XXV. Из летописи Бедреддина Элайни.




Бедреддин Махмуд, сын Ахмеда, Элайни, род. в 762 году (= 1361 г.) в г. Айнтабе (в Сирии), ум. в конце 855 года (= 1451 г.) в Каире, где он в течение многих лет, при различных султанах, занимал самые разнообразные должности: полицеймейстера, и попечителя над вукуфами, и кадия, и профессора, то был приближенным лицом своих государей, то опять подвергался опале, но в продолжении всего этого времени не покидал своих научных занятий. Обстоятельный очерк жизни и ученых трудов его можно найти в соч. Катрмера: Hist. des sult. maml. I, 2, стр. 219-228. См. также Вюстенфельда: Die Geschichtschr. d. Arab. стр. 218-220. Прилагаемые отрывки из большой летописи его *** «Связки жемчужин » (Hadji Khalfa, IV, 229) извлечены из III и IV томов рукоп. Азиат. Музея № 524, с-d (см. Fraehn, Bullet, scient. IV, 186-190 = Dorn, Das Asiat. Mus. стр. 745-750; V. Rosen, Notices somm. № 177) и большею частью сверены, за 650-679 и 800-832 годы, с рукописями Парижской Национ. Библ. (Suppl. arabe, № 757, и Anc. fonds, № 684 = De Slane, Catal. des man. arab. № 1543. 1544; см. также Defremery в Journ. Asiat. 1846, II, p. 553-554), a за 717—798 годы с рукописью Британ. Музея (Catal. cod. mscr. orient, Mus. Brit. II, № DCCCCXXXV). Оказавшиеся варианты обозначены в выносках буквами П. (= Париж.) и Л. (= Лонд.). *** [502]

617-ый год (= 8 март. 1220 — 24 февр. 1221 г.)....Потом (См. стр. 25.) Татары пошли в земли Аллан и Кипчаков, совершили с ними великий бой, поразили их и отправились в наибольший из городов Кипчацких, т. е. в г. Судак, в котором чрезвычайно много товаров, одежд, бобровых и беличьих мехов. Кипчаки укрылись в земли Русских, которые были христианами, и условились с ними дать Татарам сражение. Они сошлись с ними, но Татары нанесли им очень сильное поражение, затем ушли в Булгар в 620-х |стр. 476| годах и, управившись с этим (делом), вернулись к своему царю Чингизхану. Назывались эти (Татары) Западным отрядом (См. стр. 11 и летоп. Абульфеды изд. Конст. III, стр. *** = Reiske. Ann. Musl. IV, 294-295.).

О делах проклятого Чингизхана (в 618 г. = 25 февр. 1221 — 14 февр. 1222 г.). Когда расширилась власть и усилилась мощь (Собств. «верхняя и нижняя часть руки».) его, когда перед ним опустели земли и обезлюдели страны, то он разослал сыновей своих в (разные) области, чтобы они [503] захватили то, что могли захватить, и уничтожили бы тех, которых были в состоянии уничтожить. Были же у него сыновья: (Душихан), Кедияхан (= Угедей), Джагатайхан и Тулихан. Первым из них двинулся в страны Северные Батухан, сын Душихана, прозванный Саинханом, с Моголом, Бурием, Каданом и находившимся при них народом. Вторгнувшись в эти земли, они покорили жившие в них Тюркские народы и племена Кипчацкие, Алланские, Асские, Авлакские, Черкесские и Русские, да (прочих) обитателей этих стран; они одолели их разбоем, грабежом, пленом и опустошением. Взятые в плен из этих народов были отвезены в земли Сирийские и Египетские (В числе их находились: Бейбарс, родоначальник династии Мамлюкских султанов, вступивший на престол в конце 1260 года, под именем Эльмелик-Эззахыра, и Калавун, который под именем Эльмелик-Эльмансура правил Египтом, с небольшими перерывами, от ноября 1279 до ноября 1290 г. Оба они были Кипчаки из тюркского племени Бурджоглы (***)). От них-то (и произошли) мамлюки Адилийские, Камилийские, Ашрефийские, Муазземийские, Насырийские да Азизийские, оставившие прекрасные следы в государствах мусульманских.

О походе Татар на земли Румские 27. В 641 году (= 21 июн. 1243 — 8 июн. 1244 г.) Татары вторглись в земли государя [504] Румского Гыяседдина Кейхосру, сына Алаэддина Кейкобада. Он послал просить помощи у жителей Халеба, которые и прислали ему помощь под начальством Насыхеддина Эльфариси, собравшего войска со всех сторон. Предводителем Татар был один из великих людей их, по имени Байджу, со стороны Батухана, сына Душихана, сына Чингизхана. Они устремились на царя Румского, и он дал им большое сражение, в котором Татары сперва были разбиты, но потом они вернулись, (снова) напали на войска мусульманские и нанесли им сильное поражение, убив из них и забрав в плен огромное количество. Разбрелись войска направо и налево и Татары награбили столько, что и не сосчитаешь. Гыяседдин удалился в [505] одну из крепостей (своих), в которой и укрепился. Татары распоряжались в крае по своему усмотрению, Тюркоманы стали грабить и бесчинствовать, а Насыхеддин с бывшими при нем войсками вернулся в Халеб в самом жалком положении. По словам Эссибта (Т. е. автора летописи *** «Зеркало времени» и других сочинений, известного под именем Сибт (= внука) Ибнельджаузи († в 654 г.). См. Wuestenfeld, Die Geschichtschr. d. Arab. стр. 126-127.), государь Гумский заключил с Татарами мир с условием вносить им ежедневно 1000 динаров, коня, невольника, невольницу и охотничью собаку... Затем Татары завладели Хелатом и |стр. 477| Амидом и землями, принадлежащими к этим двум (городам). Гыяседдин, государь Румский, продолжал признавать над собою власть их на основании дани, которую уплачивал им (Для характеристики Гыяседдина Элайни присоединил еще следующую заметку: *** «Этот Гыяседдин был слабого ума и забавлялся собаками и зверями, которых натравливал на людей; (однажды) зверь укусил его и он умер. Это было в 654 году».).

650-ый год (= 14 март. 1252 — 2 март. 1253 г.). Когда Аллах захотел пресечь державу Аюбийскую и род ее, то в предвечном уме своем решил, что для блага этого государства необходимо дать его во власть людей мужества и храбрости, что из них (таких людей) самый лучший народ — Тюрки и что обращение их в веру (мусульманскую) послужить ко благу частному и общему. Тогда он извлек часть их (Тюрков) из мраков (неверия) к свету (религии) и одарил их разными благодеяниями на радость и веселие (их). Аллах отдал их во власть купцам, которые повезли их в (разные) страны, особенно во время захвата Татарами земель Восточных и Северных, да Тюрков Кипчацких. И пришла часть их в земли Сирийские да страны Египетские, в конце господства Аюбийского.

О скончавшихся в 650 году (= 14 март. 1252 — 2 март. 1253 г.). Батухан, сын Душихана, сына Чингизхана, умер в этом году в странах Северных. Прозвище его было Саинхан, что значит «добрый царь». Царствование его в странах [506] Северных и землях Тюркских да Кипчацких продолжалось 10 лет. Он был вторым царем, владевшим ими, из рода Чингизханова. Столица этого царства называлась Сараем. Он (Батухан) оставил по себе трех сыновей: Тогана, Берке и Беркеджара. Отнял у них царство брат его, (который) и сделался полновластным правителем его, помимо их. Имя ему было Сартак, сын Душихана, сына Чингизхана. Утвердился он во власти над упомянутым государством в этом (650-м) году.

О погибели Сартака, сына Душихана, сына Чингизхана, государя Северных стран. Он умер в этом (т. е. 651) году (= 3 март. 1253 — 20 февр. 1254 г.) естественною смертью, процарствовав год и несколько месяцев, и не было у него сына, который правил бы царством после него. Боракшин, жена племянника его, Тогана, хотела, чтобы государством стал править сын ее, Туданменгу. Она обладала обширным умом и умением распоряжаться, но с нею не ладили ни ханы, сыновья Батухана, ни остальные эмиры. Увидев, что они не ладят с нею, она вошла в сношение с Хулавуном, отправила к нему стрелу без перьев и |стр. 478| кафтан без пояса и послала сказать ему: «нет более стрел в колчане и осталось налучье без лука, приходи, чтобы (я могла) передать (тебе) царство». Смысл этого послания был такой: не осталось (в царстве) ни защитника, ни отразителя. Потом она отправилась вслед за послом (своим), стараясь добраться до Хулавуна и привести его в страны Северные. Первым из сыновей Чингизхана, проникшим в Северные страны и овладевшим ими, был Душихан, (который) оставался в них до самой смерти своей; после него правил ими сын его, Батухан, после которого правил ими второй сын его (Душихана) Сартак. Когда Боракшин задумала это дело, то народ, узнав о замысле ее, отправил вслед за нею (людей), вернул ее насильно и утопил ее в отмщение за то, что она сделала.

О вступлении Берке на царство (в 652 году). Когда случилось то, о чем мы упомянули (выше), то на престол царский вступил Беркехан. Этот Беркехан был сын Батухана, сына Душихана, сына Чингизхана. Воцарившись в этом государстве, он сделался мусульманином, и ислам его был искренний. Он [507] воздвиг маяк веры и установил обряды мусульманские, оказывал почет правоведам и ученым, приблизил их к себе, полюбил их, сдружился с ними, устроил мечети и школы в пределах государства. И заставил он принять ислам большую часть своих родичей, его приказания исполнялись и продлились дни его; жена его Джиджекхатунь (также) сделалась мусульманкой, устроила себе мечеть из шатров, которую брала с собою, когда отправлялась в путь, и разбивала, когда делала привал. Мы расскажем про дела его и дела жены его, если (на то) будет воля Аллаха всевышнего. По летописи Бейбарса (см. выше стр. 76) причина принятия мусульманства Беркеханом была (такая): проявилась (в то время) слава шейха Неджмеддина Элькубра (Об этом шейхе Элькубра см. Ibn Batoutah, III, pag. 451-454.) и разнеслась молва о нем; разослал он последователей своих в города великие для установления обрядов мусульманских и отправил он Саадеддина Эльхамави в Хорасан, Кемаледдина Эшшерьяки (?) в Туркестан, Низамеддина Эльдженди в Кипчак и Сейфеддина Эльбахерзи в Бухару. Устроившись в Бухаре, Эльбахерзи послал одного из своих учеников, пользовавшегося у него большим значением, к Беркехану. Тот свиделся с ним, поучал его, внушал ему любовь к исламу и разъяснил ему (будущий) путь его. Берке принял ислам из рук его и склонил к мусульманству большую часть своих подданных. Захотелось ему почтить шейха чем-нибудь в возмездие за добро, которое он (Эльбахерзи) оказал ему, и приказал он (изготовить) пайзе на страну, в которой тот находился, с тем чтобы оно служило на пользу бедным и благочестивцам и на сбор денег ее для него. Он отослал это пайзе к Эльбахерзи; когда оно прибыло к нему, то он (Эльбахерзи) спросил посланного им (Беркеханом): |стр. 479| «что это такое?» Тот ответил: «это будет в руках шейха (служить) для охранения всякого, на котором оно будет находиться». Тогда он сказал: «привяжи это (пайзе) к ослу и затем пошли его (осла) в степь; если оно охранит его от погибели (или волков?), то я приму его, но если оно не защитит его, то нет в нем (никакого) прока для меня», и он отказался принять его. Вернулся посланный и сообщил Берке то, что сказал шейх.Тогда Берке сказал: [508] «я сам лично отправлюсь к нему». Поехал он к нему, прибыл в Бухару и три дня простоял у ворот шейха, так как этот не позволял ему войти к нему, пока с ним не переговорил один из последователей его, сказавший (шейху): «это великий царь; он пришел из дальней страны, просить благословения у шейха и (разрешения) побеседовать с ним; в дозволении ему (этого) нет ничего дурного». После этого он (шейх) позволил ему (войти); тот (Берке) вошел к нему и приветствовал его. Шейх был покрыт покрывалом и не раскрыл перед ним лица своего. Он (Берке) вложил ему в руки пищу и он (шейх) поел часть ее. Повторив перед ним свой ислам, он (Берке) вернулся в свою землю.

О том, что приключилось потомкам Чингизхана. Произошла битва между Беркеханом, сыном Батухана, и между Хулавуном, сыном Тулу, царем Татарским. Мы уже сказали, что когда Татары не согласились с Боракшин, женою Тогана, сына Батухана, на воцарение сына ее, Туданменгу, то она вошла в сношение с Хулавуном, находившимся тогда в Иракеладжеме, с намерением завоевать его, и возбудила в нем желание овладеть Северным царством, принадлежавшим детям дяди его. Получив послание ее, он снарядился в путь и отправился к ней с своими войсками, но прибыл (туда) уже после того, как она была убита и на престол царский вступил Беркехан. Узнав о прибытии Хулавуна для войны с ним, он (Беркехан) выступил со своими войсками навстречу ему, чтобы сразиться с ним. Между ними находилась река Терек, вода которой от сильной стужи уже замерзла. Хулавун переправился через нее со своими войсками, двигаясь в землю Берке. Когда оба отряда встретились и обе рати столкнулись, то Хулавун и войско его потерпели поражение, обратились в бегство и столпились по замерзшей реке. Лед под ними проломился, и большое количество их утонуло. Те из них, которые уцелели от боя и затопления, убежали вместе с Хулавуном обратно в свою землю. С этого года началась война между ними (Беркеханом и Хулавуном) и стала господствовать вражда между этими двумя |стр. 480| сторонами. В числе лиц, участвовавших с Берке в этом сражении, находился сын дяди его, Ногай, сын Татара, сына Могола, сына Душихана. Он был ранен в глаз ударом копья и [509] (вследствие этого) лишился одного глаза. Когда река выбросила тела утонувших, то упомянутый Ногай сложил их вместе с телами убитых в пирамиды и сказал: «это тела сыновей, дядей и родичей (наших); мы не оставим их на съедение волкам и собакам в степи» (О сведениях Элайни, относящихся к 659 и 661 годам, см. указание на стр. 480.). Что касается войны, происшедшей между Беркеханом и Хулавуном, то это была война великая, в которой Хулавун потерпел жестокое поражение; большая часть людей его была перебита, а из остальных множество утонуло; он (сам) бежал с небольшим отрядом своих людей. Управившись с войною, Беркехан пошел снова на земли Константинопольские, владетель которых (однако же) умиротворил его. Тогда он отправил к султану Эльмелик-Эззахыру упомянутых послов (Джелаледдина и Нуреддина Али. См. стр. 98.), а этот послал ему упомянутые подарки (См. стр. 100.).

О восшествии Абаги на престол царский. Утвердившись на царстве после смерти отца своего, Хулавуна, он (Абага) отправил войско на войну с ратями Беркехана, царя Дештской земли и Серверного края. Берке этот был сын Саинхана, сына Душихана, сына Чингизхана, и двоюродный брат Хулавуна. Узнав об этом (распоряжении Абаги), Берке снарядил войско (со своей стороны), поставив над ним Ису-Ногая, сына Татара, сына Могола, сына Душихана, сына Чингизхана. Он отправился в виде авангарда, вслед за которым Берке послал другого воеводу, по имени Ясунтай, с 50,000 всадников. Ису-Ногай успел уйти вперед, с теми, которые были при нем, и предстал пред войско Абаги; Ясунтай же шел за ним по пятам. Когда войска Абаги увидели Ясунтая, приближавшиеся с огромною ратью, точно покрывало темной ночи, то они скучились и собрались бежать. Ясунтай, увидев, что они столпились, и, вообразив, что они окружили Ногая и тех, кто был при нем, не замедлил уйти назад |стр. 481| и поспешно обратился в бегство. Ногай же погнался за войсками Абаги, настиг их, сразился с ними, разбил их, умертвил часть из них и, одержав победу над ними, вернулся к Берке. Усилилось (тогда) значение его и возвысилось положение его; Берке [510] поставил его над несколькими томанами, и он (Ногай) был причислен к ханам. Что же касается Ясунтая, то вина его пред Берке была велика; о судьбе (постигшей) его мы расскажем ниже, если (на то) будет воля Аллаха всевышнего. Хвала Аллаху единому!

О лицах, умерших в 655 году (= 19 янв. 1257 — 7 янв. 1258 г.). Беркехан, сын Саинхана, сына Душихана, сына Чингизхана, царь Татарский в странах Северных. Он был двоюродный брат Хулавуна, и вступил, как мы сказали, в правоверие. Между ним и султаном Эльмелик-Эззахыром существовали союз и дружба и со стороны (Эльмелик-) Эззахыра не прекращалась ни переписка с ним, ни посылка послов к нему. Между ним (Берке) и Хулавуном происходили битвы, о которых мы говорили (выше). Он (Берке) любил ученых и благочестивых, но главнейшим из добрых дел его было поражение им Хулавуна и рассеяние им ратей его. Он был величайшим из царей Татарских; столицею царства его был город Сарай (Ср. летоп. Абульфеды, изд. Конст. VI, стр. *** = Reiske, Ann. Musl. V, 20-21.). Умер он в этом (655-м) году и (так как) у него не было потомка мужеского рода, то вместо него воцарился Менгутемир, сын брата его, Тогана, сына Душихана, сына Чингизхана. Он вступил на престол Сарайский и перешли к нему царство Татарское в странах Северных, Тюркских и Кипчацких, Железные Ворота (= Дербенд) и то, что прилегает к ним. Между ним (Менгутемиром) и Абагой, сыном Хулавуна, произошло много сражений, (в которых) Абага разбил его и отнял у него значительную добычу. Затем Абага вернулся в свои земли. Аллах (впрочем) лучше знает (все это).

О событиях, происшедших в 666-м году (= 22 сент. 1267 — 9 сент. 1268 г.). Государем Северных стран, столицею которых Сарай, был Менгутемир, сын Тогана. Эльмелик-Эззахыр написал ему (письмо) с соболезнованием о смерти Беркехана, с поздравлением о воцарении его (Менгутемира) вместо него и с возбуждением его к поражению Абаги, сына Хулавуна.

О событиях, происшедших в 667-м году (= 10 сент. 1268 — 30 авг. 1269 г.). При дворе его (султана Египетского) находилось несколько послов со стороны (разных) царей; он [511] снарядил их в путь и в сообществе их отправились послы его и |стр. 482| подарки его. То были послы Менгутемира, послы Шарля, брата короля французского, послы Арабов и послы Ласкариса, государя Константинопольского.

В 668-м году (= 31 авг. 1269 — 19 авг. 1270 г.) произошла вражда между Менгутемиром, сыном Тогана, царем Татар в Северных странах, и между Ласкарисом, государем Константинопольским. Менгутемир отправил к Константинополю войско из Татар, которое прибыло туда, бесчинствовало в землях его (Ласкариса) и прошло мимо крепости, в которой находился Иззеддин Кейкаус, сын Кейхосроя, султан земель Румских. Он был заключен в нее в 662 году (= 4 нояб. 1263 — 23 окт. 1264 г.), как мы сказали выше (Рассказ об этом помещен у Элайни под 662-м годом (IV, fol. 149, v.). Крепость, в которой был заключен Иззеддин, названа Энос. См. D'Ohsson, Hist. des Mong. III, 479.). Татары увезли его, с людьми и женами его, к Менгутемиру, который встретил его с почетом, оказал ему уважение, устроил его в Крыму и женил его на одной из знатнейших женщин своих, по имени Урбайхатунь, одной из дочерей Берке (Ср. Абульфеду, изд. Конст. IV, стр. *** = Reiske, Ann. Musl. V, 46-47.)... Бейбарс (см. стр. 76) говорит в своей летописи (следующее): Менгутемир отправил войско в Стамбул и желал отнять его у Ласкариса по причине вражды, которая возникала между ними. И подошло упомянутое войско к Стамбулу в зимнее время, (когда) войска Палеолога разбрелись по стране. В это самое время у Менгутемира находился посол султана (Эльмелик-) Эззахыра, Эльфарис Эльмасуди, который вышел к войскам Татарским, вступил в разговор с предводителем их и сказал (ему): «я посол Эльмелик-Эззахыра, царя Египетского, отправляющийся к царю Менгутемиру; вы знаете, что государь Стамбульский заключил мир с султаном, что Египет (тоже, что) Стамбул, а Стамбул (тоже, что) Египет, и что между моим владыкою и вашим владыкой, царем Менгутемиром, мир. Так вернитесь отсюда». Они были обмануты речью его, ушли от Стамбула, вернулись в свои земли и опустошили (на пути), что хотели. Проходя мимо крепости, в которую был заключен государь Румский, султан [512] Иззеддин Кейкаус, они забрали его (с собою) и отвезли его к Менгутемиру, как мы сказали. Что касается Эльмасуди, то Ласкарис одарил его деньгами и (дорогими) материями, и он (Эльмасуди) отправился к Менгутемиру, который (сначала) замышлял избить его за то, что он был причиною удаления войск его от Стамбула и возвращения их (оттуда), без достижения дели, но был упрошен помиловать его, и простил его. Возвратившись к Эльмелик-Эззахыру, он (Эльмасуди) стал опасаться за себя за этот проступок. Случилось (в это время) прибытие (в Египет) одного купца, который сообщил султану об этих делах. Тогда он (султан) схватил его (Эльмасуди), избил его и заключил его в темницу.

| стр. 483 | В 669 году (= 20 авг. 1270 — 8 авг. 1271 г.) прибыла сюда (в Сирию) радостная весть, что Менгутемир разбил войско Абаги и султан обрадовался этому (Относительно сведений Элайни о письме Ногая в 669г. и о захвате Марсельцами послов Менгутемира в 670 г. см. заметку на стр. 483.).

В шаабане 671 года (= 21 февр. — 21 марта 1273 г.) султан послал Менгутемиру большие подарки и много редкостей.

В 677 году (= 25 мая 1278 — 13 мая 1279 г.) умер у царя Татарского Менгутемира, в городе Сарае, султан Иззеддин Кейкаус, сын Кейхосроя, сына Килиджарслана, сына Сулеймана, сына Кутлумыша, сына Арслана, сына Сельджука 28.

В этом, т. е. 701 -м году (= 6 сент. 1301 — 25 авг. 1302 г.) умер Кунджи, сын (Чит. внук, как уже заметил Хаммер (Gesch. d. Gold. Holde, стр. 329, прим. 2-е), потому что Кунджи, являющийся у него под именем Кубинджи, был сын Сартактая, сына Орды.) Орды, сына Душихана, сына Чингизхана, государь Газны и Бамьяна. Перессорились между собою сыновья дяди его и (собственные) сыновья его: Баян, Куйлюк, [513] Токтемир, Богатемир, Манкытай и Сасы; произошли между ними битвы и наконец утвердился на царстве Баян (Срав. выше, стр. 113 и 394, и летоп. Абульфеды под 701-м годом (изд. Констант. IV, стр. *** = Reiske, Annal. Musl. V, стр. 178-179))

В 702-м году (= 26 авг. 1302-14 авг. 1303 г.) в странах Северных, в землях Токты, оказались мор, засуха и дороговизна вследствие того, что они (жители) сеяли 3 года сряду, по ничего у них не выросло, и что погиб весь скот их. Положение их, благодаря засухе, дошло до того, что они стали продавать на рынках своих детей и своих жен; их скупили франки и купцы и повезли во все страны, особенно в Египет (О сведениях Элайни, относящихся до 704 и 708 г., см. стр. 484.).

| стр. 484 | В 709-м году (= 11 июня 1309 — 30 мая 1310 г.) случилось, в странах Северных, что Баян, сын Кунджи, обратился к Токте с просьбою о помощи против брата своего Куйлюка; тот оказал ему помощь и отправил с ним брата своего Бурлюка во главе войска. Он (Баян) настиг брата своего Куйлюка, разбил его и овладел землями и войсками его. Когда дело его (Баяна) уладилось, то Бурлюк, сын Менгутемира, оставил его и вернулся в свои земли. После этого приключилась смерть брата его (Баянова), Куйлюка. Был у последнего сын, по имени Кушай (См. стр. 394. Абульфеда (изд. Конст. IV, стр. *** = Reiske, Annal. Musl. V, 224.-225) называет его Куштемиром.), который отправился к Кайду, с просьбою о помощи и содействии. Тот отрядил с ним войско и он (Кушай) двинулся на дядю своего, Баяна. Они встретились и сразились на реке Яике. Он (Баян) отправился к Токте, ища у него убежища, а Кушай овладел землями его и утвердился в них на правах отца и согласно приговору его.

Об умерших в этом, т. е. 709-м году....Эмир Ильбасар, сын Токты, сына Менгутемира, умер в этом году естественною смертью. Он был воспитан у отца своего для предводительствования войсками, управления войнами и распоряжения битвами. Смерть похищает все это... В этом году умер (также) Бурлюк, брат царя Токты.

В 711 -м году (= 20 мая 1311 — 8 мая 1312 г.) возвращались послы султана от царя Токты; в сообществе их [514] (находились) послы Токты. В ребиэльэввеле (= 18 июля -16 авг. 1311г.) на них напали Франки и всех их взяли в плен, а было их со свитою около 60 человек. Они (Франки) поехали с ними в прибрежные области, предложили их в продажу и клялись, что возьмут за них не менее 60,000 (динаров (Срав. стр. 166 и 197.)), но никто не купил их, и они отправились с ними на остров Мастики (= Хиос). Тогда султан приказал схватить франкских купцов, находившихся в Александрии, и наложить запрещение на имущества их до тех пор, пока они не представят послов его. Поехал на остров Мастики Генуэзский купец Шакран, освободил их и отослал их в Египет, (куда) они прибыли 16 ребиэлахыра 712 года (= 21 авг. 1312 г.).

Об умерших в 713 г. (= 28 апр. 1313 — 16 апр. 1314 г.). Царь Токтай, сын Менгутемира, сына Тогана, сына Бату, сына Душихана, сына Чингизхана, государь Татарский в Северных | стр. 485 | странах, умер в этом году в местности, называемой Курна, на расстоянии 10 дней (пути) от города Сарая. Ибнкесир упоминает о смерти его под предыдущим годом (См. выше стр. 276. Срав. летопись Абульфеды, изд. Констант. IV, стр. *** = Reiske, Annal. Musl. V.). Когда упомянутый Токтай умер, то он не оставил по себе сына. Царствование его продолжалось 23 года; от роду ему было в день смерти 30 лет. Он был (человек) энергичный и отважный, веры уйгурской, (состоящей) в поклонении идолам и звездам, уважал бахшей (= лам), мудрецов и врачей и почитал мусульман более всех (других людей). Войско его было огромное. Говорят, что он (однажды), отрядил из каждого десятка по одному (человеку) и что отряд (этот) достиг 150,000 человек (См. выше стр. 276.). Смерть его последовала в рамазане этого года (= 20 дек. 1313 — 18 янв. 1314 г.), а (другие) говорят в предшествовавшем ему году (= янв. 1313 г.). Султан Эльмелик-Эннасыр Мухаммед, сын Калавуна, отправил к нему с теми послами, которые приехали от него (Токты) в 711 году, (двух) послов: окольничего Сейфеддина Балабана, Тюрка, и казначея Зейнеддина Кяраджу. Когда они прибыли в местность, в [515] которой Токтай умер, то Токтай там был болен, и они не могли видеться с ним по случаю болезни его, а (потому) явились только к хатуням его, поднесли им бывшие с ними подарки и остались ждать выздоровления его. Но болезнь его ухудшилась, и он умер. На отправление из Крыма им было назначено 30,000 дирхемов Крымских, каждая тысяча (которых составляет) 400 дирхемов Египетских. Находя, что они (послы) замешкались, Эльмелик-Эннасыр отправил после них двух других послов, как то: Алаэддина Кейдогди Эльбабаоглы и Алаэддина Тайбугу Элькеремуни. При прибытии своем они застали в Крыму окольничего Тюркского и казначея возвращающимися из Крыма, и прибыли оба они (окольничий и казначей) в Стамбул да направились отдельно к высочайшему двору (в Египет), а Эльбабаоглы и Элькеремуни поехали в Курну, т. е. то место, где умер Токтай, явились к Узбекхану, вступившему на престол на место Токтая, и к наместнику его Кутлуктемиру. Он (Узбек) снарядил обоих в путь и отправил с ними от себя посла, по имени Мангуш, который в первый раз ездил к высочайшему двору со стороны Токтая. Кутлуктемир отправил с ним послание, в котором предлагал султану взаимный союз и сватовство на дочери Бурлюка, брата царя Токтая.

О вступлении на престол Узбекхана, сына Тогрулджи, сына Менгутемира, сына Тогана, сына Бату, сына Душихана, сына Чингизхана. Когда упомянутый Токтай умер в означенном году, то на место его вступил на престол указанный выше Узбекхан, сын брата упомянутого Токтая. Помогший ему вступить на престол | стр. 486 | старший эмир из эмиров их... по имени Кутлуктемир распоряжался управлением государства, устройством дел его и сбором податей его. У этого эмира было два брата: Сарайтемир и Мухаммедходжа, которые вели для него дело. Обратился он (Узбек) за помощью к старшей из хатуней их, которая была женой Тогрулджи, отца Узбекова, и называлась Баялунь. Она оказала ему помощь, поддержала его и назначила ему вступить на престол. Кутлуктемир взял с него слово, что если он (Узбек) вступит на престол, то сделается мусульманином и будет придерживаться ислама. Сев на престол, он (действительно) принял ислам, усердно вступил в веру Аллахову и устроил себе соборную мечеть, в [516] которой совершал (все) пять молитв в установленное для них время. Но (за это) вознегодовали на него некоторые эмиры и собрались свергнуть его. Это были Тунгуз и Таз, сын Мунджука (см. стр. 323); по вступлении на престол и утверждении (на царстве) Узбек умертвил их и вместе с ними еще несколько других знатных лиц. Когда он и Кутлуктемир заметили козни их, то он (Кутлуктемир) посоветовал ему (Узбеку) отправиться в орду и приказал, чтобы войска и свита эмиров удалялись от него постепенно во время путешествия, с тем чтобы (ему) вступить в орду одному. Так он и сделал. Когда он (Узбек) приблизился к своему шатру и тех оказалось малое число, вследствие разъединения их, как сказано было выше, то он увидел, что (настал) удобный случай управиться с ними, и наложил на них меч. Удалось уйти только немногим, и утвердилась власть за ним. Женился он на жене отца своего, Баялуньхатуни, и находившийся при нем (человек) из людей науки дал ему фетву в том смысле, что отец его (Узбека) был неверный и что поэтому брак его с этой женщиной был преступный. Тогда он взял ее себе в жены. Был у нее брат, по имени Байдемир, правивший городом Ургенджем и областью Харезмскою. Он (Узбек) отставил его и поручил управление Ургенджем и Харезмом упомянутому Кутлуктемиру. Она порицала его за это и бранила его по этому поводу, говоря: «я добыла тебе царство, да давала тебе деньги для того, кто требовал денег, коней для того, кто требовал коней, одежды для того, кто требовал одежд, улаживала этим (?) дела того, кто требовал моих услуг, а ты отставил моего брата». Тогда он (Узбек) извинился перед нею и оба примирились. Аллах (впрочем) лучше знает (все это).

В 714-м году (= 17 апр. 1314 — 6 апр. 1315 г.) прибыли к высочайшему двору послы, бывшие в землях Татарских на Севере, а именно два посла высочайшего двора, о которых упомянуто было выше, и вместе с ними Мангуш, посланник царя Узбекхана, государя стран Северных. Они представили послание (Узбека) и Мангуш объяснился с султаном о том, что Кутлуктемир указал ему (Мангушу) по части брака и союза. Понравилось это уму султана Эльмелик-Эннасыра и оказал он упомянутому послу большой почет. Затем он снарядил и отправил с ним в путь [517] от (своего) двора двух послов: Сейфеддина Уруджа и Хусейна, сына Сару. Заведена была (также) снова речь по делу о невесте и | стр. 487 | присылке ее. Когда они оба (посла) прибыли к Узбеку и свиделись с ним, то они представили послание и поднесли подарки. Затем он (Узбек) отпустил их обратно и отправил с ними от себя послов, о которых мы упомянем в следующем году, если на то будет воля Аллаха всевышнего (Относительно заметок Элайни об этих послах, равно как о посольствах, прибывших в 716 и 717 годах, см. указание на стр. 487.).

Ибнкесир говорит, что султан послал сватать у царя (Узбека) женщину из царских дочерей рода Чингизханова и отправил с ними (послами своими) подарок великий, но они (Татары) запросили с него непомерное приданое и потребовали 1,000,000 динаров, 1000 коней и 1000 полных военных вооружений, да чтобы для передачи ее (невесты) прибыло множество великих эмиров с женами своими. Тогда султан отказался от сватовства, а что произошло (дальше) по этому делу, мы расскажем ниже, если на то будет воля Аллаха всевышнего (Относительно этого известия Ибнкесира см. выше примеч.на стр.277.).

В 718-м году (= 5 марта 1318 — 21 февр. 1319 г.) Джубан, сын Тудавуна, наместник царя Абусаида, сына Харбенды, отправился в орду, явился к нему (Абусаиду) и сообщил ему, что эмиры, ханы и предводители томанов, находящееся при нем (Абусаида), вошли в переписку с Ясаулом, сыном Борака, сына Сунтая, сына Митукана, сына Джагатая, сына Чингизхана, втайне отправили к нему послов и представили ему, что было бы хорошо напасть на твои земли и вырвать их из твоих рук. Тогда он согласился с Абусаидом умертвить эмиров, затеявших это дело. Они и убили их всех в орде, а было их, как говорят, всего 40 эмиров. Спасся из них только Сутай Антаджи. Затем Джубан поспешил отправиться в Хорасан, для защиты и обороны его и Иракеладжема, взяв с собою огромное войско Татар (срав. стр. 319= 326), так что оставить из них при Абусаиде только немногих. Прибыв туда, он нашел, что Ясаул с войсками | стр. 488 | своими уже прибыл (?) в Хорасан, овладел (как) им, (так) и прилегающею к нему частью Иракеладжема, утвердился там и [518] написал (письмо) царю Узбеку, извещая его об этом и прося его о помощи. Тот согласился на просьбу его и приказал наместнику своему, Кутлуктемиру, готовиться к отправлению к нему (Ясаулу). Он приготовился к этому, но наступили зима, потоки и дожди и между обоими войсками не произошло в этом году ни сражения, ни стычки (О походе на Муган в 719 г. см. указание на стр. 488 и 326.).

О прибытии к Эльмелик-Эннасыру хатуни из дома Берке. В 720-м году (= 12 февр. 1320 -30 янв. 1321 г.) прибыла (в Египет) высокосановная хатунь, отправленная из дома Берке к Эльмелик-Эннасыру, т. е. Тулунбай, дочь Тукаджи, сына Хинду, сына Теку, сына Душихана, сына Чингизхана. Мы уже упоминали, что султан сватал у Узбека, царя Татарского, девушку из рода Чингизханова, и что в 716-м году, как сказано было выше (См. выше стр. 487 и 324.), отправил (к Узбеку) Айдогди Эльхарезми. Прочитав письмо султана, переводчик сказал послу, пожелавшему переговорить словесно о своем поручении (относительно сватовства): «кан говорит, что если в твоем докладе (заключается) что-нибудь кроме (обычного) привета, то переговори об этом с эмирами». Затем собрались начальники томанов, всего 70 эмиров, и посол стал говорить с ними об этом (сватовстве), но они отошли от него, сказали: «ничего подобного этому не случалось прежде» и не согласились на это из-за дальности расстояния. Так было в первый день. Потом они (эмиры) собрались в другой раз, после того как до них дошли подарки их, которые послал им султан. Возобновился разговор об этом же; они стали сдаваться и легче относиться к нему и сказали ему: «цари постоянно сватают дочерей царских и царь Египетский — великий царь, но только этому делу не быть ранее, как через 4 года: год (нужен на) переговоры, год на сватовство, год на пересылку подарков и год на устройство брака». Они предъявили непомерные требования по части | стр. 489 | приданого и (брачных) условий. Когда это дошло до султана, то он отступился от сватовства, и посольства повторялись по обыкновению своему, (но) без всякого упоминания о сватовстве. После этого [519] отправился к Узбекхану послом от султана Сейфеддин Утуджи с редкостями и подарками и с султанским халатом, позолоченным и украшенным жемчугом. Узбек надел его, потом сам начал говорить с Утуджи о браке и сказал: «я уже снарядил для брата моего Эльмелик-Эннасыра то, о чем он просил, и назначил ему девушку из дома Чингизханова, из рода Батухана». Утуджи ответил: «султан послал меня не по этому делу; это — дело великое; если бы султан знал, что это случится, то он снарядил бы для такого дела то, что подобает для этого». Он хотел этим отсрочить дело до другого времени, но Узбек сказал: «я пошлю ее к нему от себя», и ему (послу) оставалось только послушно и покорно согласиться с ним. Когда это было улажено, то Узбек сказал послу: «внеси приданое за эту девицу». Тот стал извиняться, что при нем нет денег. Тогда он (Узбек) сказал: «мы займем у купцов». Он (посол) занял 20,000 динаров и внес их. Затем он (Узбек) сказал ему: «необходимо устроить для нее пир, на котором собрались бы хатуни». Он (посол) в другой раз занял деньги, говорят 7000 динаров, и устроил пир. Снаряжены была хатунь (Тулунбай) и с нею множество послов, как то: Айтоглы, Токбога, Мангуш, Тарджи, Османкоджа и старший из них Баянджар, (один) из старейшин Монгольских, страдавший хроническою болезнью, так что не мог ходить, и люди носили его на своих плечах, когда он садился и слезал. С ним были еще 2 других, которые умерли на дороге; это были: Бектемир и Куртака. В сообществе их (послов) находился имам царя Узбекхана, по имени Шейх Бурханеддин, да был с ними также кади Сарайский (В числе лиц, прибывших в Египет с этим посольством из Золотой Орды, находился также Кусун или Каусун, который впоследствии сделался любимцем, а, наконец, и зятем Египетского султана Эльмелик-Эннасыра. Последний купил его за 8000 (или по другим сведениям за 80,000 дирхемов, которые Кусун отправил своему брату на родину. См. Degnignes, Hist. des Huns, V, стр. 215, и Karabacek, Ein Damascen. Leuchter. стр. 9, примечание.). Встретили упомянутые (лица) на пути своем препятствие и задержку вследствие того, что отправились в путь в осеннее время, и им не благоприятствовал ветер, так что они простояли на берегу Румском, в [520] гавани Ибнментеши (О Малоазийских эмирах Ментешских, столицею которых был город Милас, см. Schlumberger, Numismatique de l’Orient Latin, p. 488-489.) 5 месяцев, (в течение которых) упомянутое лицо усердствовало в оказании им услуг и почета. Точно так поступил (с ними) и Ласкарис, государь Константинопольский; он (также) употреблял все усилия по части оказания им почета, щедро давал им съестные припасы и помещения и издержал на них массу денег, а было их (послов) и ехавшей с ними свиты хатуни, да | стр. 490 | приближенных, мамлюков и слуг ее, большое количество, свыше 400 человек. Пробыли они в земле его долгое время и говорят, что сумма того, что он израсходовал на них, (составляла) 60,000 динаров; (сделал он это) из любви к султану. Вместе с ними (послами) он отправил послов от себя. Прибыли они в город Александрию в ребиэльэввеле (= 11 апр. — 10 мая 1320 г.). Когда хатунь сошла с корабля, то ее усадили в позолоченную палатку на повозку, которую мамлюки повезли во дворец султанский в Александрии. Султан выслал к услугам ее множество хаджибов и 18 женщин из харема султанского; они сели в шлюпки (По другому чтению: «бывшие с нею (хатунью) остались в шлюпках».). И прибыла она в «Замок» в понедельник, 25-го ребиэльэввеля (= 5 мая 1320 г.). В светлицах Майдана для нее была разбита султанская палатка из Мааденского атласа, и им (прибывшим) предложены



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: