Духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется не только организацией, но и семьёй, внешкольными организациями по месту жительства.
Взаимодействие школы-интерната и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ГКОУ «Школа-интернат № 95» является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива школы-интерната. При осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школа-интерната взаимодействует с традиционными религиозными организациями, общественными организациями и объединениями гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности, детско-юношескими и молодѐжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые национальные ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Педагогическая культура родителей(законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития обучающихся.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях с 61 по 70 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
Система работы Организации по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся основана на следующих принципах:
· совместная педагогическая деятельность семьи и общеобразовательной организации в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития обучающихся, в оценке эффективности этих программ;
· сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
· педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
· поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
· содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
· опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание работы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) отражает содержание основных направлений духовно-нравственного развития обучающихся.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласованы с планом воспитательной работы Организации. В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы (родительское собрание, организационно- деятельностная и психологическая игра, диспут, родительский лекторий, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, тренинг для родителей и др). В работе с родителями по школе-интернату планируются разнообразные тематики собраний и родительских лекториев, по духовно-нравственной тематики.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивает присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В школе-интернате создана система работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию; вовлечение в работу духовно-нравственному и гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В результате реализации духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивается:
- приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- переживание обучающимися опыта духовно-нравственного отношения к социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации и за ее пределами);
- приобретение обучающимся нравственных моделей поведения, которые он усвоил вследствие участия в той или иной общественно значимой деятельности;
- развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.
При этом учитывается, что развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагогов, других субъектов духовно-нравственного развития (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития предусмотрены следующие воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты обучающимися.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уваженияк правам, свободам и обязанностям человека:
- положительное отношение и любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;
- опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания :
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- положительное отношение к учебному труду;
- первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно значимой деятельности.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.
· Предполагаемым результатом духовно-нравственного развития, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, соуправления
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.