Функциональный аспект в изучении языка, ориентация на коммуникативных процесс неизбежно привели к выявлению коммуникативной единицы высшего порядка, посредством которой осущ речевое общение – текст.
Текст мыслится как единица динамическая, рганизованная в условиях реальной коммуникации и следовательно обладает экстра и интралингвистическими параметрами.
Многоаспектность самого феномена текста диктует и многоаспектность его х-к.
Текст – динамическая ед-ца высшего порядка как речевое произведение, обладающее признаками связности и цельности в информационном, структурном и коммуникативном плане.
Теория текста сложилась как научная дисциплина во 2о1 половине 30 в. На пересечении ряда наук – информатики, психологии, лингв, риторики, прагматики, семиотики, герменевтики и тд.
Теория текста охватывает любые знаковые последовательности, однако основным ее объектом является текст вербальный, поэтому при х-ки и описании текста важны данные, накопленные лингвистикой.
Предметом данной науки явл признаки и х-ки (как структурные так и функциональные) текста как коммуникативной ед-ы высшего уровня, как цельного речевого произведения.
Коммуникативность текста понимается как степень его обращенности к читателю.
Интерес к тексту появ с 20-30 гг 20 в, усилился в 50е г в связи с обращением к изучению языка в функциональном аспекте, когда язык стал рассматриваться не как статическая система знаков, а как система динамическая.
В тексте заключена речемыслит деятельность пишушего или говорящего, рассчитанная на ответную деятельность читателя, на его восприятие. Так рождается взаимосвяз триада: автор – текст – читатель. Т.о. текст явл одновременно и результатом деятельности автора и материалом для деятельности читателя –интерпретатора.
|
Текст можно рассматривать как:
-т – информационное единство с т.з заключенной в нем инф.
-с т.з присхологии его создателя как творческий акт (т – продукт речемыслит деятельности субъекта)
-с т.з прагматической позиции (т – это материал для восприятия, интерпритации)
-с т.з структуры, речевой организации, его стилистики (лингвистика текста)
Герменевтика – етория и методология истолкования текстов 2 направелние в философии 20 в выросшее на основе теории интерпртации лит текстов. С т.з герменевтики задача ф-ии закл в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокуп основополагающих текстов.
Вохникает вопрос типологии текстов. В наст вр наиб послед и гибкой представляется система текстов, основанием которой является теория фукнкциональных стилей при учете коммуникативно-прагматических условий текстообразования.
Понятие «текст! Может быть применено не только по отношению к цельному литературно оформленному произведению, но и к его части, достаточно самостоятельной с точки зрения микротемы и языкового оформл. Так, можно говорить о тексте главы, раздела, параграфа.
Правильность восприятия текста обеспеч не только яз и графич ед-ми и средствами, но и общим фондом знаний, по-другому «коммуникативным фоном» на котором осущ тестообразование и его декодирование, поэтому восприятие текста связ с пресупозицией.
Пресупозиция – это компонент смысла текста, который не выражен словестно, это предварительное знание, дающее возможность адекватно воспринять текст. Такое предварительное знание принято называть фоновым.
|
Типы фоновых знаний: -социальные (известны всем участникам речевого акта еще до начала общения) –индивидуальные (те, что известны тольк 2м участникам диалога до начала их общения) –коллективные
Функциональны анализ – отдельные компоненты текста рассматр с тз роли их в организации целого текста. Ф анализ помогает вскрыть содержательные качества.
Прагматический анализ вытекает из функционального, логически продолжает и развивает его, рассматривая отношения текст – пользователь.
Единицы текста: высказывания; межфразовое единство *ряд высказываний, объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент); -крупные фрагменты-блоки (абзац); на композиционном уровне выделяют главы.
На базе высказывания строится Сложное Синтаксич Целое – отрезок речи в форме последовательности двух или более самостоятельных предл, объединенных общностью темы в смысловые блоки. Может совпад с абзацем, или быть меньше\больше. Мин СФЕ составляют: вопрос-ответ, посылка+вывод.
Тема – исходная, изначально данная составляющая (то, что считается известным) Рема – новая устверждаемая говорящим составляющая.