Понятие закона. Фома Аквинский сформулировал следующие характеристики закона:
• закон есть не что иное, как некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе;
• закон относится к тому, что составляет основу человеческих поступков, поскольку для них он является правилом и мерилом;
• любой закон направлен к общему благу;
• закон вызывает движение к цели.
Классификация законов. Следует различать четыре вида законов, три из которых представляют собой иерархию:
1. Вечный закон (lex aeterna) — естественный божественный закон, рациональный проект Бога, который знаком только самому Богу и блаженным святым: ≪замысел управления вещами, существующий у Бога как государя Вселенной, имеет значение закона≫. Вечный закон нигде не записан, а обнародован Богом в устной форме божественного слова и адресован твари внимающей.
2. Естественный закон (lex naturalis) — участие вечного закона в разумной твари. Естественный закон — это отражение божьего закона человеческим разумом, ≪печать божественного света на нас≫. Человек как разумное создание частично может постигать lex aeterna. Это ≪свет естественного разума, с помощью которого мы различаем, что хорошо, а что плохо≫. Естественный закон представляет собой некие моральные предписания, провозглашенные разумом в результате размышления о природе человека, живущего в обществе. Этот закон предписывает все то, что соответствует существованию человеческого рода: союз мужчины и женщины, воспитание детей и др. Как обнародуется естественный закон? Он ≪обнародован уже тем, что Бог вложил его в умы людей так, чтобы те познали его естественным путем≫.
3. Человеческий позитивный закон (lex humana) — это феодальное право того времени. Этот закон представляет собой ≪частные распоряжения, выработанные человеческим разумом≫: исходит из факта несовершенства людей, поэтому является самым несовершенным в иерархии законов; служит человеку в достижении его земных целей; нужен потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; призван четко определить естественный закон (как должны заключаться браки, определить санкции, если совершается правонарушение);
Фома Аквинский полагал, что ≪человеческие законы не могут обладать той непогрешимостью, которая отличает выводы наук, подкрепленные доказательствами≫. Человеческий позитивный закон должен соответствовать естественному закону: ≪каждый закон, установленный людьми, постольку является законом, поскольку выведен из закона природы≫. Иначе — это не закон, а ≪порча закона≫, и такому закону можно не подчиняться. Принудительное осуществление такого закона есть признак тирании. Однако Фома делает оговорку: такой закон может считаться обязательным, если необходимо пресечь беспорядок.
4. Позитивный божественный закон (lex divina) — содержится в Библии. Он адресован ≪твари читающей≫, и только этот закон может привести человека к достижению сверхъестественной цели, блаженству сверхприродному, что является актуальным для верующего христианина.
Политическое учение Фомы Аквинского посвящено рассмотрению трех важнейших проблем.
1. Церковь и государство.
А. Фома решает вопрос, актуальный для того времени: имеет ли право церковь ограничивать светских правителей и судить о законности их власти? В то время светские правители отрицали это право, ссылаясь на Священное писание: ≪нет власти не от Бога≫ (т.е. светская власть также от Бога). Фома предлагает различать три элемента государственной власти:
• сущность;
• происхождение;
• использование.
Сущность государственной власти установлена Богом, доказательством чего служат слова апостола Павла: ≪Существующие власти от Бога установлены≫. Происхождение государственной власти может быть и незаконным (насилие, подкуп). Использование государственной власти часто ведет к злоупотреблению властью.
Фома считал, что церковь не посягает на власть как на божественный принцип, но церковь оставляет за собой право судить о законности происхождения власти и использовании ее тем или иным правителем.
Б. Фома решает вопрос разграничения компетенции светской и церковной власти. Он высказывает идею автономии властей: светская власть должна управлять только внешними действиями подданных; церковь — душами людей. Фома полагал: ≪Так как духовная власть и светская, обе производны от власти Божьей, то светская власть настолько находится под духовной, насколько она ей Богом подчинена, а именно в делах, которые касаются спасения души; вследствие этого в таких делах следует скорее повиноваться церковной власти, а не светской. В том же, что касается гражданских благ, следует более повиноваться светской власти, чем церковной, в соответствии с поучением ≪Отдайте кесарево кесарю≫. При этом Фома высказывает такую идею взаимодействия властей. Государство должно помогать церкви в борьбе с ересью: ≪Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, — гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в ереси≫.
2. Проблема тираноубийства.
Можно ли сопротивляться тирану? Фома выдвигал следующие аргументы против тираноубийства:
—> после убийства тирана может прийти новый тиран, который будет еще свирепее;
—> убийство тирана не соответствует апостольскому учению. Апостол Петр считал, что нужно смиренно подчиняться не только добрым, но и злым господам.
Вместе с тем Фома допускал тираноубийство, которое должно совершаться не по собственному почину, а по решению общества (католическая церковь в то время не раз обращалась к подданным с призывом не повиноваться тому или иному неугодному ей правителю).
3. Идеальная форма правления.
Фома развивает свою политическую теорию в рамках теоцентристской картины миры, опираясь на идеи Аристотеля.Он выделяет шесть форм правления государства (монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития, демократия). В отличие от Аристотеля лучшей формой правления Фома признает монархию, а не политию. Он считал,что согласно природе вещей править должен один, поскольку:
—> во Вселенной единый Бог;
— > среди множества частей тела есть одна, которая движет всем, — сердце;
—> среди частей души главенствует одна — разум;
—> у пчел один царь.
Согласно жизненному опыту также должен править один: провинции и города-государства, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами. Господь говорит устами Пророка (Иеремия, XII, 10): ≪Множество пастухов испортили мой виноградник≫.
Учение Фомы Аквинского имеет своих последователей. В частности, современная католическая теория права (неотомистская теория права Ж. Маритена) восприняла идею Фомы о естественном законе и естественных правах человека (право на жизнь и продолжение человеческого рода), которые вытекают из самого lex aeterna, на которые не может посягать государство, принимая lex humana.