Предвечный совет Пресвятой Троицы. Воплощение Сына Божия.




Тема 18

Третья часть оглашения посвящена спасению рода человеческого. Рассмотрим икону Андрея Рублева Пресвятая Троица. В ней таинственным образом иконописец раскрыл удивительные тайны спасения человеческого рода. Для написания иконы был взят сюжет- встреча патриархом Авраамом трёх путников, которые изображены в виде трёх ангелов. Рассмотрим детали иконы. Все три Ангела сидят мирно за столом, Их головы склонены друг к другу. Здесь не видно, чтобы кто-то превозносился или был главенствующим, видно во всем мирное согласие. Бог есть Любовь, поэтому между Лицами Святой Троицы не может быть противоречий. Ибо одна Божественная природа, одно Божественное естество являет Себя в трёх Лицах. Ангел, сидящий слева, условно обозначает ипостась Отца. Ангел, сидящий по центру, условно изображает ипостась Сына- второе лицо Святой Троицы. Ангел, сидящий справа, условно изображает ипостась Духа Святаго- третьего Лица Святой Троицы. За спиной первого Ангела видим здание. Это символизирует, что Отец предлагает всем остальным лицам Святой Троицы план домостроительства. План того, как будет сотворён мир, как будет сотворен человек, и в дальнейшем план спасения человечества. Эту икону называют Предвечный Совет Пресвятой Троицы. Ещё не сотворено время, когда Бог совещается Сам в Себе. Из Священного Писания мы читаем слова: "Сотворим человека по образу и подобию Нашему". За спиной второго Ангела, условно изображающего Сына Божия, изображено дерево. Этим показано, что Сын Божий есть исполнитель этого плана. "И сказал Бог и стало". Поэтому Сын Божий ещё называется Слово. И Дух Святый действует в исполнении этого плана, за спиной Его изображена гора- символ крепости, твердости. Все исполняется так, как задумал Отец, как исполняет Сын, как действует Святой Дух. В тот момент, когда Бог хотел сотворить мир, Он уже знал, что произойдет с человеческим родом. Бог предведает всё наперед. Вспомним, что такое предведение и предопределение. Бог не определяет Своим разумным тварям как поступить, но только Он наперед знает, как они поступит, как созданные Им разумные творения используют свой дар разума и дар свободы. Вот это знание наперед открывает Богу, что человеческий род падёт. Произойдет страшная трагедия, отступление от послушания Богу и вхождение в послушание сатане. Человек из состояния вечной радости и жизни, войдёт в состояние вечной смерти. Почему же Творец, предвидя эту трагедию, не отложил свой план? Ради чего творить человека, чтобы он стал рабом сатаны и вечно мучился в аду? Но Бог есть Любовь и не мог себе позволить это. Господь не отказался от сотворения мира и человека, именно здесь на предвечном совете намечает, как Он спасет человеческий род. На иконе есть детали, которые относятся ко спасению человека. План спасения вновь предлагается Отцом, через принесения в жертву Сыном Божиим Своего человеческого естества. Обратим внимание на кисть правой руки Отца. Два пальца, особо выделенные иконописцем, обозначают, что Сын Божий кроме Своего Божественного естества должен приобрести второе естество- человеческое через воплощение. Отец благословляет чашу на столе и двумя пальцами указывает как это может произойти. Обратим внимание на чашу, ее надо понимать как участь. Говорят: "Пить горькую чашу". Эта чаша- это участь Сына. В чаше изображена голова тельца. Голова тельца символизирует, что чаша должна быть жертвой, подобно как в ветхом завете приносили в жертву тельца. Закланный телец есть символ жертвы, есть прообраз жертвы Сына Божия. Второй Ангел в центре есть образ Сына Божия. Он смиренно склоняет голову в сторону чаши, показывая этим, что он соглашается с планом Отца. Кисть правой руки Сына лежит не на колене как у Отца, а на столе. Отец даёт план, а Сын должен исполнить. Какова воля Отца, таково и желание Сына, потому что нет противоречий между Лицами Святой Троицы. Кисть лежит на столе, значит, что Сын приступает к исполнению. Недаром одежда у второго Ангела красная как цвет крови, образ того, что прольётся реальная кровь Богочеловека Иисуса Христа. Недаром дерево за спиной второго Ангела означает ещё и деревянный крест, на котором будет распят Сын Божий, но дерево зелёное. Зелень дерева означает жизнь. Господь своим страданием, распятием и смертью на кресте, с последующим воскресеньем даёт жизнь человеческому роду. Жертва Христа способна любого из нас, кто её примет, захочет, поверит Господу Иисусу Христу и будет жить по Его Святым Заповедям в церкви Его Христовой привести в жизнь вечную. И Дух Святый, зная этот план, склоняя голову со смирением, принимает этот план. Так и будет Он действовать в этом мире, чтобы этот план исполнился. Итак, такова воля Отца, таково желание Сына и таковы действия Святаго Духа по сотворению мира и человека и по спасению всего человеческого рода.

Возникает вопрос, если Бог безконечен, Бог есть чистый совершенный Дух, Бог неуловим, и проникает везде и вся, и ни с чем не соединяется, то как же Он отдаст себя в жертву? Как эта жертва может быть принесена? Как злодеи будут плевать Ему в лицо? Где найдут голову, чтобы надеть на неё терновый венец? Где найдут Его спину, чтобы бить ее плетями? Где найдут они плечи, на которых Он будет нести крест на Голгофу? Где они найдут руки и ноги, которые пронзят гвоздями, прибивая к кресту? Где ребра, найдут которые воин пробил копьём? Ведь у Бога нет плоти. Божественная природа неуловима, невидима и нематериальна. Вот замысел Бога Отца- Сын Божий должен воплотиться. Кроме того, что Сын Божий является Богом по своему естеству, Он должен стать ещё и человеком. Вот тайна воплощения, которую символизируют два согнутых пальца. Имея Божественную природу, Сын Божий должен воплотиться, т.е. приобрести через рождение и человеческое тело, которое будет принесено в жертву. Сын Божий двумя пальцами показывает, что Он принимает этот план, Он готов его исполнять, Он готов воплотиться.

Тайна воплощения.

Мы верим во Единого Бога- Пресвятую Троицу. Бог один, но три Лица, три Ипостаси: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. У Святой Троицы одна Божественная природа, одно Божественное естество. Божественная природа безконечна, но для наглядности и совсем условно, изобразим Её большим кругом. Сын Божий есть Бог и второе Лицо Пресвятой Троицы. Изобразим Ипостась Сына Божия небольшим кругом. Человеческую природу изобразим маленьким кружочком. Естество человеческое ограничено, это то, что имеем мы: душа, тело, дух наш, особенности и способности телесные. Помимо нашего естества каждый человек есть личность. Каждый имеет имя и свои специфические особенности. Сын

Божественное Божий человеческое

естество естество

 

Мы должны твёрдо усвоить, что при воплощении Сына Божия не появляется новая личность. Приобретая Себе человеческое естество, Сын Божий остаётся той же самой Личностью, той же второй Ипостасью. Человеческое естество Иисуса Христа, это не другая личность. Это тот же самый Сын Божий, всегда был Богом, имел Божественное естество поскольку рождён от Отца, и две тысячи лет назад рождаясь от Приснодевы Марии, обретает Себе ещё и человеческое естество. При этом как происходит это таинственное соединение в Сыне Божием двух естеств? Учителя церкви назвали это воипостасное соединение. Внутри второй Ипостаси Сына Божия происходит соединение двух естеств. Как лучше понять это соединение? Это подобно соединению двух естеств металла и огня. Холодный, серый металла после помещения в огонь раскаляется и приобретает новые свойства. Как бы естество металла соединяется с естеством огня. Огонь проникает в металл и сообщает ему новые качества, металл стал светиться и может жечь. Причем естество огня не уничтожено и огонь не растворил металл. Металл остался металлом, но приобрёл новые свойства. Если бы произошло прямое соединение Божественного естества с человеческим, то Божественное естество как безконечное поглотило бы человеческое естество. Поэтому соединение двух естеств происходит внутри Ипостаси Сына Божия. Таким образом человеческое естество не растворяется в Божественном естестве. Соединение происходит не слитно и не раздельно. Как такое может быть одновременно? Не слитно означает, что в воипостасном соединении человеческое естество не растворяется в Божественном естестве. Не слились эти два естества и человеческое не уничтожилось, оно продолжает сохраняться, только теперь оно принадлежит Сыну Божию. А что значит не раздельно? Два естества не слитно соединились, причем человеческое естество улучшилось, оно обожилось. Не раздельно, потому что соединение принадлежит Сыну Божию. Кто в Боге может что-то изменить? Это знать важно, потому что это касается нашего спасения. Человеческое естество, воспринятое Сыном Божиим при воплощении обоживается и именно это человеческое естество приноситься в жертву за грехи рода человеческого, и именно это обоженное человеческое естество в крещении прививается к нашему повреждённому естеству, как почка доброй яблони к дикой яблони. Наше повреждённое страстями человеческое естество сравнивается с дикой яблоней, приносящей горькие плоды, для исцеления которой и прививается почка от доброй яблони, которая даст отросток, из которого при ухаживании может вырасти ствол яблони, приносящей добрые плоды (добродетели). Оказывается, человек в состоянии поврежденного естества своими усилиями не может родить добродетели, лишь в крещении, соединяясь с обоженным человеческим естеством Сына Божия, может произойти исправление и исцеление. Но чтобы воспользоваться этим великим даром, надо как добрый садовник ухаживать за добрым ростком, а дикие ростки обрезать. Если после крещения мы не видим добрых плодов добродетелей, которые приятны Богу, с которыми мы только можем войти в Царствие Небесное, то только потому, что мы не отсекаем дикие ветки страстей, которые не дают добрым росткам развиваться. Поэтому мы будем обязательно отвечать за то, как мы использовали великий дар крещения.

Очень важный момент: какое человеческое естество принимает Сын Божий? Нам очень важно, чтобы Сын Божий при воплощении воспринял именно наше поврежденное человеческое естество, но исцелённое. Если бы Сын Божий сотворил Себе естество как у Адама ещё чистое, ещё святое, с добродетелями, ещё с блаженством, безсмертное, то какая нам от этого была бы польза? То человеческое естество Адама до грехопадения не могло бы быть привито к нам, оно совершенно другое. Точно так же как к яблоне, если хотят получить яблоки, не прививают почку от сливы или вишни, потому что почка не приживётся. Состояние Доброполучия, в котором находилось естество первозданного Адама отличается от состояния Злополучия, в котором находится наше повреждённое естество. Лишь только наше естество может быть к нам привито, но оно должно быть исцелено, оно должно быть обожено, как почка от доброй яблони.

Рассмотрим состояние, в котором мы рождаемся и какое естество воспринял Сын Божий. Состояние вечной смерти мы определяли пятью духовными признаками, которые можно назвать как духовная зараза, поразившую душу человека. И пятью телесными признаками, доказывающими наше повреждение. Именно это наше естество принимает Сын Божий от Приснодевы Марии. Церковь нас учит, что Пресвятая Дева Мария не совершила ни одного собственного греха, так Она была чиста и свята. Она была ограничена от влияния мира, с трёхлетнего возраста Пресвятая Дева Мария была отдана в Иерусалимский Храм своими родителями. По внушению Духа Святага Дева была введена первосвященником в Святая Святых, куда самому первосвященнику разрешено было входить только один раз в году, и прибывала там до четырнадцатилетнего возраста. Святость и чистота Девы Марии уникальны, до Неё такой не бывало и после Нее такой не будет. Но несмотря на Её чистоту, Дева Мария имела в себе семена первородного греха. Потому что каждый человек рождается с первородным грехом, который передается через естественное зачатие от родителей ребёнку. В первородном грехе содержатся семена всех страстей. Но эти семена в естестве Девы Марии не получили подпитки, так и остались лежать в душе сухими и невостребованными.

Рассмотрим, как же произошло зачатие человеческого естества Сына Божия от Приснодевы Марии. Первородный грех передаётся всем потомкам Адама через естественное зачатие. В книге Бытие мы читаем: "Адам жил 130 лет и родил сына по подобию своему и по образу своему, и нерек ему имя: Сиф". Псалмопевец Давид восклицал: "В беззакониях зачат я и во гресех роди мя мати моя." Ибо в зачатии присутствует страсть и вожделение, поэтому первородный грех передается ребёнку. В том и состоит тайна воплощения, что зачатие от Приснодевы Марии произошло необычным способом. Архангел Гавриил предстал пред Девой и сообщает, что Ей предстоит стать матерью Спасителя мира. Она с удивлением спрашивает: "Как это будет, если Я мужа не знаю?" Архангел же Ей сообщает: "Дух Святый найдет на Тя и Сила Вышнего осенит Тебя." Вот нам тайна открыта, нет семени отца при зачатии человеческой природы Сына Божия. Святая церковь говорит нам такие удивительные слова: "Сын Божий по своему божественному естеству рождается от Отца без матери, а по своему человеческому естеству рождается от матери без отца." Свят. Игнатий Брянчанинов объясняет, что значит: "Дух Святый найдет на Тя". Это значит Дух Святый прежде приготовит Её для принятия в Себя Сына Божия. Как бы не была чиста Дева Мария, но первородный грех все же передался Ей. Дух Святый опаляет все нечистое и освящает утробу Девы Марии. Сила Вышнего это и есть Сын Божий, который творческим Своим божественным действием, из крови Пречистой Девы образует Себе человеческое естество. Не из материнской клетки, а именно из крови Сын Божий творит себе начаток человеческого естества. По выражению прп. Иоанна Дамаскина: "Сын Божий сотворил Себе уже сформированное человеческое естество, без прохождения этапов формирования плода из клетки". Видно поэтому старец Иосиф смутился появлением увеличения форм у Марии, помыслив об измене. Пока Архангел не сказал ему: "Не бойся принять жену твою Марию", т.е. знай старец, Она дана тебе чистой и остаётся чистой, была чистой, а стала благодатно чистой. А то что в ней, Сыном Божиим наречется, Спасителем мира.

Итак, человеческое естество Сына Божия при воплощении не воспринимает ту духовную заразу, которая передается через естественное зачатие. Здесь в случае воплощения Сына Божия происходит сверхъестественное зачатие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: