приобретает необходимое оборудование и сдает его в аренду арендатору. При этом права собственности на оборудование остаются у арендодателя.

По окончании лизингового договора арендатор может вернуть арендодателю арендуемое имущество (оперативный лизинг) или выкупает объект лизинга по остаточной стоимости (финансовый лизинг). В течение всего срока эксплуатации арендатор перечисляет плату за пользование арендованным имуществом.

В настоящее время лизинг получил наибольшее распространение в российских транспортных компаниях (морских пароходствах и автотранспортных международных перевозчиках): стоимость приобретаемых основных средств в этих компаниях достаточно высока, а накопленный капитал недостаточен для развития производственных мощностей. Кроме того, эти предприятия характеризуются высокой доходностью и слабой зависимостью от внутреннего инвестиционного климата, поскольку имеют возможность осуществлять перевозки по всему миру. Поэтому лизинг стал одной из наиболее удобных форм финансовых вложений: инвестор оплачивает строительство судна и передает его в эксплуатацию пароходству, которое постепенно возмещает расходы и выплачивает проценты за пользование имуществом. Права на судно переходят к пароходству с момента внесения последнего взноса. В случае просрочки платежей лизингодатель имеет право востребовать переданное в лизинг имущество и распорядиться им по собственному усмотрению (в том числе сдать судно в аренду другому пароходству). При этом платежи судоходной компании не возвращаются. Таким образом, инвестиции лизингодателя достаточно надежно защищены по сравнению с традиционным кредитованием и обеспечивают его финансовые интересы.

Форфейтинг — финансовая операция, превращающая коммерческий кредит в банковский. Инвестор при отсутствии достаточных средств для инноваций выписывает комплект векселей. Сроки погашения векселей равномерно распределены во времени. Таким образом, инвестор получает отсрочку в платежах и гарантии банка по обеспечению платежей. Форфейтинговые операции для инноватора являются гарантией надежности финансового партнера.

Франчайзинг

Наиболее полной финансовой схемой финансирования является франчайзинг. Франчайзинг предусматривает тиражирование инноваций с привлечением крупного капитала. Кроме финансовых средств по договору франшизы инноватору могут быть переданы нематериальные активы: технологии, ноу-хау, торговый знак, и репутация фирмы и т. п. Франчайзинг сочетает в себе преимущества кредита и лизинга.

Одним из самых известных примеров франчайзинга является корпорация «Макдональд»: предприятия быстрого питания открываются по всему миру как самостоятельные компании, использующие технологию, торговую марку, имидж и репутацию головной компании, которая со своей стороны не только оказывает материальную помощь при открытии предприятий, но и принимает на себя обязанности обучения персонала, рекламы, поставки оборудования и организации закупки исходных продуктов. Кроме того, она сохраняет за собой право контроля за деятельностью предприятий и расторжения договора франшизы с запрещением использовать торговую марку и технологию приготовления пищи.

 

8. По фактору риска (связ. с целю И).

 

Источник И- сбережения. И<Cбереж. Высокая изменчивость И. И <–>Экономич. рост.

Производственные И: Кап. вложения (осн. фонды) и Оборотные средства.

 

Инвест. Проект (ИП) – процесс взаимодействия инвестора и реципиента (получателя инвестиций). Инвестор (владелец И.) – реципиент (П –получатель инвестиций). Государство- 3 сторона. 4 составляющие ИП: Инвестор, реципиент, система страхования рисков и бизнес-план.

Каждому соискателю по инвестору! Каждый соискатель имеет те инвестиции, которых он заслуживает.
Кесарю кесарево, а инвестору инвесторово. Голубая мечта соискателя - иметь инвестора.

Признаки ИП 1. нацеленность (цель и задачи) 2. скоординированность задач во времени 3. уникальность проекта (треб. творческ. подхода) 3. Ограниченность времени, ресурсов и н-т возможностей (влияют на выбор).

 

Виды ИП

1.По видам И.

2. По масштабу ИП (США): малые <15 млн. долл; мега > 1 млрд.долл. (1, 229)

3. По участию Международные / Страна / Регион / Предприятие

4. По экономической цели инвестиций: обязательные/ поддержание существующего пр-ва / снижение затрат / расширение существ. пр-ва / нов. продукция при сущ. технологии / н-т. разработки (НИОКР).

 

ИП - как долгосрочные капитальные вложения. Портфель ИП.

Эк. характеристики проекта: эффективность и риск, жизненный цикл.

Менеджер по проектам. Управление инвест. Деятельностью (проектами) – Project Management

Эффективное управление – это сочетание планирования, организации и контроля.

Эффективность проекта.

Схема Инвестор-Рец.- Гос.

Экономическая, социальная и бюджетная эффективность.

 

Эк. Эффективность – соотношение Эффекта и суммы И.

Трудности по оценку Эк. эф-ти: 1. Оценка И 2. Оценка буд. доходов (ден. потоков). 3.Оценка доп. денежных потоков 4.Коллич.оценка.

Социальная эф-ть. = Улучшение условий жизни людей. 1. Экология 2.НТП 3.Развитие личности.

Бюджетная эф-ть = эффективность с т. зрения государства (экономич. и социальные факторы).

 

Риск ИП. Риск и неопределенность. Факторы риска.

Связь эффективности и риска.

Зависимость вида ИП и риска: обязательные (-) / поддержание существующего пр-ва (низк.) / снижение затрат (н.ср.) / расширение существ. пр-ва (ср.–в.ср.) / нов. продукция при сущ. технологии (выше ср.) / н-т. разработки (НИОКР), не имеющих аналогов (выс.).

 

Жизненный цикл проекта (фазы):

1. Прединвестиционная; ТЭО, проектное обоснование, Бизнес-план

2. Инвестиционная (предпроизводственная);

3. Эксплуатационная (производственная).

 

1 – наиболее ответственная

Наиболее значима. Анализ и планирование всех сторон ИП. Проработка: 2-10% стоимости – стадия проработки. ИП стоимостью 5млн.$ требует 50 тыc.$ предв. затрат.

Дешевые проекты обходятся особенно дорого. Проект окончен - можно подумать.

2 – наиболее затратная

3 – наиболее продолжительная

1. Прединвестиционная фаза проекта

Этапы:

1.1. Разработка концепции проекта.

Формирование основной идеи (замысла) проекта. Источник – неудовлетворенный спрос, наличие излишка ресурсов, социально-политические события, изменения в природе, обществе и т.д.

1.2. Оценка и отбор идей на основе маркетиногвых и н-т исследований

Критические точки:

ü Спрос

ü Продолжительность проекта

ü Цены и конкуренция

ü Сложность проекта

ü Инвестиц. климат

ü Наличие документации

ü Соотношение затрат и результатов (эф-ть)

ü Риск

 

1.3. Разработка обоснования проекта (иногда вкл. в 1.2.)

Проектный анализ – жизнеспособность проекта. Анализ включает технический, коммерческий, финансовый, организационный, экологический, социальный и экономический аспекты.

Метод рекомендации по оценке эф-ти Инвест. проектов (Госстрой)

 

Коммерческий анализ (маркетинг) – спрос на продукцию

Финансовый – эффективность / состоятельность

Эффективность – Эк /Бюдж /Обществ

Риски

Экологический анализ (До 2% затрат на проект.)

Россия – нарушения в 70% проектах, а 10 % - сомнительные. В США – только 5%.

Организационный анализ – оценка организационной, правовой, политической и административной среды проекта. Выработка рекомендаций в части управления и персонала.

Социальный анализ – эргономичность проекта и поддержка органов власти и и населения (экология, культура, финансы, Рабочие места).

 

В результате выполнения прединвест. фазы

1. Объемы работ по проекту

2. Сметы и бюджет проекта (возможно не окончательные)

3. Земельный участок (документ на отвод)

4. График проекта (поставка ресурсов)

Календарный план (стратегические/ оперативные / функциональные(на работу))

Оптимизация планов.

5. Нормы и стандарты

6. Задание на проектирование

 

Документ обоснования проекта – Инвестиционный меморандум; ТЭО; Бизнес-план (БП)

Цель ТЭО –принятие решения о продолжении ИП. ТЭО (Тер, с.239):

Инвестиционный меморандум – привлечение инвесторов

БП – документ содержащий комплексную оценку ИП. Цель БП - окончательное принятие решения.

Этап заканчивается – принятием решения.

 

Следующая задача - Отбор проектов - формирование портфеля.

Основные группы критериев, которые должны быть приняты во внимание при оценке и отборе проектов, относятся к следующим областям:

  • цели корпорации, ее стратегия, политика и ценности;
  • маркетинг;
  • НИОКР;
  • финансы;
  • производство.

Сравнение Цели предприятия – Цели проекта

Маркетинг – прогноз спроса на инновацию (новый продукт). Сложность для новой продукции, потребности в которой еще не осознаны. Анализ поведения конкурентов. Затраты на систему сбыта.

НИОКР – начальная стадия Ин проекта. Анализ технического успеха. Учет законодательства (например, экология).

Финансы – Оценка эффективности и риска Портфель ИнП.

Производство – заключительная стадия ИнП.

 

Принципы проведения экспертизы Ин.проектов ОЭСР (Ф,35)

Независимость (не менее 7 спец.);

Прогноз расходов (денежных потоков);

Профессионализм экспертов

2. И нвест. фаза проекта

2.1. Выдача лицензии на природопользование

2.2. Получение правоустанавливающих документов на участок земли

2.3. Проведение тендеров (торгов) подряда и заключение договоров

2.4. Составление рабочей документации

2.5. Корректировка плана

2.6. Закупки и поставки

2.7. Оперативное управление

 

Организация дела. / Проработка договоров. / Проектные работы.

Приобретение и установка оборудования.

 

3. Эксплуатационная (производственная) фаза проекта

- производство продукции.

Оперативное управление (Регулирование)

Контроль.

Задание - изучить инвестиционные проекты и программы в Рязанской области.

 

БИЗНЕС – ПЛАН ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Не суди о проекте по обложке его бизнес-плана.

БП- Документ, содержащий системную оценку ИП.

БП - Инструмент управления ИП на инвест. и произв. стадиях.

БП- то, что выполняется.

 

БП необходим:

- менеджерам: Привлечение И. Помощь в управлении (пути достижения целей, представление рисков, критическое осмысление БП).

- инвесторам – Оценка целесообразности (эффективность / риск).

- кредиторам (банкам).

- государству, при его участии в проекте.

- др. заинтересованным лицам.

 

Требования к БП - UNIDO (ООН по промышленному развитию).

Желательно, чтобы БП не имел большой объем (особенно для индивидуальных инвесторов <20 стр.). Аргументы – если у Вас есть время на составление 100 стр. бизнес-плана, то вы не предприниматель. Вам следовало потратить это время на совершенствование продукта или работе с клиентами.

 

Типовая структура БП:

1. Резюме (exclusive summary). 2-3 стр.

Для лиц принимающих решение (ЛПР) – «очень занятых» людей. В конце разработки БП. Краткое изложение сути ИП. Основные результаты.

 

2. Описание реципиента (предприятия).

Для инновационных проектов – расположить после маркетинга.

История и достижения. Виды деятельности и планы развития. Орг. структура. Управление. Собственность. Кадры. Фин. состояние.

 

3. Анализ отрасли

Анализ – текущий и перспективный.

Иногда объединяется с анализом рынка.

Фирмы-конкуренты. М.Портер - 5 сил конкуренции:

 

4. Анализ товара (новой продукции)

(+) и (-).

Какие патенты необходимо получить? Какое официальное одобрение необходимо?

 

5. Анализ рынка и план маркетинга

- Решающее значение.

Кто является Вашим клиентом, почему ему необходима Ваша продукция и как вы намерены зарабатывать деньги (фин. план)?

Сегментация рынка. Емкость рынка и перспективы роста. Цена.

В какой степени ваша продукция удовлетворяет запросам рынка?

Клиенты (фирмы-покупатели) – знание ключевых сотрудников клиентов.

Меры продвижения товара на рынок: ценообразование, правовая защита, система сбыта, реклама, сервис. Затраты по продвижению товара.

Конкуренция – чем больше об этом напишите, тем лучше. Преимущества и слабости конкурентов. Каковы барьеры вхождения на рынок?

Торговые риски.

 

6. Производственный план

План персонала. Команда, квалификация, опыт работы и реальные достижения каждого человека.

 

6.1. Инвестиционная стадия (подготовка пр-ва).

Календарный план инвестиций.

6.2. Производственная стадия

Оценка себестоимости.

Производственные риски.

 

7. Финансовый план

Налоговое окружение.

Финансирование проекта (источники, цена ресурсов, …).

Какой объем средств Вы собираетесь привлечь? Варианты.

Чем чище структура капитала – тем лучше. Желательно, чтобы каждый ключевой работник имел существенную долю в уставном капитале фирмы (а не только основатели).

 

Анализ денежных потоков.

Анализ рисков и эффективности проекта.

Возможности выхода из проекта.

 

8. Заключение (1-2 стр.) – может отсутствовать.

Выводы по каждому разделу и перспективы развития проекта.

 

Основное внимание для инновационных проектов – объяснению рынка, путям проникновения на рынок, финансовым потребностям проекта и возможным способам выхода из проекта.

 

Автоматизированные системы анализа ИП: COMFAR, Project-Expert, Альт-инвест.

Ссылки на ресурсы Интернет по инновационным фирмам и проектам.

Index Ventures – действующая в Европе венчурная фирма: www.indexventures.com

Top Technology – английская фирма венчурного капитала: www.toptechnology.co.uk

Предпринимательский форум при Массачусетском технологическом институте:

htpp:/web.mit



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: