Тема. РЫНОК, ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ




? Рынок: сущность, условия возникновения, виды рынков

Рынок – механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок – это место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Существуют три условия, сделавшие рынок объективно-необходимым:

· разделение труда, которое ведет к специализации и обмену;

· самостоятельность экономических агентов (или обособленность хозяйственных субъектов);

· свобода предпринимательства.

Рынок как механизм состоит из отдельных рынков: капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т. д. Любой рынок можно дробить на более узкий. Так, в рамках рынка ресурсов можно выделить рынок труда, а он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специальностей (машиностроители, бухгалтеры, продавцы) и по отдельным специализациям (экономисты и финансисты).

 

? Функции рынка и конкуренция

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. И если рыночный механизм как и вся экономика в целом, призваны ответить на вопросы «Что? Как? Для кого?», он должен выполнить пять функций:

ценобразующая (в результате взаимодействия продавцов и покупателей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена, которая отражает полезность товара и затраты на его производство);

информационная (цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам экономической деятельности; постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о требующемся количестве, ассортименте, а так же качестве благ, поставляемых на рынок);

регулирующая (постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность: растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – к сокращению производства; информация, предоставленная рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции);

посредническая (рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи);

санирующая (в результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, укрепляется устойчивость национального хозяйства в целом).

Санация (санирование) – система мероприятий, проводимых для предотвращения банкротства (обычно с помощью банков или государства, а также лиц, в т. ч. кредиторов, которыми оказывается финансовая помощь предприятию-должнику).

Конкуренция – соперничество между участниками рынка. В тоже время достоинство конкуренции состоит в том, что победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.

Обычно выделяют три основных условия существования конкуренции:

Равенство экономических агентов, действующих на рынке (зависит от количества фирм и потребителей)

Характер производимой ими продукции, т. е. степень однородности продуктов

Свобода входа на рынок и выхода с него.

 

? Полезность, ценность ( стоимость ) и цена товара

Испытывая потребности в тех или иных благах, потребители вынуждены постоянно определять полезность этих благ, т. к. в условиях их ограниченности приходится делать выбор. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность тех благ, которые им необходимы и доступны.

Полезность – удовлетворение, которое приносит потребителю благо. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага, и оценка этой пользы у каждого человека разная. Даже в оценках художественных фильмов телезрители расходятся.

Кроме того, существует закон убывающей предельной полезностипервый закон Госсена, который гласит: каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения человека, а в результате и совокупная полезность всего блага снижается. То есть, если блага много, то оно ценится дешево, а именно по полезности предельной доступны потребителю порции этого блага. Примером может послужить стакан воды, полезность которого для потребителя определяет его оценку полезности всей пресной воды, имеющейся на земле.

Второй закон Госсен сформулировал как следствие первого: «Общее количество потребляемых благ устанавливается таким, при котором равны предельные полезности каждого блага». Например, человек может купить разные продукты по разной цене, но, насытившись тем или другим продуктом питания, он может четко сказать, что предельная полезность последней ложки черной икры для него равна предельной полезности последнего куска колбасы или последнего из купленных им яблок.

Ценность (стоимость) – денежная оценка потребителем полезности блага. Она важна при любых покупках и определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется иногда ценой безразличия) потребитель прибавляет (или вычитает) свою денежную оценку положительных (или отрицательных) отличий данного товара от базового, т. е. сравниваемого. Так, например, польза от воды огромна, но ценность ничтожна, т. к. вода относительно изобильна. В тоже время бриллиант, который не имеет никакой практической ценности, имеет высокую цену. В этом примере заключен парадокс ценностей.

Цена (P) – количество денег, за которое продается или покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Т. к. цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (спрос и предложение равновесны), то рыночная цена обычно называется равновесной.

 

? Спрос, предложение и рыночная цена

Спрос (d) – количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

В условиях рынка действует закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара и наоборот. Действие закона спроса объясняют существованием эффектадохода и эффекта замещения.

Эффект замещения выражается в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара.

Понятие спрос отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, то отсутствует и спрос.

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить в зависимости от изменения цены этого товара, называют изменением величины спроса.

Цена Р

Возросший спрос

D

       
 
   
 

 


Уменьшившийся спрос


0 Количество товара Q

Рисунок 1 Изменение величины спроса

Действие закона спроса ограничено в двух случаях:

· при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;

· для некоторых редких и дорогих товаров, служащих средством накопления.

О спросе также можно отметить, что к неценовым факторам, влияющим на изменение спроса, относятся:

· изменения в доходах (J) населения, т. е. чем выше доходы, тем больше спрос;

· изменения в структуре населения, т. е. например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары;

· изменения цен на товары-заместители;

· изменения вкусов потребителей, моды, привычек.

Предложение (s) – количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара и наоборот.

Цена Р

Уменьшившееся S

предложение (s)

 

 
 


Возросшее

предложение (s)


0 Количество товара Q

Рисунок 2 Изменение величин предложения

 

В тоже время помимо цены на предложение оказывают влияние и неценовые факторы:

· изменение (+/-) издержек фирмы, то есть уменьшение издержек за счет научно-технического прогресса или уменьшение цен на сырье приведет к росту предложения и наоборот.

· изменение количества фирм в отрасли, т. е. увеличение их количества приводит к росту предложения.

· природные катастрофы и войны.

Равновесная (рыночная) цена (PC)устанавливается под воздействием спроса и предложения.

Цена Р D

S

 

 
 


Pc c

 

0 Количество товара Q

 

Рисунок 3. Закономерности установления рыночной цены

Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене РC, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене РC, продадут его. Если цена поднимется и станет равной Р1, тогда желания покупателей и продавцов не совпадут. Покупатели будут готовы по цене Р1 приобрести товар в количестве Q1, а продавцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме Q2 – Q1 представит собой излишек на рынке, который не будет куплен, и продавцы вынуждены будут предоставить покупателям скидки. Цена начнет падать, пока не достигнет уровня равновесной цены РC.

Именно в этом примере заключён механизм рыночного ценообразования и регулирования цены.

Цена Р

P1 Избыток S

D C

Pc

 

0 Q1 Q2 Q Количество товара

Рисунок 4. Механизм регулирования равновесной цены (Рс).

Рыночные цены – фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров и услуг. Равновесная цена складывается не сразу, возможны периоды купли-продажи товара по другим нерыночным ценам, однако в этих случаях неизбежны избыток или дефицит товара и саморегулирующееся изменение цен в сторону равновесного уровня. Расхождения между предложением продавцов и спросом покупателей неизбежно вызывает изменение цены, которые в конечном счете приводят к согласованию спроса и предложения и установлению рыночной (равновесной) цены.

Следует, однако, учесть, что и сама рыночная цена не остается неизменной. Спрос и предложение меняются, и их кривые d и s на графике смещаются. Следовательно, точка равновесия с также перемещается по полю графика. Рынку приходится снова и снова оперативно согласовывать предложение и спрос, естественным образом нормируя потребление.

Избыток возникает, когда предложение больше спроса (s>d) и означает невостребованность значительного количества товара покупателями.

Дефицит (избыточный спрос) возникает, когда спрос больше предложения (d>s) и означает отсутствие удовлетворения платежеспособной потребности покупателей в определенных товарах.

Иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен. Тогда государство устанавливает или верхнюю границу цен, выше которой продавать продукцию запрещается, называемой ценой потолка, или нижнюю границу цен, то есть установленную минимальную цену, ограничивающую ее дальнейшее снижение, называемой ценой пола.

Цена потолка устанавливается в периоды острого дефицита какого-либо товара, когда свободные рыночные цены для большинства населения недоступно высоки. Но при этом как следствие возникает цепочка негативных явлений:

устойчивый дефицит товаров;

необходимость государственного нормирования через карточную или талонную систему;

рост контролирующего бюрократического аппарата;

появление фальшивых карточек и черных рынков.

Цену потолка государство устанавливает при экономических кризисах, природных катаклизмах и войнах на первоочередные продукты питания, одежду и лекарство.

Цена пола устанавливается в том случае, когда государству необходимо поддержать конкретного производителя. В этом случае государство вынуждено ограничивать производство или выплачивать компенсацию, или закупать излишки, или штрафовать нарушителей. То есть в обоих случаях последствием являются негативные явления: дефицит или излишки или другие проблемы.

На рынке действует закон рыночного ценообразования, состоящий в следующем:

Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: