1е Безболезненность и безсмертие были присуще Адаму в раю, но при условии сохранения мира с Богом, через послушание и исполнение заповедей. Нарушив заповедь, Адам лишился всего и обрёл болезненность и смертность. А в человеческом естестве Сына Божия безболезненность и безсмертие тела не подлежит изменению, поскольку свобода в Иисусе Христе божественна и не может обратиться ко злу.
2е. Сравним второй критерий: безопасность от воздействия окружающей среды. Вспомним, как Иисус Христос ходил по водам, но и Адам имел такую возможность. Но в тот момент ученики Христовы плыли на лодке и очень испугались из-за сильного ветра и высоких волн. Господь же не только шел по водам, но и приказал ветру утихнуть и морю успокоиться. Т.е. мы видим не только безопасность, но и власть над стихией.
3е. Безопасность от животных Адаму было свойственна в раю, все животные были ему послушны. В раю животные имели кроткий и смиренный нрав и были во всем послушны человеку. А Иисус Христос воссел на необъезженного, строптивого осла, который должен был противиться и сбросить любого, но покорился и послушно вёз Господа на себе. Отсюда видно, что Господу послушны все животные, имеющие в себе повреждение после грехопадения.
4е. Адаму в раю не было необходимости в труде. Необходимо ли было Господу Иисусу Христу в поте лица Своего добывать пищу для пропитания. Из Евангелия мы вспомним, как Господь пятью хлебами накормил пять тысяч человек, и ещё собрали остатки 12 коробов. Здесь мы видим, что божественные свойства Иисуса Христа превышают способности Адама в состоянии вечной жизни в раю.
5е. В раю нет страданий для Адама. Человеческое естество ещё не испытывает непорочных страстей: ни голода, ни жажды, ни боли, ни усталости. Так и в Господе Иисусе Христе, поскольку произошло обожествление, никакое страдание не может Его коснуться, не должно Его коснуться. Святые отцы утверждают, что в возрасте 33 лет Иисус Христос остался бы вечно молодым, не старился, не болел, человеческое естество Его не подлежало смерти. И других страданий Он мог не испытывать. Голод и жажда не могли подступить к Его человеческому естеству, ибо благодать могла насытить тело. Что видим на примере сорокадневного поста в пустыни, находясь без пищи и воды, что является сверхъестественным.
|
Итак, сравнив по пяти признакам человеческого естества Иисуса Христа с Адамом, мы видим явное превосходство. Обозначим это стрелочкой вверх.
Свет. Игнатий Брянчанинов пишет: "Хотя свойства плоти Богочеловека были человеческие, но вместе все они были обоженные, как принадлежащие одному Лицу, которое Бог и человек. По этой же причине человеческие свойства Богочеловека были вместе и естественны, и сверхъестественны в отношении к человеческому естеству. Святость плоти Бога и Господа была бесконечно выше святости, в которой сотворена плоть твари – Адама."
Но закономерно возникает вопрос, как же мы видим проявление страданий в Господе Иисусе Христе, если Его человеческое естество обожено. Из Евангелия мы не видим примеров, чтобы стихия наносила вред Господу, напротив природа послушна. Мы не знаем примеров, чтобы Господь подвергался опасности от животных. Примеров тяжкого и изнурительного труда тоже не знаем, только знаем, что в отрочестве Иисус помогал своему приемному отцу Иосифу в его плотницких трудах. Можно предположить, что эти труды доставляли Иисусу усталость, немощь, возможные раны, боль. Но явно об этом в писании не указано. Поэтому на рисунке объединим эти три критерия и подпишем нет.
|
Выясним, были ли свойственны человеческому естеству Сына Божия непорочные страдания, болезненность и смерть. Да, такие примеры мы можем найти в Евангелие. В начале проповеди после сорокадневного поста Иисус Христос взалкал. В Его человеческом естестве реально проявилось ощущение голода и жажды. Ещё один пример, когда Иисус Христос подходит ко гробу друга своего Лазаря, Он проявил душевную скорбь по умершему в виде слезы. Мы знаем из Евангелия о великих муках Господа, претерпевающих Своим человеческим естеством в Гефсиманском саду. В молитве от напряжения пот стекал с лица как капли крови. Иисус Христос реально испытывал боль своим человеческим естеством, когда Его били плетями, забивали гвозди и когда страдал на кресте. Все эти страдания не должны были быть свойственны Сыну Божию, но мы не только видим их проявления, но и сама смерть смогла коснуться безсмертного тела Иисуса Христа. В первые времена христианства была такая ересь, что Господь принял в воплощении порочное человеческое естество с присущими нам телесными немощами, описанных пятью критериями и со временем очищал его. Ответим на вопрос, как же мы видим все же эти проявления. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: "Конечно, естественные наши страсти были во Христе и сообразно естеству, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем, когда Он попускал плоти терпеть свойственное ей, а превыше естества потому, что естественное во Христе не предваряло Его хотения. В самом деле, в Нем ничего не усматривается вынужденного, но все - добровольное. Ибо по собственной воле Он алкал, по собственной воле жаждал, добровольно боялся, добровольно умер." Вот разгадка нашего недоумения. Проявления непорочных страстей в человеческом естестве Сына Божия были не как у нас, вынуждено, независимо от нашего желания, но согласно Воли Господа Иисуса Христа и добровольно. Из Евангелия мы видим, когда Господь, кроме проявлений Своего человеческого естества, которые превышали естество первозданного Адама, показал ещё Свою Божественность, скрытую во плоти, своим близким ученикам, преобразившись на горе Фавор. Это все доказательства того, что Господь проявлял немощи, чудеса или особую божественную силу по своей воли.
|
Мы видим после воскресения особые проявления Божественной силы, когда Иисус Христос плотью прошел сквозь стены пещеры гроба, прошел сквозь закрытую дверь в дом к собравшимся ученикам, появился неожиданно в одном месте, а потом появился в другом месте среди учеников, вознёсся на небо.
Возникает вопрос, может после страдания на кресте что-то изменилось и состояние человеческого естества Господа усовершенствовалось? Но это мнение ошибочно. Господь добровольно пошел на крест. Страдания на кресте и смерть- это жертва за всех людей, чтобы победить последствия первородного греха и простить все грехи людей, уверовавших во Иисуса Христа.
Вот что пишет свт. Игнатий Брянчанинов: "Не должно думать, чтоб тело Христово получило такие свойства только по воскресении. Нет! Оно как тело Всесовершенного Бога всегда имело их, а по воскресении лишь постоянно проявляло их. Божество имеет всегда одинаковое достоинство, будучи постоянно равно самому Себе и неизменяемо, так и достоинство души и плоти Господа в отношении к их божественности всегда было одинаково. Одинаковым было это достоинство во всех изменениях по человеческому возрасту Богочеловека: одинаковым было оно, когда вочеловечившийся Бог возлежал младенцем в яслях, когда повит был пеленами, и когда явил Себя в неизреченной славе на горе Фаворской, когда воскресал из гроба, когда возносился на небо. Одинаковым было это достоинство во всех обстоятельствах, которым благоволил Богочеловек подчиняться по человечеству своему: одинаковым было это достоинство, когда Господь предстоял связанным Синедриону и Пилату, когда был осыпаем поруганиями, заушениями и оплеваниями, и когда Он воссел, по человечеству, одесную Бога-Отца, когда поклонились и припали к стопам Его все ангелы и архангелы."