Методические указания для обучающихся




Дисциплина «Ценностный анализ медиаполя» относится к базовой части учебного плана, к модулю 2 «Современные проблемы информационного общества». Преподавание осуществляется на первом курсе магистратуры.

Лекционный курс строится на тесной взаимосвязи теоретических положений с журналистской практикой. Все темы изучаемого курса требуют повышенного внимания обучающихся, так как помогают сформировать правильное представление о ценностном содержании медиасферы, ценностном многообразии духовно-нравственной, культурной, коммуникационной и социально-политической среды обитания индивида, месте и роли ценностей в журналистском творчестве.

Эффективным методом обучения является проблемное изложение материала с обсуждением злободневных проблем аксиологии журналистики. В ходе диспутов и дискуссий у обучающихся должны вырабатываться установки на утверждение нравственных ценностей в их будущей работе в средствах массовой информации.

Подготовка к практическим занятиям требует большой предварительной работы преподавателя по подбору показательных публикаций и сюжетов СМИ и их постоянному, ежегодному обновлению. При изучении всех тем курса рекомендуются самостоятельные письменные работы. Любая самостоятельная работа, данная на дом или выполняемая в аудитории, должна быть тщательно проверена преподавателем.

Основными дидактическими требованиями при реализации теоретического содержания являются:

- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

- логичность, четкость, ясность в изложении материала;

- проблемное изложение и использование приемов активизации познавательной деятельности студентов.

Преподаватель осуществляет координационную и консультативную работу, позволяющую обучающимся самостоятельно готовиться к практическим (семинарским) занятиям. Задания к практическим занятиям и темы рефератов и других письменных заданий, а также методические рекомендации по выполнению этих заданий и написанию творческих работ предлагаются обучающимся в электронном виде. При этом характер подготовки к семинарам и написания творческих работ преподаватель дополнительно публично объясняет. С обучающимися проводится аксиологическое исследование творчества журналистов – номеров газет и журналов, сайтов информационных агентств, телевизионных программ и проч.

 

Методические рекомендации размещены на платформе Sakai

Методические указания для обучающихся

 

 

План практического занятия по теме «Медиаполе современной России. Журналистика как ценность. Аксиология и теория журналистики: проблемы интеграции» (2 часа).

Задание – выбрать из списка тему и подготовить доклад

 

Вопросы для обсуждения:

1) Ценности общества и журналистика: особенности взаимодействия.

2) Идеалы и ценности в структуре общественного сознания и политической практике.

3) Аксиология как философское учение о ценности.

4) Информационная активность социума и ценностное понимание журналистики.

5) Аксиология как метод журналистского анализа социальной действительности.

6) Ценностные конфликты как проявление социальных противоречий в идеологии, морали, искусстве. Ценностное понимание жизни в творчестве журналиста.

Литература:

1) Сидоров В.А. Ценностный анализ в журналистике: время и метод // Глобальный медиа журнал: [Электронный ресурс]. URL: Глобальный медиа-журнал. Российское издание. URL: https://www.gmj.sfedu.ru/v2i1/v2i1_sidorov.htm.

2) Сидоров В.А., Ильченко С.С., Нигматуллина К.Р. Аксиология журналистики: Опыт становления новой дисциплины / под ред. В.А. Сидорова. – СПб., 2009

 

План практического занятия по теме «Классификации ценностей. Место и роль ценностей в журналистике и журналистском творчестве» (4 часа).

 

Вопросы для обсуждения:

1) Идеалы и ценности в структуре общественного сознания и политической практике.

2) Место и роль ценностей в журналистике и журналистском творчестве.

3) Ценностное понимание жизни в творчестве журналиста.

4) Журналистское произведение как ценность: социально-политические, эстетические, нравственные и культурные аспекты.

5) Идеалы и ценности в журналистской картине мира: содержание и формы репрезентации.

 

Литература:

3) Сидоров В.А. Ценностный анализ в журналистике: время и метод // Глобальный медиа журнал: [Электронный ресурс]. URL: Глобальный медиа-журнал. Российское издание. URL: https://www.gmj.sfedu.ru/v2i1/v2i1_sidorov.htm.

4) Сидоров В.А., Ильченко С.С., Нигматуллина К.Р. Аксиология журналистики: Опыт становления новой дисциплины / под ред. В.А. Сидорова. – СПб., 2009

 

План практического занятия по теме «Аксиологический анализ журналистики Журналистское произведение как ценность: социально-политические, эстетические, нравственные и культурные аспекты» (4 часа).

 

Задание – преподаватель накануне занятия выдает студентам кейс-задание «Журналистское произведение как ценность».

Суть этого занятия заключается в том, чтобы студенты научились использовать методы аксиологического анализа журналистских произведений. Для кейса преподаватель отбирает наиболее значимые и актуальные события информационного поля, предлагает студентам составить чек-лист основных ценностей, транслируемых СМИ, и дает задание проанализировать конкретную публикацию, используя метод аксиологического анализа.

 

План практического занятия по теме «Язык массовой коммуникации как носитель ценностей: утверждение и разрушение ценностей в медиасфере» (2 часа).

 

Вопросы для обсуждения:

1) В чем состоит воздействующая функция языка СМИ?

2) Как утверждаются ценности в медиасфере?

3) Механизмы разрушения ценностей в медиасфере?

4) Как выражается кризис идеологий в медиасфере?

5) Дайте примеры репрезентации идеалов и ценностей в журналистской картине мира.

6) Дайте примеры медийного отражения противоречий национальной идентичности, национальной идеи и глобализации.

Литература:

1) Сидоров В.А. Ценностный анализ в журналистике: время и метод // Глобальный медиа журнал: [Электронный ресурс]. URL: Глобальный медиа-журнал. Российское издание. URL: https://www.gmj.sfedu.ru/v2i1/v2i1_sidorov.htm.

2) Сидоров В.А., Ильченко С.С., Нигматуллина К.Р. Аксиология журналистики: Опыт становления новой дисциплины / под ред. В.А. Сидорова. – СПб., 2009.

3) Бабаева Е.В. Дискурсивное измерение ценностей. - Волжский, 2003.

4) Бакштановский В., Согомонов Ю. Моральный выбор журналиста. – Тюмень, 2002.

 

План практического занятия по теме «Политические идеалы в журналистской практике» (4 часа).

 

Вопросы для обсуждения:

1) Политическая позиция журналиста.

2) Приверженность политическим идеалам в журналистской практике.

3) Динамика формирования политических идеалов.

Литература:

1) Сидоров В.А. Ценностный анализ в журналистике: время и метод // Глобальный медиа журнал: [Электронный ресурс]. URL: Глобальный медиа-журнал. Российское издание. URL: https://www.gmj.sfedu.ru/v2i1/v2i1_sidorov.htm.

2) Сидоров В.А., Ильченко С.С., Нигматуллина К.Р. Аксиология журналистики: Опыт становления новой дисциплины / под ред. В.А. Сидорова. – СПб., 2009.

3) Бабаева Е.В. Дискурсивное измерение ценностей. - Волжский, 2003.

4) Бакштановский В., Согомонов Ю. Моральный выбор журналиста. – Тюмень, 2002.

5) Корженева О.В. Персонификация государства в современной российской журналистике: ценностно-политический анализ. Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. полит. наук. – СПб., 2013.

6) Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские снования и социальные приложения конструктивной аксиологии. – Новосибирск, 1998.

 

План практического занятия по теме «Идеалы и ценности в журналистской картине мира: содержание и формы репрезентации. Национальная идентичность, национальная идея и глобализация мира: медийное отражение противоречий» (4 часа).

 

Задание – преподаватель накануне занятия выдает студентам журналистские тексты для анализа по теме практического занятия..

Суть этого занятия заключается в том, чтобы студенты научились анализировать журналистские тексты с целью находить факты отражения национальной идентичности и национальной идеи, а также видеть отражение существующих противоречий.

 

Выступая с докладами на практических занятиях или на научно-практических конференциях, обучающиеся должны помнить, что существуют стандартные способы изложения научного материала. А если по докладу готовится статья в сборник материалов конференции, следует иметь в виду, что существуют также общие для подавляющего большинства научных изданий способы подачи материала. Научная статья, как и доклад, должна иметь определенную структуру, включающую в себя следующие части:

  1. Заголовок. Должен четко отвечать содержанию, т.е. должно быть сразу понятно, о чем идет речь.
  2. Введение. Здесь обозначается изучаемая проблема, ее важность (актуальность), научная новизна подхода, мотивы, побудившие автора заняться разработкой именно этой темы и пр.
  3. История вопроса: что уже известно о данной проблеме, кто занимался ее изучением, что выяснил, что сказал (со ссылкой на опубликованные работы). Иногда историю вопроса кратко рассматривают во введении, бывает, что опускают совсем, – либо для экономии места, когда объем принимаемых статей сильно ограничен, либо ввиду того, что литературы по данной теме просто нет.
  4. Характеристика объемов и методов исследования. Надо четко изложить, какие методики, инструменты, аппаратура и пр. применялись для исследования и что, собственно, исследовали.
  5. Результаты исследования – как шла обработка результатов и изложение этих результатов.
  6. Обсуждение результатов: интерпретация полученных данных, о чем они свидетельствуют, что из этого следует.
  7. Заключение. Кратко и четко сформулированные выводы.
  8. Список использованной литературы.

 

Примерные вопросы к экзамену:

1. Медиаполе современной России.

2. Журналистика как ценность.

3. Аксиология как философское учение о ценности.

4. Аксиология и теория журналистики: проблемы интеграции.

5. Классификации ценностей по содержанию, на уровне социокультурной системы, по носителю, по значимости и др. признакам.

6. Место и роль ценностей в журналистике и журналистском творчестве.

7. Методика аксиологического анализа журналистики.

8. Ценностные конфликты как проявление социальных противоречий в идеологии, морали, искусстве: отражение в массмедиа.

9. Ценностное понимание жизни в творчестве журналиста.

10. Журналистское произведение как ценность: социально-политические, эстетические, нравственные и культурные аспекты.

11. Профессиональная этика как ценностный базис журналистской деятельности.

12. Язык массовой коммуникации как носитель ценностей: утверждение и разрушение ценностей в медиасфере.

13. Политические идеалы в журналистской практике как ценностная составляющая современного политического дискурса. Зависимость политических идеалов от трансформации общественно-политической ситуации: отражение в массмедиа.

14. Политическая позиция журналиста и его журналистское произведение.

15. Ценностный выбор журналиста в поиске информации.

16. Кризис идеологий как условие медийной актуализации общественных идеалов.

17. Современные политические системы: медийное выражение, ценностные сходства и различия.

18. Идеалы и ценности в журналистской картине мира: содержание и формы репрезентации.

19. Национальная идентичность, национальная идея и глобализация мира: медийное отражение противоречий.

Методические указания размещены на платформе Sakai

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: