УЧЕНИЕ Ж. БОДЕНА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ.




 

После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет для людей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воздает ≪благодарность государству, которому, после бессмертного Бога, мы обязаны всем≫.

Боден понимает государство как «правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной власть». Именно правовое управление отличает государство от шайки разбойников.

Основой государства является семья: ≪Государство не может существовать без семьи как город без домов или как дом без фундамента≫. Ослабление власти главы семьи приводит к деградации государства.

Важнейший элемент государства — суверенная власть, под которой Боден понимает постоянную, абсолютную инеделимую власть государства: ≪Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства≫. Сувереннаявласть государства, с точки зрения Бодена, это:

—> власть постоянная, которая отличается от временной власти, подобной власти диктаторов Древнего Рима;

—> власть абсолютная, не ограниченная никакими условиями, носитель которой может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь три ограничения абсолютной власти: суверен в своей деятельности связан с законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Поэтому Боден критикует утопийское государство Т. Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности, ≪было бы прямо противоположно законам Бога и природы≫;

—> власть единая, т.е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден — противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.

Компетенция суверенной власти государства — комплекс исключительных прерогатив:

—> право издавать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согласия — это основная прерогатива суверенной власти;

—> право войны и мира;

> право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;

—> правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц и граждан;

> право помилования;

—> чеканка монет;

> определение мер и весов;

—> взимание налогов и податей.

Классификация форм правления государства в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену:

—> демократия;

—> аристократия;

—> монархия.

В демократии все или большая часть граждан обладают суверенной властью над всеми. В аристократии меньшая часть граждан обладает суверенной властью над всеми. В монархии суверенная власть всегда принадлежит одному лицу, будь это король или тиран.

Эффективность различных форм правления государства для обеспечения общественного порядка. Демократию Боден оценивает отрицательно: ≪народ — это зверьмногоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делаетчто-либо хорошее. Доверять ему решение политических

дел — это все равно, что спрашивать совета у безумного≫. Недостаток аристократии — неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений.

Лучшая форма правления государства — монархия, так как она прямо отвечает природе суверенной власти: ее единству и неделимости. Боден приводит много доводов в пользу монархии, используя рассуждения по аналогии. Он повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Идеальная форма государства для Франции XVI в. — легитимная монархия. Это такая форма правления государства, при которой подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, подчиняются законам монарха, а монарх — законам божеским и естественным.

Но монархия может превратиться в тиранию, если монарх начинает нарушать естественные законы, рассматривая собственность своих граждан как свою и относясь к гражданам как к рабам. Боден признает право народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием. Но не признает такое право, если монарх, занимая свой пост на основе действующего закона о престолонаследии, ведет себя как тиран. Боден уповает только на божественный суд: ≪Считается незаконным для частного лица не только попытка убить своего законного государя, но даже и восставать против него без особого и недвусмысленного повеления Господа≫.

Факторы, определяющие нестабильность форм правления государства:

—> крайне неравномерное распределение богатства;

—> отсутствие свободы вероисповедания.

Поэтому необходимы законы против ростовщичества изаконы о наследовании имущества; необходимы также законы, допускающие веротерпимость.

Созданная Боденом теория государственного суверенитета до сих пор остается важным компонентом современной науки о государстве и руководством для принятия политических решений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: