Взаимодействие растворителей с укрепляющими материалами и элементами живописи.




Удаление олифы.

В результате воздействия растворителей на олифу, лежащую на поверхности темперной живописи, пленка олифы набухает, и ее удаляют с помощью скальпеля или тампона.

Реставраторы знают, что с разных участков одного и того же произведения олифа снимается по-разному, что объясняется ее взаимодействием с некоторыми пигментами. Особенно трудно снять олифу, лежащую на зеленых пигментах; анализ показывает, что в олифе, удаленной с зеленых пигментов в больших количествах присутствует медь, в то время как в олифе, удаленной с других пигментов, никаких примесей не обнаруживается.

В Государственном Эрмитаже для расчистки олифы на темперной живописи предпочтение отдается метилцеллозольву, который был рекомендован в качестве универсального растворителя, однако нужно иметь в виду, что этот растворитель обладает повышенной токсичностью. Учитывая разнообразие вариантов составов олиф, наличие в масляных пленках разных смол и сиккативов, вряд ли можно подобрать какой-то один универсальный растворитель, эффективный для всех случаев.

В методическом пособии по реставрации икон ВХНРЦ им. Грабаря для удаления олифы и записей рекомендуется использовать смесевые растворители. Для расчистки темперной живописи Г.Н. Томашевич разработала 5 смесевых составов растворителей, известных под марками РТ-1, 2, 3, 4, 5, 5а. В Таблице 2 приведены составы для расчистки темперной живописи.

Таблица 2 Состав композиций для удаления записей при реставрации темперной живописи

Растворители РТ-1 РТ-2 РТ-3 РТ-4 РТ-5
Амилацетат   -   - -
Пропиловый спирт   -   - -
Ацетон или МЭК          
Формальгликоль -   - - -
Толуол -   - - -
Спирт этиловый -       -
Ксилол - -   - -
Диоксан - -      
Метиленхлорид - - -    
Изоамиловый спирт - - - -  
Уксусный ангидрид - - - -  

В настоящее время в Московских реставрационных организациях для удаления олифы успешно применяют диметилсульфоксид (ДМСО), доступный и достаточно безвредный для здоровья эффективный растворитель.

Удаление олифы осуществляется с помощью компрессов или пульп. Время наложения компресса составляет от 5 до 15 минут. Пульпы приготавливают путем смешения растворителя с каким-либо загустителем (коллоксилин, карбоксиметилцеллтолоза).

Удаление лака

Для удаления лака с поверхности картин используют комбинации пинена (или скипидара) с этиловым спиртом, часто к этой смеси добавляют этилцеллозольв, формальгликоль, ацетон, воду (если лак содержит остатки водорастворимого клея). Если спирто-пиненовая смесь не удаляет лаковую пленку, это свидетельствует о том, что в состав лака входит масло и требуется добавка растворителя, в котором растворяется масло, например, бензина или уайт-спирита. Также как и во всех остальных случаях, выбор растворителя производится индивидуально для каждого произведения с соблюдением основного правила - от мягкого растворителя к более сильному.

Удаление записей

Чаще всего задачу удаления записей с произведений станковой масляной живописи не удается решить путем использования какого-либо одного растворителя, так как скорость набухания масляного связующего в различных красках не одинакова, она зависит от прочности связи пигмента и связующего и различна для разных пигментов. В случае удаления записей с пастозной живописи или живописи с тонкими лессировками не рекомендуется примененять слишком активные растворители и использовать компрессы, так как в первом случае исчезает фактура мазка, а во втором существует опасность смыть лессировочные слои красочного слоя.

Для расчистки труднорастворимых записей настенной живописи В.В. Филатов рекомендует смывки АФТ-1 или СМ-1 с добавлением толуола и ДМФА. Эти смывки загущены коллоксилином и парафином, поэтому ими удобно работать на криволинейных поверхностях.

Нередко реставраторы решают проблему расчистки живописи от трудноудалимых записей с помощью коммерческих растворителей бытового назначения - растворителей №646 и 647, в состав которых входят токсичные ароматические углеводороды и ацетаты, очень вредные для здоровья и небезопасные для живописи.

Таблица 3 Состав промышленных комбинационных растворителей и смывок

Состав Растворитель № 646 ГОСТ 181888-72 Растворитель № 647 ГОСТ 181888-72 Смывка АФТ-1 ТУ6-10-1202-76 Смывка СМ-1 ТУ 201 РСФСР 1-72
Бутилацетат 10,0 29,8 - -
Этилцеллозольв 8,0 - - -
Ацетон 7,0 - 19,0 -
Бутиловый спирт 15,0 7,7 - -
Этиловый спирт 10,0 - - 16,5
Толуол 50,0 41,3 28,0 -
Диоксолан - - 47,5 -
Этилацетат - 21,2 - -
Коллоксилин - - 5,0 -
Парафин - - 0,5 0,5
Метиленхлорид - - - 79,6
Метлцеллюлоза - - - 3.4

В процессе расчистки растворители с различной скоростью проникают в красочный слой и удерживаются в нем разное время. Как следует из Таблицы 4, для полного удаления растворителей из картины после ее расчистки требуется от 30 до 70 суток.

Таблица 4 Содержание растворителя и время удержания в красочном слое

Растворители в порядке возрастания проникающей способности Температура кипения, оС Содержание растворителя в красочном слое, %от....до Время удержания в красочном слое, сутки, от....до
Изопропиловый спирт   41-10 40-10
Этиловый спирт   10-3 35-5
Метиловый спирт   12-3 70-15
Ацетон   12-3 45-10

Взаимодействие растворителей с укрепляющими материалами и элементами живописи.

В процессе реставрации станковой темперной живописи процессу удаления лакового покрытия, олифы или поздних записей предшествует операция укрепления красочного слоя глютиновыми клеями. Для расчистки используют такие органические растворители, как диметилформамид, этилцеллозольв, комбинацию этилового спирта и этилацетата (1:1), формальгликоль. Естественно возникает вопрос, как эти растворители влияют на свойства укрепляющего материала, в частности на пленку осетрового клея.

В работе И.В. Назаровой и Е.Л. Малачевской изучали влияние вышеперечисленных растворителей на свойства пленок осетрового клея, пластифицировнного медом и ПВС; при этом оказалось, что в результате обработки растворителями пленок, сформированных из 5 и 10% растворов чистого, не пластифицированного осетрового клея, нe наблюдалось сколько-нибудь существенного изменения их физико-механических свойств (прочности при разрыве и величины относительного удлинения), однако отмечалось небольшое растворение пленки в ДМФА (до 3,5%).

Пленки, пластифицированные медом, сформированные из растворов таких же концентраций и содержащие мед в соотношении 1:1, претерпевают более существенные изменения: в результате их обработки ДМФА почти в 2 раза возрастает жесткость пленок, при этом вес пленок уменьшается на 44%; этилцеллоцольв увеличивает жесткость пленок в 1,5 раза и вымывает из нее 26% растворимой фракции; смесь этилацетата со спиртом, наоборот, снижает жесткость пленок почти в 2 раза и вымывает лишь 6%; формальгликоль снижает жесткость и вымывает 1,4%.

Если же содержание меда меньше 20% (соотношение 4:1), изменение свойств пленок и количество вымываемой фракции существенно занижается, что указывает на взаимодействие растворителя лишь с пластификатором, в данном случае с медом.

Если в качестве пластификатора применяется поливиниловый спирт (в соотношении 1:1), свойства пленки также изменяются (в случае ДМФА жесткость увеличивается на 60%, а количество вымываемой фракции составляет 3,2%).

Комбинация пластификаторов - меда и ПВС (соотношение осетрового клея, меда и ПВС - 2:2:1) обеспечивает устойчивость свойств пленок по отношению к растворителям, в этом случае количество вымываемого вещества составляет около 1%.

Наиболее агрессивным растворителем, влияющим на свойства пленок, оказался ДМФА, остальные растворители в порядке уменьшения влияния на клеевую пленку располагаются в ряд: этилцеллозольв, этилацетат, этиловый спирт, формальгликоль.

Таким образом, при расчистке темперной живописи, укрепленной глютиновыми клеями, следует иметь в виду, что при использовании сильных растворителей может происходить вымывание пластификатора (меда).

Проведенные во ВНИИРе исследования воздействия растворителей на красочные слои показали, что растворители не оказывают влияния на чистые пигменты, а воздействуют преимущественно на связующее.

В том случае, когда действию растворителей подвергали не содержащую пигментов желтковую темперу, по нарастанию степени воздействия на нее растворители располагаются в следующий ряд: этилцеллозольв, формальгликоль, диметилсульфоксид, этилацетат, диметилформамид, смесевые составы РТ-5, РТ-1.

Изучение изменения цвета накрасок под действием растворителей методами объективной инструментальной калориметрии выявило неустойчивость темперных накрасок охры, умбры, киновари и санкири только к смесевым растворителям РТ-5 и РТ-1, а ультрамариновые накраски изменили цвет при действии на них смесевых растворителей, формальгликоля и этилацетата. Количественная обработка результатов, полученных при исследовании взаимодействия растворителей с разными накрасками, позволила составить ряд по степени увеличения воздействия на накраски всех исследованных пигментов (степень воздействия оценивалась в баллах - чем выше балл, тем сильнее воздействует растворитель на накраску): этилцеллозольв - 51,5 балла, этилацетат - 68,0, формальгликоль - 72,5, диметилсульфоксид - 73,5, диметилформамид - 85,5, РТ-5 - 117,0 и РТ-1 - 120баллов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: