Психоаналитическая трактовка психосоматических симптомов: символизм и конверсия
Конверсионная модель З.Фрейда перенаправление энергии
Понятие конверсии возникло уже в самых ранних исследованиях истерии Фрейдом (см. случай Эмми фон Н. в "Исследованиях истерии" (Studien uber Hysterie, 1895) и в "Психоневрозах защиты" (Die Abwehr-Neuropsychosen, 1894)).
Конверсия - процесс, в результате которого отвергнутое психическое содержание (комплекс противоречивых или неприемлемых идей, желаний, чувств и т.д.) заменяется физическим симптомом.
Симптомы обретают разнообразные формы, включая моторные, сенсорные и висцеральные реакции:
анестезии, боли, параличи, тремор, конвульсии, нарушения походки, координации, глухота, слепота, рвота, икота, нарушения акта глотания.
3. Фрейд описал психосоматический механизм развития телесных заболеваний: по его мнению, при неврозах сильное эмоциональное возбуждение (психотравма) приводит к соматическим нарушениям.
В дальнейшем сложилась психоаналитическая трактовка подобных заболеваний, согласно которой психосоматические нарушения формируются вследствие сочетанного действия двух механизмов.
Со стороны сознания это механизм психологической защиты - вытеснение, являющийся преградой на пути доступа в сферу сознания неприемлемых подсознательных мыслей и влечений.
Со стороны же подсознания действует механизм конверсии, благодаря которому психотравмирующее содержание бессознательного достигает сознания в трансформированном, символическом виде и недвусмысленно указывает на внутренний конфликт.
Конверсия - смещение психологического конфликта и попытка разрешить его через различные симптомы в области тела (например моторные - параличи), или чувственные (утрата чувствительности). Происходит «прыжок из психической в соматическую инервацию». Таким образом сам конфликт удаляется из сознания и переходит в соматические симптомы.
|
То есть болезненные психосоматические проявления являются ответами на неприемлемую жизненную ситуацию в символической форме.
Так, согласно конверсионной модели заболевания опорно-двигательного аппарата (позвоночник, суставы) - отражение «пассивной раздраженности» жизненной ситуацией, которую человек, с одной стороны, не приемлет (что и служит причиной его раздражения), а с другой - не считает для себя возможным разрешить с помощью активных собственных действий. К этому обычно добавляется переживание отсутствия внешней поддержки и опоры либо ощущение буквально физического «давления» жизненных обстоятельств.
Еще одна давно попавшая в поле зрения психоанализа телесно-психологическая проблема - разнообразные боли (головные боли, боли в области сердца и др.).
Здесь можно напрямую наблюдать, как телесные боли являются отражением боли душевной, которая представляет собой, по сути, не что иное, как самонаказание, основывающегося на чувстве вины, внедренное жестким родительским воспитанием в раннем детстве в глубинные слои психики человека.
Нередко подобные расстройства возникают у истероидных натур, у которых незрелая, детская часть «Я» стремится выйти из-под контроля более зрелой части - Супер-Эго.
Предрасположенность к развитию психогенных болей отмечается также у лиц с жесткой, ригидной (эпилептоидной) структурой характера, с гипертрофированным Супер-Эго. Конверсионные (истерические) нарушения
|
§ движений,
§ чувствительности,
§ зрения,
§ речи
развиваются по механизму вытеснения («не вижу - потому что не хочу видеть», «не чувствую - потому что не хочу чувствовать») или с амонаказани я.
Психологические же причины сексуальных расстройств, связанных с вытеснением «постыдного» влечения, с навязываемыми обществом запретами, достаточно очевидны.
Интересно отметить, что с точки зрения этой модели, человек испытывает эмоциональное облегчение, даже несмотря на то, что физически ему дискомффортно, больно, тяжело - благодаря смещению гнета бессознательного конфликта из области психического в область тела.
Представляет интерес и то, что анализ конверсионной модели позволяет увидеть некоторую аналогию с известным в физике законом сохранения энергии: общее количество «энергии», доступное индивиду, остается постоянным, вне зависимости от того, на что она затрачивается; отдельные виды «энергии» как бы могут переходить друг в друга.
Приложение принципа сохранения энергии к закономерностям функционирования человеческой психики Фрейд унаследовал от Г. Гельмгольца - основоположника физиологической школы в психологии, к которой принадлежал и учитель Фрейда, физиолог Э. Брюкке.
И если определенное количество «энергии» направляется на психологическую защиту - например, на вытеснение проблемы (подавление психологического комплекса), тем самым оно отвлекается от производимой человеком активной деятельности.
В медицине подобная ситуация неадаптивного распределения ресурсов называется «синдромом обкрадывания»: это приводит к снижению позитивного личностного потенциала. А когда человек оказывается в ситуации новой психотравмы либо телесного заболевания, требующих от него максимального напряжения, использования всех душевных и физических сил, то происходит перераспределение «энергии». И на подавление старого подсознательного комплекса ее уже не хватает.
Поэтому вытесненный ранее комплекс высвобождается, прежняя психологическая проблема оживает с новой силой.