На сегодняшний день макроэкономическая политика создает здоровые условия для развития того сектора экономики, который более-менее успешно пережил экономическую катастрофу 90-х годов. Но задача максимального использования резервов белорусской экономики, высвобождения скрытых сил, по-прежнему не решается и даже не ставится.
Вместе с тем стабилизация белорусской экономики связана с рядом трудностей и особенностей. В настоящее время не сформирована система подготовки эффективных управленческих решений на макроуровне для современной экономики Республики Беларусь. Несмотря на продолжающееся в процессе реформирования совершенствование управления макроэкономикой, до настоящего времени не найдено достаточно эффективной системы реализации макроэкономических решений, способной вывести страну из затяжного кризиса.
Особое значение приобретают проблемы разработки и реализации макроэкономических решений на высшем государственном уровне. Белорусская экономика как объект управления имеет свои специфические особенности, которые не позволяют в полной мере использовать накопленный в развитых странах опыт государственного регулирования. Во-первых, мы имеем дело с рыночной экономикой, которая находится в процессе становления и имеет рудименты прежней командно-административной системы.
Во-вторых, современная белорусская экономика - это еще не рыночная система, поскольку рыночные механизмы здесь не получили достаточного развития. Поэтому нет возможности использования общепринятых в условиях развитой рыночной системы методов и рычагов воздействия на экономические процессы.
В-третьих, это чрезвычайная глубина и острота макроэкономической нестабильности, не имеющая аналогов в мировой истории экономического развития.
|
В-четвертых, решение задачи макроэкономической стабилизации в Республике Беларусь связано не просто с разработкой и реализацией набора определенных экономических мер, а одновременно и с формированием новой системы экономических отношений. В этом смысле макроэкономическая стабилизация носит не только функциональный, но и трансформационный характер, формирует новый режим функционирования экономики и действия новых экономических институтов.
Необходимость обоснования государственных макроэкономических решений кажется очевидной, никем не оспаривается и даже периодически декларируется органами и представителями государственной власти. Однако на деле эта задача не решается.
На мой взгляд, одна из главных причин такого положения заключается в том, что не создана институциональная система, позволяющая органично включить процесс обоснования в технологию подготовки и принятия решений.
В практической макроэкономической политике к сожалению отсутствует понимание необходимости единого методологического подхода, представление о том, что объект макроэкономической политики не упростился, а усложнился и взаимосвязи также усложнились и характеризуются возросшими противоречиями, возросшим числом посредников и транcакционных издержек равных затратам в прошлом на содержание ВПК.
Это приводит к тому, что комплексность и системность известных программ макроэкономического регулирования подменяется механическим расширением перечня вопросов, раскрываемых в таких программах. При этом каждый вопрос решается изолированно от других, зачастую в противоречии с ними, а реализация программы либо ведет к накоплению противоречий в системе макроэкономического регулирования, либо оказывается невозможной из-за этих противоречий.
|
В целом же, проводя политику свертывания государственных расходов, государство попадает в круг, т.к. оно отказывается от проведения активной экономической политики, способной создать предпосылки для выхода из кризиса в условиях, когда неотрегулированные рыночные механизмы не справляются с задачей обеспечения роста. Вместе с тем одним из главных аспектов перехода к новому механизму экономического роста является формирование системы институтов, обеспечивающих согласование деятельности всех участников воспроизводства с конечными макроэкономическими целями хозяйственного развития.
Необходимо чтобы в процессе подготовки макроэкономических решений их обоснование перед общественностью выступало в качестве необходимого элемента, это потребует изменения и идеологии, и технологии подготовки и реализации таких решений, даст совершенно иные результаты. Такой подход означает изменение отношений подчиненности, заложенных сегодня во все элементы работы над макроэкономическими решениями.
Важная составляющая макроэкономической системы - организация взаимодействия, прямого и обратного, в институциональной системе. Это именно та область, которой до сих пор не уделялось должного внимания, и работа в которой представляется наиболее перспективной. Иными словами, речь идет не о ломке сложившейся системы, а о настройке ее с целью добиться, с одной стороны, управляемости, а с другой стороны, переориентации экономических интересов на задачи долгосрочного развития. Именно этот аспект государственной макроэкономической политики можно рассматривать как главный, открывающий перспективы перехода от спада и депрессии к экономическому подъему.
|
Содержание экономической политики в Республике Беларусь должно сводиться к решению двух стратегических задач:
достижению стабилизации, то есть макроэкономического равновесия при сохранении производственного, технологического и интеллектуального потенциала страны;
обеспечению роста в условиях динамического равновесия с увеличением производственного, технологического и интеллектуально-професионального потенциала.
При этом необходимо выявить характерные особенности процесса выработки и реализации этих макроэкономических решений в рыночной экономике.
Потребительский бум на внутреннем рынке, который был одним из основных стимулов быстрого экономического роста в нашей стране (таблица 6) на протяжении ряда последних лет, в 2011 г. пошёл на убыль.
Анализ изменения ВВП в Республике Беларусь за 2002-2011 гг. (таблица 1) показал, что до 2010 г. ежегодный прирост ВВП составлял не менее 20%. В 2010 и 2011 гг. наблюдалось некоторое снижение темпов роста ВВП. Темп роста ВВП в этот период соответствует индексу инфляции.
Таблица 1
Динамика ВВП в Республике Беларусь, 2002-2011 гг.
Показатель | Год | |||||||||
ВВП, млрд. руб. | ||||||||||
Индекс ВВП (предыдущ. год) | 428,1 | 0,3 | 188,0 | 152,2 | 139,9 | 135,2 | 131,6 | 121,8 | 108,1 | 110,1 |
За анализируемый период наблюдался поступательный рост ВВП, он достиг максимального уровня в 2011 г. и равен 128 829 млрд. р. Производство ВВП в Республике Беларусь за 2011 г. составило 110,1% к уровню 2010 г. Согласно прогнозу, рост ВВП в 2011 г. планировался на уровне 108-109%.
В 2011 г. общий объем розничного товарооборота вырос в стране на 20,5% (рисунок 1). В 2012 г. ситуация изменилась. Прирост розничного товарооборота в I квартале 2012 г. к аналогичному периоду 2011-го составил 5,9%. При этом, по данным января 2012 г., прирост к январю 2011-го розничного товарооборота составлял 12,3%. В январе-феврале 2012 г. прирост был на уровне 8,1%. Таким образом, налицо замедление темпов прироста товарооборота (рисунок 2).
Под воздействием финансово-экономического кризиса произошло снижение платежеспособности населения. Потребительский спрос мог бы быть еще меньше, но росту объема продаж в I квартале посодействовал январский всплеск покупательской активности, связанный с девальвацией белорусского рубля. В соседних странах, где девальвация национальной валюты была плавной, и ажиотажный спрос на товары не возникал, динамика розничного товарооборота уже изменилась в сторону понижения, несмотря на более высокую среднюю зарплату, чем в Беларуси.
Рисунок 1 - Динамика розничного товарооборота за 2004-2012 гг.
Рисунок 2 - Динамика общего объема розничного товарооборота в сопоставимых ценах; в % к соответствующему периоду предыдущего года
В связи со снижением доходов потребители стали покупать более дешевые товары. Если снижение доходов населения продолжится, доля более дешевых товаров в потребительской корзине может вырасти.
Белстат отмечает изменения и в структуре потребления (рисунок 4). В последние годы белорусы все большую долю семейных бюджетов тратили на приобретение непродовольственных товаров, что свидетельствовало о повышении уровня и качества их жизни. Так, если в 2005 г. расходы домашних хозяйств на покупку непродовольственных товаров составили 31,5% от общих расходов, то в 2008 г. они достигли 35,2%. Темп роста розничного товарооборота непродовольственных товаров в последние годы опережал рост продажи продовольственных и составил в 2008 г. 132% к уровню 2007 г., а продовольственных - 110%. В минувшем году впервые за последние годы в структуре оборота розничной торговли удельный вес продажи непродовольственных товаров был выше продовольственных и составил 50,6%. Но в 2009 г. этот показатель снизился до 49,1%. Происходит переориентация спроса с непродовольственных на продовольственные товары. Проблема хлеба насущного опять становится главной для наших соотечественников.
Рисунок 4 - Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в объеме розничного товарооборота
Рекордсменами по продажам по всем каналам реализации в 2009 г. стали: растительное масло (+33,9% к январю-марту 2008 г.), макаронные изделия (+17,1%), крупа и бобовые (+16,3%), сахар (+14,3%), мясные консервы (+9,4%). Как видно, все это товары, годные для создания семейных запасов впрок. Однако продолжался и рост потребления мяса и мясопродуктов (+3,9%), которое в прошлом году составило на душу населения 75 кг вместо 61 кг в 2005 г. Выросла за I квартал продажа кондитерских изделий (+3%), соков (+2,4%), яиц (+2%). Вместе с тем резко упала реализация рыбы и морепродуктов, включая сельдь (-12,5%), уменьшилось потребление сыров (-5,3%), животного масла (-1,3%). Словом, структура питания населения пока значительно не ухудшилась, но кризисные сдвиги в ней уже обозначились. Разовьются ли они в негативную сторону или остановятся, во многом будет зависеть от динамики реальных денежных доходов населения, в первую очередь от величины зарплат и пенсий.
Из непродовольственных товаров активнее всего белорусы приобретали в 2009 г. холодильники и морозильники (+33,9% к аналогичному периоду минувшего года), синтетические моющие средства (+28,3%), верхний (+18,9%) и бельевой трикотаж (+15%), парфюмерно-косметические товары (+9,8%), лекарственные средства (+8,9%), обувь (+7,4%), одежду (+5,7%), стиральные машины (+2,8%). Если не считать холодильники и стиральные машины, спрос на которые подстегнула девальвация, в этом перечне нет товаров длительного пользования. А ведь в последние годы их удельный вес быстро увеличивался в розничном товарообороте - с 14,3% в 2005 г. до 19,3% в 2007 г. Теперь же белорусы значительно меньше стали покупать цветных телевизоров (-17%), стройматериалов (-16,6%). Наметилась тенденция к снижению потребления бензина (-1,2%). По-видимому, некоторым нашим согражданам уже приходится из экономии сокращать пользование личным автомобилем.
С начала года номинальная начисленная среднемесячная зарплата уменьшилась по стране с 1 млн. Br до 957,1 тыс. Br. Индекс потребительских цен на товары и услуги в марте 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. составил 106,1%. За I квартал заметно повысились цены на многие товары и услуги. Больше всего подорожали чай - на 22,5% (+27,8% по сравнению с январем-мартом 2008 г.), фрукты - на 21,4% (+15,8%), электроснабжение - на 19,3% (+49,1%), туристические и экскурсионные услуги - на 18,1% (+24,1%), водоснабжение - на 17,3% (+18,4%), сельдь - на 16% (+30,4%), отопление - на 15,6% (+15,8%), парфюмерно-косметические товары - на 14,3% (+21,3%), рыба и морепродукты - на 13,4% (+22,7%), овощи - на 13,1% (+14,3%), картофель - на 12,3% (+25,3%), техобслуживание жилых помещений - на 11,9% (+23,2%), табачные изделия - на 10,6% (+14,7%), рыбные консервы - на 10,3% (+17,7%), услуги дошкольных учреждений - на 10% (+6,3%), медикаменты - на 9,2% (+22,9%), яйца - на 7,8% (+18,5%) сахар-песок - на 5,2% (+12,6%).
С развитием кризиса, все более и более становится заметным изменение поведение потребителей. Так как большинство людей все же стали осознавать существующую проблему и вырабатывать исходя из этого новую модель поведения.
Восприятие кризиса происходит в несколько последовательных этапов:
сначала кризис воспринимается как шок или отрицается вообще, поэтому не меняются потребительские стереотипы и привычки: люди ходят в привычные магазины, покупают любимые бренды и ни в чем себе не отказывают;
затем наступает стадия вызывающая гнев или завуалированную агрессию, вызванную происходящими событиями. На этом этапе потребители, не меняя своих привычек в отношении мест приобретения товаров и услуг, марок, постепенно снижают объемы потребления: покупают реже и в меньших объемах;
завершающим этапом может стать отчуждение и депрессия, проявляемые в изменение привычек в отношении мест приобретения товаров и услуг, смена марочных предпочтений, большинство в потреблении станет руководствоваться принципом разумных ограничений.
За ними наступает примирение со сложившейся ситуацией, а, следовательно, происходит выстраивание в ней новой модели поведения: экономии и жизни по средствам. При этом растет внушаемость и падает критическое поведение. Наиболее важное значение начинают приобретать идеалы справедливости и всеобщего блага. Вместе с тем люди начинают проводить на работе больше времени и постоянно ищут любую возможность подработать, причем даже за меньшие деньги.
Финансовое поведение характеризуется тем, что некоторые начинают снимать денежные средства со счетов, некоторые расходуют имеющиеся средства на товары длительного спроса (мебель, бытовая техника и д.р.). Некоторые начинают гасить кредиты и возвращать долги, при этом если и возникала ранее идея их взять, то сейчас они вынуждены от нее отказаться, так как нестабильное финансовое положение, может повлечь дополнительные трудности при их погашении. Как не странно, но некоторые все равно считают наиболее надежным способом вложения денег покупку недвижимости. Боясь возможной инфляции, возрастает количество людей решающих сохранить свои сбережения в виде золота и драгоценностей.
В общем, народ более предусмотрительно и рационально начинает относиться к своим расходам, старается их больше планировать.
Однако, экономический кризис приведет не только к изменению потребительского поведения, но и довольно существенному перераспределению в сегментационной карте потребительских рынков.
Начнется массовая «миграция» потребителей вниз по социальной лестнице. Как не странно, но снижение социального статуса и уровня доходов пройдет пропорционально существующему уровню доходов населения. Следовательно, чем состоятельней семья, тем серьезней она пострадает от кризиса. Но на представителях элиты это обстоятельство практически не отразится, так как на потребительские товары и услуги такие семьи и так тратят минимум своих средств.
Существенно сократится прослойка среднего класса, что неминуемо повлечет за собой проблемы в сегменте товаров и услуг категории «средний плюс». Если следовать этой логике и далее, то от кризиса выиграют только рынки товаров и услуг низкой ценовой категории и категории «средний минус».
Сильнее всего кризис ударит по самым бедным - депрессивным социальным группам (неквалифицированные рабочие, пенсионеры, многодетные бедные семьи, сельскохозяйственные рабочие). Причем вероятнее всего, сельское население пострадает сильнее, чем городское.
Тем не менее, модель покупательского поведения с активным уровнем потребления стремительно меняется. С одной стороны, потребителя по- прежнему тянет в цивилизованные форматы торговли. Но выбирая товар, для потребителя более значимым стал ценовой фактор, причем накопительное ценовое стимулирование в виде бонусных программ, стало менее эффективным, чем прямое снижение цены через скидки.
Все менее значимым стал фактор престижности покупки, «раскрученного» бренда. В условиях кризиса люди все больше доверяют старым, проверенным маркам, крупным, известным производителям.
Так или иначе, но начать экономить в условиях кризиса все, же придется. И экономить в первую очередь будут на:
покупке недвижимости;
покупке автомобиля;
на крупной бытовой технике;
потребительских кредитах;
разговорах по мобильному телефону;
одежде.
Итак, реагируя на не совсем благоприятное развитие экономических событий, изменение потребительского поведения, возможно, все же научит большинство людей жить по средствам, тем самым не забывать про разумную экономию.
Возможность использования модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики в Республике Беларусь на данном этапе развития экономики не может быть реализована полностью в силу неразвитости рынков, в особенности это касается денежного рынка. Для его развития необходимо создавать мобильный рынок ссудного капитала при этом, снижая процентные ставки, создавать условия для развития фондового рынка и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Модель IS-LM, являясь конкретизацией модели совокупного спроса совокупного предложения, объединяет товарный рынок и рынок денег. Кривая IS показывает равновесие на товарном рынке, кривая LM - на денежном. Точка их пересечения определяет сочетание процентной ставки и уровня выпуска, при котором товарный рынок и рынок денег находятся в состоянии равновесия. С помощью модели можно показать влияние бюджетно-налоговой политики и денежно-кредитной политики на совокупные расходы и равновесный выпуск.
Экономика капитализма, как утверждает кейнсианская теория, и свидетельствуют исторические события, подвержена спадам и депрессии. Сама природа рынка предполагает цикличность и неравномерность развития экономической системы. “Невидимая рука” рынка не в состоянии предотвратить кризисы и такие их последствия как спад производства и безработицу.
Чтобы противодействовать этим процессам и способствовать достижению макроэкономического равновесия, государство должно проводить особые мероприятия по регулированию экономики. Бюджетно-налоговая политика предполагает манипулирование государственными расходами и налогами, а денежно-кредитная политика регулирует предложение денег. Эти меры оказывают влияние на изменение уровней совокупных расходов и равновесного выпуска.
В кейнсианской теории особо подчеркивается приоритетность бюджетно-налоговой политики в установлении макроэкономического равновесия. Второстепенная и вспомогательная роль денежно-кредитной политики связана с ее опосредованным и неопределенным влиянием на равновесный уровень производства.
Проведение экономической политики затрудняется многими факторами, но, тем не менее, правильное применение ее инструментов позволяет избежать многих негативных явлений связанных с цикличностью экономики и направить экономическое развитие по нужному пути.
Содержание экономической политики в Республике Беларусь должно сводиться к решению двух стратегических задач:
достижению стабилизации;
обеспечению роста в условиях динамического равновесия с увеличением производственного, технологического и интеллектуально-профессионального потенциала.
Потребительский бум на внутреннем рынке, который был одним из основных стимулов быстрого экономического роста в нашей стране на протяжении ряда последних лет, в 2011 г. пошёл на убыль.
В 2010 и 2011 гг. наблюдалось некоторое снижение темпов роста ВВП. Темп роста ВВП в этот период соответствует индексу инфляции.
Под воздействием финансово-экономического кризиса произошло снижение платежеспособности населения. Потребительский спрос мог бы быть еще меньше, но росту объема продаж в I квартале посодействовал январский всплеск покупательской активности, связанный с девальвацией белорусского рубля.
Возможность использования модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики в Республике Беларусь на данном этапе развития экономики не может быть реализована полностью в силу неразвитости рынков, в особенности это касается денежного рынка. Для его развития необходимо создавать мобильный рынок ссудного капитала при этом, снижая процентные ставки, создавать условия для развития фондового рынка и т.д.