2.4.
Основные направления духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
Эффективность процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,во многом зависит от принципов, которыми руководствуется педагогический коллектив школы-интерната. Основными принципами являются:
* принцип системно- деятельностной организации воспитания, которое направлено на духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности воспитанников.
* принцип ценностной ориентации. Духовно-ценностные ориентации - это те, которые имеют смысловую жизненную значимость для личности, занимая центральное место в системе детерминации ее поведения и включает в себя понятие разума, и мышления в идеях, и созерцание, и такие эмоциональные волевые акты, как доброту, любовь, раскаяние;
* принцип адресного подхода в духовно-нравственном воспитании, он указывает на разноуровневую включенность в духовно-нравственное воспитание таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом;
* принцип активности, в процессе духовно-нравственного воспитания этот принцип предполагает деятельное отношение человека ко всему, что происходит в стране; принцип активности проявляется в творческой деятельности по улучшению окружающей среды, в волевых качествах, обучении;
* принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий;
* краеведческий принцип, требующий формирования знаний о природе, экономике, истории и культуре своей местности (микрорайона, города, села, района, области, края и т.д.). Особое значение краеведческого принципа заключается в том, что он закладывает основы формирования личностных качеств человека (любовь к малой Родине, ответственность за ее дальнейшее процветание, сопереживание и сопричастность ко всему, чем она живет.
* принцип воспитания на традициях. Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т.п.
Организация духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Каждое из направлений духовно-нравственного развития обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися на доступном для них уровне. Все направления духовно-нравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | |||||
Зона активности | |||||
- любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему селу, городу, народу, России; - элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе; - стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; - уважение к защитникам Родины; - положительное отношение к своему национальному языку и культуре; - элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; - умение отвечать за свои поступки; - негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей; - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОУ | |||||
Площади компетентности | Сроки | Форма проведения | Ответственные | ||
Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны» | в течение года | Встречи, беседы, выставки и т.д. | Кл.руководители, воспитатели | ||
Цикл классных часов, воспитательных занятий по теме «Я – гражданин и патриот» · «Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Столица –родина моя», «Моя малая Родина», «Нашим городом можно гордиться», «800-лет любимому городу» · Школьная и классная символика | в течение года по циклограмме ВР | кл.час, воспитательное занятие, викторины | классные руководители, воспитатели | ||
Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» | в течение года | кл.час | классные руководители классные руководители | ||
Цикл воспитательных занятий, классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» | в течение года (понедельник) | Воспитательное занятие, кл.час | Воспитатели, классные руководители | ||
День учителя -общешкольное мероприятие · «Золотое сердце учителя» | октябрь | Комплекс мероприятий: праздничная программа, конкурс рисунков | Учитель музыки, ИЗО, воспитатели. | ||
День народного единства | 4 ноября | Беседы, игры | Воспитатели, кл.руководители | ||
Мой родной край. | декабрь | Конкурс рисунков | воспитатели | ||
День защитника Отечества- Общешкольное мероприятие · «Они сражались за Родину», «Мой папа дома» · «Моя Россия, моя страна!» · «Подарок для папы» | февраль | Участие детей в КТД; Беседы Творческая мастерская | классные руководители, воспитатели | ||
День космонавтики «Россия в освоении космоса»: · «И на Марсе будут яблони цвести» · «Через тернии к звёздам» | 12 апреля | Комплекс мероприятий: беседы, игровые программы | классные руководители, воспитатели | ||
День Победы «День Победы – праздник всей страны» · Общешкольное мероприятие; · Встречи с ветеранами ВОВ; · Просмотр кинофильмов, чтение книг по данной тематики с последующим обсуждением; · «Пусть всегда будет солнце» | май | Комплекс мероприятий: участие детей в КТД рисунки детей на асфальте | Классные руководители, Воспитатели | ||
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | |||||
Зона активности | |||||
- различение хороших и плохих поступков; способность признаться в проступке и проанализировать его; - представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе; - представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; - уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; - бережное, гуманное отношение ко всему живому; - представления о недопустимости плохих поступков; - знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений). | |||||
Площади компетентности | Сроки | Форма проведения | Ответственные | ||
«Здравствуй школа», «Кодекс чести ученика», «Законы коллектива», «Что значит быть учеником?», «Как стать трудолюбивым?. Ученье-свет, а неученье-тьма.» | сентябрь | Воспитательное занятие, классный час | Воспитатели, классные руководители | ||
Цикл воспитательных занятий, классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»: «Правила поведения в школе», «Государственные символы России», «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права и обязанности, дети», «Вот она, какая моя Родина большая», «Россия – многонациональное государство», «Обычаи и традиции русского народа», «Праздники русского народа» | в течение года | Воспитательное занятие, кл.час | Воспитатели, классные руководители | ||
Цикл бесед по теме «Поговорим о воспитанности»: · «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Я и другие люди», «Что значит быть нужным людям?», «Мир человеческих чувств», «Вместе возьмёмся – всего добьёмся», «К нам гости пришли» | в течение года | Воспитательное занятие, кл.час | Воспитатели, классные руководители | ||
Цикл нравственных бесед по теме «Уроки милосердия и доброты» (2-4 классы): «Если добрый ты», «Что такое доброта?», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться -лучше помириться», «Друг познаётся в беде», «Чужой беды не бывает», «Здорово, когда на свете есть друзья», «Умейте дружбой дорожить Коллективизм», «Мой любимый герой» | в течение года | Воспитательное занятие, кл.час | Воспитатели, классные руководители | ||
Цикл бесед, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром», «Все мы разные, но все мы равные», «Я и другие люди» «Этикет», и т.д. | в течение года | кл.час | классные руководители | ||
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» | сентябрь | Экскурсия по школе, знакомство с режимом дня | Воспитатели, классные руководители | ||
День пожилого человека · «С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет», «Мой подарок» и т.д. | Октябрь | Беседы, творческие мастерские | Воспитатели, классные руководители | ||
День матери · «Мама – нет роднее слова!»,«Человек, на котором держится дом» · «Милой мамочки портрет» | ноябрь | Комплекс мероприятий: Час общения, беседы выставка рисунков | Воспитатели, учитель ИЗО, классные руководители | ||
День Конституции: · Игры «Закон и ответственность» · Встречи с работниками ПДН · «Ваши права и обязанности» · «3 декабря – день инвалида» | декабрь | Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи | Воспитатели, соц. педагог, классные руководители, | ||
«Рождество Христово» | январь | Комплекс мероприятий | Воспитатели | ||
Праздник «Масленица – широкая» | февраль-март | концертно-развлекательная программа | Воспитатели | ||
Святая Пасха · конкурс «Пасхального яйца» · выставка рисунков · беседы | апрель | комплекс мероприятий | Воспитатели, учитель изо | ||
День семьи «Моя семья», «СемьЯ», «Я и мои родственники», «Традиции моей семьи», «Фотографии из семейного альбома», «Забота о родителях – дело совести каждого», «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи) | В течение года | Воспитательное занятие, классный час | Воспитатели, классные руководители | ||
«Последний звонок» | май | театральное представление | учитель музыки, классные руководители, воспитатели | ||
Изучение уровня личностного роста | май | анкетирование, диагностика | Воспитатели, психолог, зам. директора по ВР | ||
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни | |||||
Зона активности | |||||
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества; - уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе; первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий, общественно-полезной деятельности; - соблюдение порядка на рабочем месте. | |||||
Площади компетентности | Сроки | Форма проведения | Ответственные | ||
«Краски осени» | октябрь | Выставка творческих работ | Воспитатели | ||
«Птичья столовая» | ноябрь | Изготовление кормушек для птиц | воспитатели | ||
Занятия по продуктивным видам деятельности (развитие мелкой моторики) лепка, рисование, аппликация, работа с солёным тестом и т.д. | (по циклограмме ВР) | Творческие мастерские | воспитатели | ||
«Мастерская Деда Мороза» | декабрь | трудовая акция | Воспитатели, классные руководители | ||
«Библиотеке – нашу помощь» | в течение года | трудовая акция | Библиотекарь и классные руководители | ||
Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек | в течение года | Творческая мастерская | Воспитатели, классные руководители | ||
«Птичий домострой» | март | Изготовление скворечников | Воспитатели | ||
«Город мастеров» | май | выставка детского творчества | Руководители кружков | ||
Работа системы доп. образования | В течение года | Выставки творческих работ, инсценировки, драматизация. | Руководители кружков. | ||
«Чистый класс», «Чистая спальня» | В течение года | Генеральная уборка класса, спален | Классные руководители, воспитатели | ||
Общешкольные мероприятия | В течение года | Посильное участие детей в КТД | Воспитатели | ||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | |||||
Зона активности | |||||
- различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного; - формирование элементарных представлений о красоте; - формирование умения видеть красоту природы и человека; - интерес к продуктам художественного творчества; - представления и положительное отношение к аккуратности и опрятности; - представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. | |||||
Площади компетентности | Сроки | Форма проведения | Ответственные | ||
Цикл занятий по теме «Человек и мир искусства» | В течение года по циклограмме ВР | Беседы, музыкальные гостиные, игровые программы | Воспитатели | ||
«Прикоснуться к вечности» | в течение года | Экскурсии в храмы г. Нижнего Новгорода | классные руководители | ||
«Фильм, фильм, фильм…» | в течение года | просмотр к/ф и мультфильмов | воспитатели | ||
Экскурсии на художественные выставки | в течение года | Экскурсии в музей | классные руководители | ||
Организация экскурсий по культурным центрам г. Нижнего Новгорода | в течение года | экскурсии | Администрация, классные руководители | ||
Встречи с замечательными творческими людьми (поэты, писатели, художники) | в течение года | встречи | Администрация, классные руководители | ||
«Осень- дивная сказка» - Общешкольное мероприятие: · Игра «Осенний калейдоскоп» · Конкурс рисунков «Осенние зарисовки» | октябрь | комплекс мероприятий: участие детей в КТД; игры, конкурсы, выставка рисунков; | Воспитатели Воспитатели | ||
«Книга –лучший друг» | по циклограмме ВР | Работа с книгой | Воспитатели | ||
«Дни именинников» | По временам года | Общешкольный праздник | Воспитатели | ||
«Новогодние приключения» - общешкольный праздник | декабрь | Участие детей в проведении КТД | Воспитатели | ||
«Рождественские посиделки» | январь | Музыкально- игровые программы | Воспитатели | ||
«Неделя детской книги» «Мои любимые книжки» | март | Конкурс чтецов | Библиотекарь, воспитатели | ||
Работа системы доп. образования | май | Оформление выставки для родителей «Город мастеров» | Рук.кружков эстетического направления. | ||
Условия реализации основных направлений духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Направления коррекционно-воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуются как во внеурочной деятельности, так и в процессе изучения всех учебных предметов.
Календарь традиционных школьных дел и праздников
ОбщешкольныеКоллективно-Творческие Дела: Сентябрь – «Здравствуй, школа» праздник первого звонка Октябрь – «Золотая осень» праздник - «Спасибо вам, учителя» праздничный концерт Ноябрь – «День единства» праздничные сборы - «День матери» праздничный концерт Декабрь- Новогодние праздники Январь – Рождественские чтения - Участие в фестивале «Рождественская звезда» Центр православия и духовности | Февраль- «День Отечества» групповые праздничные сборы. Март – Праздник весны «8 марта» Участие в районном конкурсе «Творчество юных любимому городу». Апрель – Участие в православно- духовном празднике «Красная Пасха» Центр православия и духовности. Май - Праздник «День Победы» -Праздник «Последний звонок» |
Содержание и используемые формы соответствуют возрастным особенностям обучающихся, уровню их интеллектуального развития, а также предусматривают учет психофизиологических особенностей и возможностей детей. |