МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского
ТАВРИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (структурное подразделение)
Центр непрерывного и дополнительного профессионального образования
Технологическая карта экскурсии
«Листая летопись веков»
Продолжительность экскурсии: - 8 часов
Часы ведения – 4 часа (академических)
Часы сопровождения – 4 часа (астроном.)
Вид экскурсии – автопешеходная
Протяженность – 95 км.
Составитель: Емельянова О.М.
Симферополь 2017 год.
Тема экскурсии: Основные этапы истории Юго-Западного Крыма, своеобразие средневекового Крыма.
Цель экскурсии: Воспитание чувств патриотизма, бережного отношения к памятникам истории, интереса к прошлому своей станы.
Задачи экскурсии: Показать основные достопримечательности Юго-Западного Крыма
- на примере памятников истории и археологии, расположенных на участке дороги Симферополь – Бахчисарай, познакомить с основными этапами истории Крыма;
- подробно охарактеризовать период средневековья и выявить его особенности на основе экскурсии по Бахчисарайскому дворцу – музею;
- раскрыть истории Крымского ханства как государства военно-феодального типа;
- ознакомится с историей возникновения и развития пещерных поселений Юго-Западного Крыма на примере Успенского монастыря и крепости Чуфут-Кале;
- выявить сущность ислама и христианства, роль религии в классовом обществе.
Маршрут экскурсии: г. Симферополь (Таврическая Академия – ул. Воровского – ул. Караимская – ул. Севастопольская) – с. Чистенькое – с. Приятное Свидание – с. Ново-Павловка – с. Глубокий Яр – г. Бахчисарай (Ханский дворец – Салачик – Успенский монастырь – Чуфут-Кале) – г. Симферополь
|
Маршрут | Остановки | Объекты показа | Продолжи-тельность | Наименование подтемы и перечень основных вопросов | Организационные указания | Методические указания |
Таврическая Академия (ТА) – с торца главного корпуса на ул. Гончарова | 5 мин. | ВСТУПЛЕНИЕ 1. Организационная часть (тема, маршрут, программа и продолжительность экскурсии, правила техники безопасности и т.д.) 2. Информационная часть: 2.1. Основные этапы древней истории полуострова 2.2. Бахчисарай – своеобразный исторический заповедник 2.3. Изучение памятников археологии Юго-Западного Крыма | Беседа проводится на месте встречи с группой, в автобусе. Перед началом пешеходной части провести инструктаж по технике безопасности | Перед началом экскурсии познакомится с составом группы (возраст, уровень образования и т.п.) Выяснить на каких экскурсиях они уже побывали, Объяснить, в чем состоит своеобразие истории Юго-Западного Крыма. Процитировать Горького о богатстве полуострова. | ||
ТА - ул. Воровского (до перекрестка с ул. Караимской) | ⸻ | Петровские скалы, река Салгир, набережная, Госпитальная горка | 8 мин. | Исторические предшественники Симферополя 1. Географическое положение Симферополя и древнейшие стоянки. 2. Неаполь-Скифский - всемирно известный археологический памятник 3. Ак-Мечеть - средневековый предшественник Симферополя | По ходу движения автобуса | Используя прием зрительной реконструкции, воссоздать облик древнего Неаполя Скифского и средневековой Ак-Мечети. Логический переход: «В конце XVIII в.в ы 2-х верстах от Ак-Мечети был основан Симферополь» |
ул. Караимская-ул. Козлова | ⸻ | Бывший дом губернатора, ул. Ленина, центральнй городской парк, Петро-Павловский собор, мечеть Кебир-Джами, Свято-Троицкая церковь, Кенасса | 5 мин. | История снования Симферополя 1. Ул.Караимская - условная граница Ак-Мечети и Симферополя 2. Первые христианские святыни Симферополя 3. Заселение и застройка Симферополя в XIX веке | По ходу движения автобуса | Раскрывая подтему использовать приемы показа: локализация на местности, зрительной реконструкции. Приемы рассказа: описание, справка, цитирование. Логический переход: «перекресток дорог всегда притягивал торг и финансы» |
ул. Козлова – ул. Севастопольская | ⸻ | Консервный завод им. 1 Мая, комбинат полуфабрикатов, мясокомбинат, молокозавод, хлебокомбинат, завод «Фотон», ул. Данилова, троллейбусы, троллейбусная остановка «Новоромановка», а/с «Западная», ул. Севастопольская | 10 мин. | Симферополь - столица Крыма 1. Симферополь - торговый центр Крыма. 2. Симферополь – промышленный центр Крыма 3. Симферополь- транспортный центр полуострова | По ходу движения автобуса | Показать предприятия по ходу движения. В рассказе о промышленности использовать приемы объяснения и новизны. Характеризуя виды транспорта использовать объекты показа. Логический переход: «ул. Севастопольская – э то участок древнего караванного пути, вдоль которого сохранились памятники истории и археологии». |
Участок дороги от кургана до с. Чистенькое | Остановка № 1 на шоссе Симферополь - Севастополь перед поворотом на с. Фонтаны | Курган долина р Булганак, Холодная балка | 10 мин. | Материальная и духовная культура населения Крыма в эпоху ранних металлов 1. Курган- энеолитическое погребальное сооружение. 2. Погребальный культ в эпоху ранних металлов - свидетельство развития религиозных представлений. 3. Основные занятия людей энеолита. 4. Значение кургана как памятника археологии. | Автобус остановить у кургана на 2 - 3 минуты, чтобы был виден охранный знак. Рассказ ведется в автобусе. | При показе долины р. Булганак и Холодной балки использовать приемпредварительного осмотра. Воссоздать внутреннее устройство кургана и раскрыть представления людей о загробной жизни. Реконструировать погребальный обряд. Логическим переходом должна быть мысль о том, что человек в Крыму появился в более древнюю эпоху - палеолит. |
От с. Чистенькое до с. Приятное Свидание | ⸻ | Внутренняя и Внешняя гряды гор Крыма, стела при въезде в Бахчисарайский район | 5 мин. | Крым - один из важнейших районов расселения человека в древнейшие времена 1. Причины заселения Крыма древними людьми. 2. Условия жизни и основные занятия людей. 3. Древнейшие стоянки человека. 4. Результаты последних археологических исследований. | По ходу движения автобуса | Приемы показа: локализации, зрит, реконструкции, зрит, сравнения. Приемы рассказа. описание, справка. Использовать «портфель экскурсовода» (фотография реконструкции внешнего неандертальца). Логический переход: «О жизни человека в каменном веке могут рассказать памятники материальной культуры, письменные источники о относятся к эпохе раннего железа, когда этот район населяли племена тавров». |
с. Приятное Свидание | ⸻ | Село шоссе ж/д полотно, холмы | 3 мин. | село Приятное Свидание – легенды и быль | По ходу движения автобуса | Экскурсионная справка. Логический переход: «К приезду императрицы на полуострове давно сложилась пестрая полиэтничная структура населения». |
От с. Приятное Свидание до выезда из с. Ново-Павловка | ⸻ | Скалистый мыс в долине р. Альма, река. местоположение тав- рских поселений и скифской крепости Алма - Кер- мен | 5 мин. | Эпоха железа появление первых — государственных образований в Крыму 1. Территория расселения тавров, основные занятия населения. 2. Значение скифских поселений Альминской долины в экономической и политической жизни позднескифского государства. 3. Место скифского государства в истории Восточной Европы. | По ходу движения автобуса | Показать местоположение таврских и скифских городищ, используя карт)-схем) из «портфеля экск) рсовода». Сориентировать группу на местности, используя показ современных населенных пунктов. В рассказе о занятиях тавров и скифов использовать прием характеристики. Использовать свидетельства древних авторов. Логическим переходом может служить мысль о том, что тавры и скифы приняли участие в формировании народов средневекового Крыма. |
От Екатерининской мили до с. Глубокий Яр | ⸻ | Екатерининская миля | 3 мин. | Екатерининская миля – памятник периода присоединения Крыма к России | По ходу движения автобуса | Экскурсионная справка. |
От с. Глубокий Яр до въезда в г. Бахчисарай | ⸻ | с. Глубокий Яр. местоположение средневекового карьера и половецкого кургана | 5 мин. | Этнический состав населения Юго-Западного Крма и основные отрасли его хозяйственной деятельности | По ходу движения автобуса | Экскурсионная справка. |
От въезда в г. Бахчисарай до дворца | ⸻ | Стела-въезд в город. территория современного Бахчисарая, долина реки Чурук-Су, старые улицы и дома Бахчисарая | 10 мин. | Бахчисарай - последняя столица Крымского ханства 1. Время и причины возникновения татарских поселений 2. Бахчисарай центр госу дарства военно-феодального типа. | Группа выходит из автобуса экскурсовод оформляет документы группу поставить сначала у газона так, чтобы слева находились корпуса исторического отдела, впереди ворота и другие постройки | При покате панорамы старой части города использовать прием предварительного осмотра. Используя прием зрительной реконструкции, воссоздать средневековый облик главной улицы Бахчисарая. В рассказе использовать прием описания и характеристики. Использовать цитаты путешественников, говоря о старом Бахчисарае |
Дворец | Остановка №2 Центральный двор напротив ворот | Вход, ворота Дозорная башня. Свитский корпус, помещение дворцовой стражи | 3 мин. | Архитектурные особенности Дворцового комплекса 1. Внутренний двор необходимая принадлежность средневекового дворцового комплекса | Группу поставить сначала у газона так, чтобы слева находились корпуса исторического отдела, впереди ворота и другие постройки | Предварительный осмотр и обзор двора Дать экскурсантам возможность обратить внимание на комплекс дворцовых построек Сделать искусствоведческий анализ построек, объяснить назначение отдельных построек Выделить архитектурные детали разного стиля |
Остановка №3 Центральный двор напротив ворот | Мечеть, вход на кладбище, нагробные памятники, мавзолеи | 5 мин. | 2. Архитектурные особенности Хан-Джами 3. Кладбище крымских ханов | Группу поставить так, чтобы был виден вход в мечеть, её минареты и вход на кладбище | Используя прием исторического анализа, выделить различные строительные периоды; дать характеристику эпох. | |
Остановка №4 | Здание бывших конюшен, мавзолей Диляры-Бикеч, фонтаны, террасы, Соколиная ашни | 7 мин. | 4. Западная часть дворца пример удачного сочетания разновременных разно стилевых построек | Использовать прием показа в движении | ||
Остановка №5 Возле художественного отдела в арке | ||||||
Остановка №6 Возле Соколиной башни | ||||||
2 часа (академ.) | 5. Посещение исторического отдела музея. | После посещения музея, дать 20 минут свободного времени на фотографирование и покупку сувениров | ||||
Салачик | Остановка №7 В начале Марям-Дере под мысом Бурунчак напротив медресе | Бахчисарайское ущелье, долина Марьям-Дере, м. Бурунчак, долина Ашлама-Дере, мавзлей, Зинджерлы-медресе, здание нового медресе и остатки городской башни | 5 мин. | Пещерные поселения Юго-Западного Крыма 1. Средневековый Салачик – место сосуществования 2-х религий | Группу остановить на площадке, чтобы были видны окраина Бахчисарая, мавзолей и медресе | Использовать при показе приемы предварительного осмотра и зрительной реконструкции. Использовать «портфель экскурсовода». Логический переход: «Столица строилась неподалеку от старого христианского поселения и монастыря». |
Остановка №8 Перед началом территории монастыря, перед парковкой | Долина, м. Бурунчак, искусственные и естественные пещеры и гроты, монастырская стена | 5 мин. | 2. Христианизация Крыма и причины возникновения пещерных поселений | Группу расположить перед парковкой не мешая движению автотранспорта | Используя прием исторического анализа, показать монастырь на разных этапах его существования. | |
Остановка №9 За домом настоятеля напротив монастырского кладбища | Площадь, просвирня, дом настоятеля, звонницы, лестница, пещерный храм, фонтан. Монастырские постройки в долине, кладбище | 30 мин. | 3. Успенский пещерный монастырь православная святыня Крыма. 4. Монастырское кладбище свидетель Крымской войны. | Дать 10 минут ДЛЯ самостоятельного осмотра источника и фотографирования, напомнив о правилах поведения на территории монастыря. После этого, собрать группу за домом настоятеля. В конце экскурсии дать время для самостоятельного посещения храма. | Использовать прием показа в движении. В рассказе – описание и приемы новизны | |
Староселье | Остановка №10 Возле братского кладбища | Воинский мемориал, отдельные могил | 5 мин. | 5. Братское воинское кладбище – память о ВОВ | Группу расположить напротив калитки | Использовать прием абстрагирования, прием показа мемориальной доски, описания, зрительной реконструкции, экскурсионной справки, провести ритуал «Минута молчания» |
Остановка №11 В верховье Марьям-Дере | Мыс Бурунчак, Иософатова долина. Оборонительные стены, оборудованные пещеры, остатки построек | 10 мин. | 6. Пещерный город Чуфут-Кале – характерный памятник средневекового Крыма | Группу расположить на поляне под грецким орехом | Проказ начать с приема панорамного показа. В раскрытии вопроса использовать прием исторического анализа | |
2 часа (академ.) | 7. Посещение города крепости | |||||
3 мин. | ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Значение памятников Юго-Западного Крыма в изучении истории полуострова 2. Реклама других экскурсионных маршрутов |
|